О важности учета современного опыта работы природоохранных организаций России при формировании правовой базы ООПТ. Национальный парк «Приэльбрусье».

О важности учета современного опыта работы природоохранных организаций России при формировании правовой базы ООПТ.

 

Опыт Национального парка «Приэльбрусье» ясно показал, что существующее  законодательство, при наличии многих важных и нужных правовых гарантий, всё же не обеспечивает достаточных механизмов для эффективного регулирования природоохранной и туристско-рекреационной деятельности. 

На данный момент регулирование данного направления осложнено отсутствием необходимой конкретики правовых документов. Национальные паркинаходятся в таком правовом положении, когда для сохранения природных комплексов и регулирования туристско-рекреационной деятельности следует или закрывать территорию для посещения вообще, или же находиться в противоречивом юридическом положении в отношении и с посетителями, и с туристскими организациями и с хозяйствующими субъектами - что будет вести к дальнейшей деградации  природных комплексов и потере престижа особо охраняемых природных территорий.

Законодательное обеспечение нужно и для достаточного  финансирования природоохранной деятельности за счёт собственных  средств. К примеру, Национальному парку «Приэльбрусье», с учётом его размера и рельефа территории на проведение адекватных природоохранных мероприятий и содержание соответствующего, как по количеству, так и по профессиональной квалификации штата,  существующего бюджетного финансирования явно не достаточно. Очевидно, что 23 инспектора с зарплатой в 7 тысяч рублей не смогут контролировать в достаточной степени   площадь в 100 тысяч кв. га со сложным рельефом. Для решения данной проблемы Национальному парку необходимы дополнительные финансовые средства.

   На данный момент в законе об ООПТ есть только общие слова о возможности получения собственных средств за рекреационные услуги. Что позволяет некоторым посетителям вполне справедливо говорить о том, что они никакими услугами НП не пользуются и пользоваться не собираются, а навязывать им их не имеют права. Хотя, в целом, все согласны с тем, что дополнительное финансирование природоохранных мероприятий необходимо, и оно в интересах, как владельцев рекреационных объектов, так и посетителей  территории национального парка, для которых важно созерцание природы в эстетически привлекательном, максимально близком к первозданному виду.  

Логичным и справедливым источником дополнительных финансовых средств должны быть поступления от посетителей и хозяйствующих субъектов территории ООПТ. Для этого нужно, чтобы в законе было прямым текстом прописано, что ООПТ имеют право устанавливать и брать плату за посещение своей территории, её отдельных природных объектов, а также за пользование природными ресурсами.

Хозяйствующим субъектами, деятельность которых осуществляется за счёт наличия природных ресурсов НП, но от которых никакой компенсации не идёт на природоохранную деятельность, являются, к примеру, гостиницы, турбазы, канатные дороги и др. Люди едут в Приэльбрусье в основном пообщаться с природой. Если бы не было замечательных природных условий, никому не пришло бы в голову воспользоваться гостеприимством канатных дорог и отелей. Поэтому, необходимо, чтобы законодательно была установлена компенсационная плата и разработана методика её расчёта.

В настоящее время нет правовых механизмов и для регулирования въезда автотранспорта, в т.ч. грузового. Есть только общие фразы о возможности создания автостоянок на территории, и о запрете на въезд в заповедную зону, что, к примеру, не учитывает ландшафтных особенностей территории. Следует, чтобы была также определена методика расчёта платы за въезд автотранспорта на территорию ООПТ с учётом их технических характеристик, установлен экологический сбор. К этому, также необходимо и законодательное обеспечение организации въездных кордонов на территории ООПТ. 

Передача национальными парками земельных участков в аренду под строительство рекреационных объектов подразумевала получение дополнительной прибыли ООПТ, но на данный момент национальные парки лишены финансовых поступлений от арендной платы, а также штрафов за нарушения природоохранного режима и возмещение ущерба природным комплексам. Те суммы, которые взимаются за ущерб природным комплексам и должны были бы по идее использоваться национальными парками на восстановительные мероприятия, передаётся другой структуре, которая этим не занимается. Странность данного положения очевидна.

Цель, отмеченных уточнений и поправок в законодательстве - повышение эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения и рационального использования природного и культурного наследия. Хочется надеяться, что те моменты, на которые мы обратили внимание, будут учтены при внесении поправок в законодательство, и чем скорее, тем лучше.