Специалисты Юридического департамента Центра правового обеспечения природопользования подготовили разъяснения о порядке включения объекта размещения отходов в ГРОРО

1 августа 2014 г. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) издала Приказ № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов».

Указанный Приказ содержит перечень объектов размещения отходов, которые по состоянию на 1 августа включены Росприроднадзором в ГРОРО.

При этом некоторые хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты размещения отходов и ранее – до 1 августа 2014 г. – представившие в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора характеристики объектов размещения отходов, составленные по результатам инвентаризации объектов размещения отходов, не обнаружили принадлежащие им объекты в сформированном ГРОРО.

Указанное обстоятельство явилось причиной многочисленных обращений природопользователей в Центр правового обеспечения природопользования (далее – Центр) за получением разъяснений о возможных причинах отсутствия эксплуатируемых ими объектов в сформированном ГРОРО и действиях, необходимых для включения данных объектов в государственный реестр.

В связи с чем, Центр подготовил соответствующие разъяснения:

С учетом п. 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792, инициатором включения объекта размещения отходов в ГРОРО выступает территориальный орган Росприроднадзора, в который поступила характеристика объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов.

При этом территориальный орган Росприроднадзора обязан представить в центральный аппарат Росприроднадзора сведения об объекте размещения отходов в 10-дневный срок с момента поступления характеристики.

Следует иметь в виду, что Приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» вступил в силу 1 августа 2014 г.

При этом до указанной даты у территориальных органов Росприроднадзора отсутствовала обязанность в 10-дневный срок с даты поступления к ним характеристик объекта размещения отходов представлять в обязательном порядке сведения об объектах размещения отходов в центральный аппарат Росприроднадзора для целей их включения в ГРОРО.

Таким образом, территориальные органы Росприроднадзора не обязаны использовать имеющиеся в их распоряжении результаты инвентаризации объектов размещения отходов, полученные от хозяйствующих субъектов до 1 августа 2014 г.

Ввиду указанного, в случае если хозяйствующий субъект, эксплуатирующий объект размещения отходов, не обнаружил принадлежащий ему объект в ГРОРО, сформированном по состоянию на 1 августа 2014 г., целесообразно представить характеристику объекта размещения, составленную на основании результатов проведения последней инвентаризации объектов размещения отходов.

При этом напоминаем, что инвентаризации объектов размещения отходов осуществляется 1 раз в 5 лет.

Для определения срока, в течение которого объект размещения отходов должен быть внесен в ГРОРО, следует учитывать, что в соответствии с п. 20 Порядка ведения государственного кадастра отходов центральный аппарат Росприроднадзора в течение 25 дней с момента поступления от территориального органа Росприроднадзора информации об объекте размещения отходов, предлагаемом к внесению в ГРОРО, рассматривает указанную информацию и присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО.

В свою очередь, ГРОРО обновляется не реже одного раза в месяц. Сведения об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, размещаются на официальных сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов с той же периодичностью.

Отдельно необходимо подчеркнуть, что в случае, если территориальный орган Росприроднадзора, в который поступила характеристика объекта размещения отходов, не обеспечил передачу соответствующих сведений в центральный аппарат Росприроднадзора в установленный срок, или центральный аппарат Росприроднадзора не обеспечил рассмотрение поступившей информации и присвоение объекту размещения отходов регистрационного номера, хозяйствующий субъект, эксплуатрирующий объект размещения отходов, чьи права и законные интересы нарушены, праве обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) соответствующих государственных органов в порядке ст. 197 Арбитражного процесуального кодекса РФ.