О МЕРАХ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИИ. Лисов В.И. , ректор Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ-РГГРУ)

 

О  МЕРАХ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В  НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИИ

 (тезисы выступления на парламентских слушаниях Госдумы 8 ноября 2013 г. «Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе»)

 

Лисов В.И. , ректор Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ-РГГРУ), заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., проф., чл.-корр. Российской Академии Образования

 

 

1. Кризисная ситуация модифицирует инвестиционную

политику России.

В соответствии с проектом федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, Минфин может недополучить порядка 1,5 трлн. руб. доходов в сравнении с показателями, закрепленными в законе "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Это осложняет общий инвестиционный процесс в России, включая сферу недропользования. Кризисные явления в российской экономике также вызвали ряд мер  по сокращению государственных расходов. Инвестиционные трудности усиливаются. В частности, большому бизнесу труднее будет организовывать государственно-частное партнерство в ближайшие годы. Однако ряд стран мира, включая США, Китай и Германию, успешно преодолевают кризисные явления за счет активного развития новых технологий и новых производств с широким применением дефицитных  редких и редкоземельных металлов (пример, с использованием энергии солнца и ветра) и др. Кроме того, государственная политика развитых стран мира стимулирует создание новых переобрабатывающих производств в сфере недропользования,  металлургической и химической промышленности в развивающихся странах Азии и Африки. Там низкая стоимость рабочей силы и наличие новых крупных рентабельных месторождений полезных ископаемых. И здесь решающее место отводится «иностранным инвестициям».

В экономической теории это называется «изменением структуры производства национальной экономики». Видимо, и в России должны меняться цели и методы инвестиционной деятельности. Меньше «псевдопроектов» - ближе к реальному производству.

 

2. Инвестиционные термины и определения.

Для России необходима более активная наступательная деятельность по привлечению в МСК и ТЭК России новых иностранных инвесторов.

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
         1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия);
         2. Портфельные или финансовые инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги);

3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Основные способы привлечения иностранных инвестиций таковы: 1) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных компаний (ОАО, ЗАО), которые могут базироваться в странах с льготным налоговым режимом; 2) регистрация на территории РФ холдинговых компаний, полностью принадлежащих иностранному капиталу; 3) привлечение иностранного капитала особенно эффективно для неосвоенного Дальнего Востока; 4) создание капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции, что свободных экономических зон, направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в отдельные регионы[1]. Именно такие «способы» должны бы стать объектом постоянной специализированной управленческой работы в Минприроды.

 

3. Тревожные данные Росстата.

Посмотрим на статистические данные о масштабах иностранных инвестиций в России.

По состоянию на конец 2012 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 362,4 млрд. долл. США, что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 60,1% (на конец 2011г. - 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%), портфельных - 2,4% (2,8%). В 2012г. в экономику России поступило 154,6 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 18,9% меньше, чем в 2011 году (табл. 1). Такие тенденции тревожны. Следует развивать соответствующую законодательную базу, в том числе применительно к недропользованию.

 

Таблица 1. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России 
по основным странам-инвесторам

                                                                                              млн. долл. США

 

Накоплено на конец 
  декабря 2012 г.

В том числе

Справочно:
 
поступило 

  в 2012г.

всего

в % к
  итогу

прямые

порт-
  фельные

прочие

Всего   инвестиций1)

362366

100

136018

8716

217632

154570

из них по   основным 
  странам-инвесторам

307930

85,1

104602

7026

196302

84036

в том   числе: 
  Кипр

76739

21,2

52769

1795

22175

16455

Нидерланды

61490

17,0

21248

64

40178

21126

Люксембург

42774

11,8

1285

261

41228

11523

Китай

27922

7,7

1460

4

26458

740

Соединенное 
  Королевство 
  (Великобритания)

26677

7,4

3315

3059

20303

13490

Германия

24913

6,9

11388

12

13513

7202

Ирландия

14310

3,9

281

1

14028

4671

Виргинские   о-ва 
  (Брит.)

