ФГБУ «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник»
ТЕЗИСЫ
к парламентским слушаниям на тему:
«Совершенствование правового регулирования в области развития системы
особо охраняемых природных территорий Российской Федерации».
Приокско-Террасный заповедник в своей работе по исполнению задач, на него возложенных, сталкивается со следующими основными проблемами, лежащими в правовом поле:
1. Неконтролируемая застройка охранной зоны заповедника.
Охранная зона – это земли, непосредственно прилегающие к территории заповедника, на которых установлены ограничения в природопользовании. На территории охранной зоны заповедника запрещены: рубки главного пользования; добыча полезных ископаемых; изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения; выемка грунта, распашка лугов и целины.
Все указанные ограничения природопользования в охранной зоне жизненно необходимы для выполнения главной задачи нашего заповедника: сохранения уникального природного комплекса, в котором леса таёжного типа, растущие на приокских террасах, соседствуют с участками степной растительности, расположенными в пойме реки Оки.
Нарушение окских пойменных лугов, находящихся в охранной зоне, а тем более, их застройка – неминуемо приведут к уничтожению уникального сообщества степной растительности, так называемого «феномена Окской флоры», а значит, к уничтожению заповедника, как такового.
Но именно застройка охранной зоны заповедника планируется и проводится администрацией Серпуховского района, которое выпустило ряд постановлений о переводе земель, расположенных в охранной зоне заповедника, под дачное строительство. Этот перевод земель произведён без согласования с заповедником и без какого-либо извещения администрации заповедника о выходе данных постановлений. Также администрацией Серпуховского района подготовлен проект «перспективного развития» населённых пунктов, расположенных в охранной зоне заповедника, согласно которому площадь этих населённых пунктов планируется увеличить в несколько раз.
В производстве Московского областного суда в настоящее время имеется гражданское дело № 3-103/14, в котором заявитель просит признать частично недействующим положение об охранной зоне Приокско-Террасного заповедника в части запрета на дачное строительство. При этом заявитель ссылается, что в части 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации нет прямого запрета на дачное строительство в охранной зоне заповедников.
Положение об охранной зоне нашего заповедника, как и большинства заповедников Российской Федерации, составлялось на основе статьи 40 «Земельного законодательства Союза ССР», где запрет на дачное строительство в охранных зонах был прямо прописан. В существующем Земельном кодексе Российской Федерации часть 4 статьи 95 гласит: «границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий». И негативное воздействие, которое оказывает дачная застройка охранной зоны заповедника, теперь приходится доказывать в суде.
В связи с изложенным, мы просим Государственную Думу Российской Федерации принять изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, и в части 4 статьи 95 ввести формулировку: «в границах охранных зон государственных природных заповедников запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы заповедников, в том числе: рубки главного пользования, добыча полезных ископаемых; изыскания и строительство промышленных и агропромышленных предприятий, трубопроводов и других коммуникаций, коллективных садов, дачных поселков, турбаз, домов отдыха, санаториев и других мест массового отдыха населения; выемка грунта, распашка лугов и целины, расширение существующих границ населённых пунктов».
2. Вступление в силу закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ.
Согласно этому закону в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», внесены поправки, которые лишают государственных инспекторов по охране территории заповедников права составлять протоколы и осуществлять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ (доставление, личных досмотр, досмотр вещей и документов, досмотр транспортных средств, изъятие вещей и документов, являющихся орудиями или предметами административного правонарушения, арест товаров и транспортных средств, являющихся орудиями или предметами административного правонарушения).
Указанными правами теперь будут обладать только директора заповедников и национальных парков (главные государственные инспектора) и их заместители.
Если закон № 307-РФ вступит в силу в полном объёме, это приведёт к параличу всей системы охраны заповедников и к многократному росту нарушений заповедного режима.
В связи с изложенным, мы просим Государственную Думу Российской Федерации, подготовить законопроект, наделяющий государственных инспекторов по охране территории государственных природных заповедников и национальных парков правами составления протоколов об административных правонарушениях; а до принятия этого закона, принять закон, откладывающий вступление в силу подпункта «в» пункта 19, подпункта «в» пункта 20, пункта 33, подпункта «б» пункта 86 статьи 1, статьи 5 Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ.
Заместитель директора по охране территории заповедника Князьков Н.В.