12506

3,5

8357

1794

2355

3501

Япония

10779

3,0

1239

6

9534

1135

Франция

9820

2,7

3260

30

6530

4193

_____________________
1) Включая инвестиции из государств-участников СНГ.

Источник: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/41inv27.htm

            По своей инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов недропользование в России стоит на 3-м месте (табл. 2).

Таблица 2. Наиболее привлекательные для иностранных инвесторов

сферы бизнеса в России в 2012 г.

 

Ранг, №

Отрасль

Удельный вес привлеченных иностранных   инвестиций, %

1

Обрабатывающие   производства

30,6%

2

Оптовая   и розничная торговля, ремонт

18,7%

3

Добыча   полезных ископаемых

17,6%

4

Операции   с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

11,0%

5

Транспорт   и связь

8,5%

6

Финансовая   деятельность

6,5%

7

Строительство

3,7%

8

Остальные   отрасли

3,4%

                     Всего иностранные  инвестиции

100,0%

    Источник. Рассчитано по данным Росстата.

Как следует из данных Росстата, в  последние годы 3-4 года в России на добычу полезных ископаемых приходилось от 12,0 - 12, 6% поступавших иностранных инвестиции. Из них на добычу «топливно-энергетических полезных ископаемых» пошло 9,5 -10,4%, а «прочих полезных ископаемых»  2,5 - 1,7%.

В этой инвестиционной сфере Россия в разы отстает от Канады, Бразилии, ЮАР, Китая и ряда других сырьевых стран мира.

 

4. Нужны целевые меры по повышению инвестиционной привлекательности недропользования в России.

Для Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию важно предпринять целевые меры по повышению инвестиционной привлекательности пользования недрами нашей страны.

Здесь можно выделить такие меры: 1) законодательные; 2) институциональные для улучшения делового климата в России и развития нужной инвесторам инфраструктуры (на федеральном, региональном и корпоративном уровне); 3) стратегического управления сферой недропользования.

В России с ее разнообразными природными условиями и порой достаточно эффективным ведением бизнеса имеются «точки роста» для иностранных инвестиций в европейской части России (Карелия, Центрально-Черноземный край, Северный Кавказ и др.), а также на юге Сибири и Дальний Восток.

Например, минеральный сектор экономики Дальнего Востока в новой государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» относится к числу ключевых приоритетов развития региона, привлекательных для иностранных инвесторов. Речь идет не только об инвесторах из Китая, но Германии, Республики Корея и даже Японии с ее проблемой «спорных территорий».

Подпрограмма «Развитие минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – подпрограмма МСК) является второй из 12 подпрограмм, утвержденных в структуре упомянутой Госпрограммы до 2025 г. Она ставит новые структурные и институциональные задачи для российской экономики. Целевая направленность подпрограммы  – это создание условий для ускорения экономического роста через «переход от сырьевой ориентации территории к более глубокой переработке минерального сырья; повышение эффективности использования имеющегося … природно-ресурсного потенциала; …поддержку приоритетных инвестиционных проектов …минерально-сырьевого комплекса с использованием механизмов государственно-частного партнерства»[2].

Примечательно, что недропользование в России может быть «наукоемким» и основанным на применении новейшей российской и иностранной техники, а также новых форм организации производства. Вот наиболее важные задачи  подпрограммы МСК: 1) формирование и освоение социально-экономических минерально-сырьевых центров роста; 2) создание в этих центрах металлургических производств глубокой переработки; 3) стимулирование геологического изучения недр; 4) обеспечение оптимального взаимодействия добывающего, обрабатывающего и инфраструктурного секторов и др. К сожалению, важная программная задача – воспроизводство сырьевой базы и развитие геологоразведки – лишь продекларирована и не нашла отражения ни в структуре и составе инвестиционных проектов, намеченных к реализации, ни в предлагаемых институциональных мерах стимулирования развития минерального сектора экономики. Также  требуется целевое развитие экспортных производств с участием иностранного капитала. Поддерживаю мнение нашего уважаемого д.т.н., проф.  Е.А. Козловского, что региону нужны «сырьевые базы высоколиквидных и дефицитных видов полезных ископаемых» (олово, молибден, вольфрам, свинец, редкоземельные металлы и др.) для экспортных поставок в нуждающиеся страны АТР. В целом, сырьевой экспорт России должен быть более диверсифицированным[3].

Иностранные аналитики, например, из канадской компании «Кинросс Гольд», предлагают свои «деловые рекомендации» в адрес  Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию: 1) существенное снижение участия государства в совместных проектах по недропользованию на Востоке страны; 2) установление  мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, в том числе иностранных инвесторов; 3) упрощение процедуры доступа иностранных инвесторов к пользованию участками недр федерального значения для целей разведки и добычи полезных ископаемых, более четкая законодательная регламентация условий, порядка и возможных ограничений пользования данными участками недр; 4) большее использования лизинговых и концессионных механизмов финансирования с привлечением частных инвестиций на срок до 50 лет и др.[4]

 

5. Усилить внимание к освоению твердых полезных ископаемых.

Решая назревшие инвестиционные и законодательные проблемы, следует разделить меры, направленные для расширения добычи нефти и газа, и меры по наращиванию добычи дефицитных на мировом рынке твердых полезных ископаемых.

И снова для России встает вопрос  о принятии ФЗ «О нефти».

Кстати, на Дальнем Востоке отмечается активный рост иностранного участия в инвестиционной и текущей производственной деятельности. В последние годы доля иностранных компаний, например, в добыче драгоценных металлов в основных золотодобывающих регионах Дальнего Востока значительно превысила среднероссийское значение. Так, если в РФ доля иностранных компаний в добыче драгоценных металлов возросла в 2005 – 2011 гг. с 16,8 до 25,0%, то в Дальневосточном федеральном округе эти значения составили 21,1 и 44,0% соответственно. При этом в некоторых дальневосточных субъектах РФ эта доля еще значительнее (например, в 2009 г. в Амурской области она составила 67,5%, в Чукотском автономном округе 82%, в Камчатском крае – более 90%)[5].

Приведенные выше цифры показывают, что в России имеются особенно большие факторы и ресурсы для привлечения иностранных инвесторов для поиска, разведки и разработки твердых полезных ископаемых.

Экспертами иностранных компаний и независимыми аналитиками критикуются сложившийся  в РФ экономический и деловой климат, излишне жесткое законодательство (включая ФЗ «О недрах») и налоговый режим, известная коррупционность принятия решений, в том числе в российских судах и др.

По данным Росстата[6], из накопленных на начало 2012 г. страной иностранных инвестиций 347 млрд. на долю добычи полезных ископаемых пришлось лишь 56 или 16,3%. Как выше отмечалось, с учетом кризисных тенденций последних лет такие инвестиции понизились до  12%

Концептуальные недостатки имеет российская система лицензирования пользования недрами. Так, в России запрещается частным и иностранным инвесторам в одиночку осваивать значительные участки недр. Это относится к крупным стратегическим месторождениям на арктическом шельфе, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако не разрабатываются также «безопасные» малые местные месторождения в Карелии, на Северной Кавказе, юге Сибири, Приморье и др.

 

 

 

6. Назрела избирательная либерализация в сфере недропользования.

Имеет ли Россия «специфические геополитические и экономические интересы», которые должны накладывать жесткие ограничения на привлечение иностранных компаний для освоения крупных месторождений в малоосвоенных районах Восточной Сибири  и особенно Дальнего Востока? Такие ограничения могут быть, но их  надо бы снизить в разы.

Промышленное развитие в мире обостряет конкурентную борьбу добывающих компаний (в том числе России), что обусловливает необходимость внешнеполитической и экономической поддержки со стороны их правительств. Необходима более активная наступательная деятельность управленческого аппарата и отраслевой науки по привлечению в МСК и ТЭК России новых иностранных инвесторов.

В соответствии с ФЗ «О порядке иноинвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение» (2008 г.) допуск иностранных инвесторов к крупным месторождениям нефти, газа, редких металлов и других ценных ископаемых осуществляется лишь по решению специальной правительственной комиссии. Так, шельфовые месторождения, согласно закону, могут разрабатывать исключительно российские госкомпании. Такая стратегия недропользования в России в период до 2020 г  уже неадекватна, а сам ФЗ должен бы получить свои новые «консервативные» и «либеральные» ниши для стимулирования привлечения иностранных инвестиций.

Полагаю, что количество соответствующих здесь ограничений надо снизить в разы, резко расширив управленческие компетенции наших органов федеральной и региональной власти и осуществляя государственный надзор за итогами их деятельности.

С этой целью государственная система лицензирования пользования недрами должны быть дополнена системой преференций для иностранных инвесторов, идущих в восточные регионы РФ:

1) существенное снижение участия государства в совместных проектах по недропользованию на Востоке страны;

2) предоставление возможности получения прав пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по факту открытия месторождения полезных ископаемых в границах расширяющегося лицензионного участка;

3) устранение требования о необходимости полного опоискования участка недр федерального значения до обращения в Правительство Российской Федерации с заявкой на получение права разведки и добычи в пределах такого участка;

4) замена механизма конфискации участка при наличии угрозы обороноспособности и безопасности и нерыночной компенсации механизмом основанном на снижении доли иностранного инвестора  до порогового уровня с поэтапной продажей основанной на рыночных условиях;

5) установления  мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, в том числе иностранных инвесторов;

6) упрощение процедуры доступа иностранных инвесторов к пользованию участками недр федерального значения для целей разведки и добычи месторождений полезных ископаемых, более четкая законодательная регламентация условий, порядка и возможных ограничений пользования данными участками недр;

7) большее использования лизинговых и концессионных механизмов финансирования с привлечением частных инвестиций на срок до 50 лет и др.

В законодательном отношении РФ остро нуждается в специальных свободных экономических зонах для активизации недропользования. При решении таких проблем полезно чаще использовать механизмы договорной практики (вместо аукционной или конкурсной). Следует повысить роль гражданского законодательства в сделках по недропользованию, на что ориентирует ст. 11 ФЗ «О недрах».

 

7. Умело конкурировать за лучшее Будущее!

Шесть развитых стран мира (Австралия, КНР, США, Россия, Канада, Южно-Африканская Республика) производят более 50%  стоимости добываемого в мире минерального сырья. Они обеспечивают современную промышленность подавляющим большинством видов полезных ископаемых, что является гарантией нормального функционирования всего мирового промышленного производства.

Показательно, что в рамках продуманной экономической стратегии КНР сумел ныне стать почти монопольным производителем и экспортером (95%) дорогостоящих редкоземельных металлов, столь важных для энергетики, микроэлектроники, атомной промышленности и военной техники.

В этой связи для России назрело время принятия ряда законов и подзаконных актов для нашего рывка в сфере добычи руд редких и редкоземельных металлов и производства из них металлов, нужного качества (чистоты) для поставок на экспорт. Россия, наконец, должна приступить к освоению уникального якутского Томторского редкоземельного месторождения. Появился шанс, чтобы Россия в ближайшие 50 лет стала поставщиком на внутренний рынок и экспортером тысяч тонн дешевого ниобия, ряда редкоземельных металлов (Sc, Y, Ce, La, Pr, Nd, Sm, Eu) и еще титана. С экономической точки зрения наиболее интересен ниобий (Nb), содержание которого в среднем – 6,5 кг на тонну. Второй в списке – скандий (Sc), которого 1,5 кг на тонну, в то время как экономически оправданным считается содержание 150 гр этого элемента на тонну. Запуск Томторского месторождения, например,  с участием ГК «Росатома», «АЛРОСА»  и ряда других инвесторов может привести к эффекту «револьверной экономики». В начале создается опорная жилая и  производственная база и запускаются в эксплуатацию самые перспективные участки месторождения. Все средства, которые вложены в этот процесс, окупаются за три-четыре года. Последующую прибыль можно использовать на расширение созданного производства, а часть - на освоение сопутствующих месторождений. В этой связи рекомендую в 2014 г. разработать и принять ФЗ «Об особой экономической зоне «Томтор».

 

8. Улучшить систему управления в геологоразведочной отрасли.

Анализ ситуации с привлечением в недропользование в России иностранных инвесторов показывает необходимость большой перестройки деятельности Минприроды РФ (развитие законодательства и международных связей) и Федерального агентства по недропользованию (текущая работа с недропользователями). С 2004 г., когда прошла управленческая «административная реформа», прошло почти 10 лет. Анализ имеющихся в действующей системе названных органов власти управленческих функций и подразделений показывает их неразвитость и неспособность быстро и эффективно решать новые внешнеэкономические и внешнеторговые задачи.

В силу большой отраслевой специфики организации геологической работы и промышленного недропользования известные «внешнеэкономические и внешнеторговые миссии» Минэкономразвития  без объемного и разностороннего участия Минприроды не могут переломить сложившиеся сегодня негативные тенденции.

Очевидно, что для сферы недропользования нужно создать свои специализированные управленческие и консалтинговые структуры. Нужен  особый Инвестиционный фонд для недропользования России (ИФНР) как аналог Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Активизация инновационной политики требует от Минприроды рывка в области венчурного бизнеса, что ставит вопрос об отраслевом Фонде поддержки венчурного бизнеса в недропользовании (ФПВБН).

Для самой геологической отрасли требуется усиление внимания в текущей управленческой работе и в отраслевых НИР к стратегическому маркетингу, маркетингу внешнеэкономических и внешнеторговых проектов.

Следует с большим размахом и умением на уровне наших структур федеральной и региональной власти рекламировать разведанные, но не используемые месторождения, искать по всему миру потенциальных инвесторов и заинтересованные промышленные компании, формировать и обновлять перечни рентабельных проектов недропользования, искать требуемые российские и иностранные инвестиции, развивать с участием других министерств и ведомств точечную инфраструктуру (дороги, полевые аэродромы, линии электропередач, связь, новые поселения с рабочей силой и др.).

Чтобы решать такие новые задачи для Минприроды и Федерального агентства по недропользованию нужны иные объемы и структура формирования бюджетных доходов и расходов.

15 февраля 2012 г. Комитет РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров провел  «Круглый стол» по теме: «Административные барьеры в привлечении иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации». Ряд аналитических материалов и ценных рекомендаций размещены по адресу: www.goskontrol-rspp.ru

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Многое от масштабного привлечения иностранных инвестиций в сферу недропользования будет зависеть от нового организационного облика и внешнеэкономического курса Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию. Лишь в случае назревшей управленческой реформы появятся нужны законодательные проекты новых ФЗ и многочисленные предложения по поправкам в российском законодательстве.

В самой Госдуме полезно бы сравнить и взвесить, например, предлагаемый инвестиционный проект строительства скоростной железной дороги Москва – Казань и уже обсуждаемый в большом бизнесе проект освоения уникального якутского Томторского редкоземельного месторождения.

Проблема повышения инвестиционной привлекательности пользования российскими недрами имеет свои «нетрадиционные решения».

 

Монографии автора

 

1. Лисов В.И. Некоторые аспекты развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях модернизации экономики // М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2011, 468 с.

2. Лисов В.И. Проблемы развития высшего инженерно-технического образования России // М.: ИД МГРИ-РГГРУ, 2013, 297 с.

 



[1] Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд. // М.: КНОРУС, 2011, 272 с.

[2] Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. № 466-р, с. 194-19 (см.: base.garant.ru/70351168/).

[3] Козловский Е.А. Дальний Восток – зона притяжения (взгляд на перспективу в историческом плане) // М.: ООО «Центр информационных технологий в природопользовании», 2006, с. 359-361.

[4] Корпоративная брошюра:  Привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации // Торонто: Корпорация Кинросс Гольд, 2011, 80 с.

[5] Брайко В.Н., Иванов В.Н., Кашуба С.Г. Итоги работы отрасли по добыче и производству драгоценных металлов и драгоценных камней в 2011 г. и прогноз ее развития на ближайшие годы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2012, № 3, с. 61-79.

[6] https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/42inv27.htm