О МЕРАХ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИИ
(тезисы выступления на парламентских слушаниях Госдумы 8 ноября 2013 г. «Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе»)
Лисов В.И. , ректор Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ-РГГРУ), заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., проф., чл.-корр. Российской Академии Образования
1. Кризисная ситуация модифицирует инвестиционную
политику России.
В соответствии с проектом федерального бюджета на 2014 - 2016 годы, Минфин может недополучить порядка 1,5 трлн. руб. доходов в сравнении с показателями, закрепленными в законе "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Это осложняет общий инвестиционный процесс в России, включая сферу недропользования. Кризисные явления в российской экономике также вызвали ряд мер по сокращению государственных расходов. Инвестиционные трудности усиливаются. В частности, большому бизнесу труднее будет организовывать государственно-частное партнерство в ближайшие годы. Однако ряд стран мира, включая США, Китай и Германию, успешно преодолевают кризисные явления за счет активного развития новых технологий и новых производств с широким применением дефицитных редких и редкоземельных металлов (пример, с использованием энергии солнца и ветра) и др. Кроме того, государственная политика развитых стран мира стимулирует создание новых переобрабатывающих производств в сфере недропользования, металлургической и химической промышленности в развивающихся странах Азии и Африки. Там низкая стоимость рабочей силы и наличие новых крупных рентабельных месторождений полезных ископаемых. И здесь решающее место отводится «иностранным инвестициям».
В экономической теории это называется «изменением структуры производства национальной экономики». Видимо, и в России должны меняться цели и методы инвестиционной деятельности. Меньше «псевдопроектов» - ближе к реальному производству.
2. Инвестиционные термины и определения.
Для России необходима более активная наступательная деятельность по привлечению в МСК и ТЭК России новых иностранных инвесторов.
В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия);
2. Портфельные или финансовые инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги);
3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
Основные способы привлечения иностранных инвестиций таковы: 1) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных компаний (ОАО, ЗАО), которые могут базироваться в странах с льготным налоговым режимом; 2) регистрация на территории РФ холдинговых компаний, полностью принадлежащих иностранному капиталу; 3) привлечение иностранного капитала особенно эффективно для неосвоенного Дальнего Востока; 4) создание капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции, что свободных экономических зон, направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в отдельные регионы[1]. Именно такие «способы» должны бы стать объектом постоянной специализированной управленческой работы в Минприроды.
3. Тревожные данные Росстата.
Посмотрим на статистические данные о масштабах иностранных инвестиций в России.
По состоянию на конец 2012 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 362,4 млрд. долл. США, что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 60,1% (на конец 2011г. - 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%), портфельных - 2,4% (2,8%). В 2012г. в экономику России поступило 154,6 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 18,9% меньше, чем в 2011 году (табл. 1). Такие тенденции тревожны. Следует развивать соответствующую законодательную базу, в том числе применительно к недропользованию.
Таблица 1. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам
млн. долл. США
|
Накоплено на конец |
В том числе |
Справочно: |
|||
всего |
в % к |
прямые |
порт- |
прочие |
||
Всего инвестиций1) |
362366 |
100 |
136018 |
8716 |
217632 |
154570 |
из них по основным |
307930 |
85,1 |
104602 |
7026 |
196302 |
84036 |
в том числе: |
76739 |
21,2 |
52769 |
1795 |
22175 |
16455 |
Нидерланды |
61490 |
17,0 |
21248 |
64 |
40178 |
21126 |
Люксембург |
42774 |
11,8 |
1285 |
261 |
41228 |
11523 |
Китай |
27922 |
7,7 |
1460 |
4 |
26458 |
740 |
Соединенное |
26677 |
7,4 |
3315 |
3059 |
20303 |
13490 |
Германия |
24913 |
6,9 |
11388 |
12 |
13513 |
7202 |
Ирландия |
14310 |
3,9 |
281 |
1 |
14028 |
4671 |
Виргинские о-ва |
12506 |
3,5 |
8357 |
1794 |
2355 |
3501 |
Япония |
10779 |
3,0 |
1239 |
6 |
9534 |
1135 |
Франция |
9820 |
2,7 |
3260 |
30 |
6530 |
4193 |
_____________________
1) Включая инвестиции из государств-участников СНГ.
Источник: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/41inv27.htm
По своей инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов недропользование в России стоит на 3-м месте (табл. 2).
Таблица 2. Наиболее привлекательные для иностранных инвесторов
сферы бизнеса в России в 2012 г.
Ранг, № |
Отрасль |
Удельный вес привлеченных иностранных инвестиций, % |
1 |
Обрабатывающие производства |
30,6% |
2 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт |
18,7% |
3 |
Добыча полезных ископаемых |
17,6% |
4 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
11,0% |
5 |
Транспорт и связь |
8,5% |
6 |
Финансовая деятельность |
6,5% |
7 |
Строительство |
3,7% |
8 |
Остальные отрасли |
3,4% |
Всего иностранные инвестиции |
100,0% |
Источник. Рассчитано по данным Росстата.
Как следует из данных Росстата, в последние годы 3-4 года в России на добычу полезных ископаемых приходилось от 12,0 - 12, 6% поступавших иностранных инвестиции. Из них на добычу «топливно-энергетических полезных ископаемых» пошло 9,5 -10,4%, а «прочих полезных ископаемых» 2,5 - 1,7%.
В этой инвестиционной сфере Россия в разы отстает от Канады, Бразилии, ЮАР, Китая и ряда других сырьевых стран мира.
4. Нужны целевые меры по повышению инвестиционной привлекательности недропользования в России.
Для Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а также Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию важно предпринять целевые меры по повышению инвестиционной привлекательности пользования недрами нашей страны.
Здесь можно выделить такие меры: 1) законодательные; 2) институциональные для улучшения делового климата в России и развития нужной инвесторам инфраструктуры (на федеральном, региональном и корпоративном уровне); 3) стратегического управления сферой недропользования.
В России с ее разнообразными природными условиями и порой достаточно эффективным ведением бизнеса имеются «точки роста» для иностранных инвестиций в европейской части России (Карелия, Центрально-Черноземный край, Северный Кавказ и др.), а также на юге Сибири и Дальний Восток.
Например, минеральный сектор экономики Дальнего Востока в новой государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» относится к числу ключевых приоритетов развития региона, привлекательных для иностранных инвесторов. Речь идет не только об инвесторах из Китая, но Германии, Республики Корея и даже Японии с ее проблемой «спорных территорий».
Подпрограмма «Развитие минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее – подпрограмма МСК) является второй из 12 подпрограмм, утвержденных в структуре упомянутой Госпрограммы до 2025 г. Она ставит новые структурные и институциональные задачи для российской экономики. Целевая направленность подпрограммы – это создание условий для ускорения экономического роста через «переход от сырьевой ориентации территории к более глубокой переработке минерального сырья; повышение эффективности использования имеющегося … природно-ресурсного потенциала; …поддержку приоритетных инвестиционных проектов …минерально-сырьевого комплекса с использованием механизмов государственно-частного партнерства»[2].
Примечательно, что недропользование в России может быть «наукоемким» и основанным на применении новейшей российской и иностранной техники, а также новых форм организации производства. Вот наиболее важные задачи подпрограммы МСК: 1) формирование и освоение социально-экономических минерально-сырьевых центров роста; 2) создание в этих центрах металлургических производств глубокой переработки; 3) стимулирование геологического изучения недр; 4) обеспечение оптимального взаимодействия добывающего, обрабатывающего и инфраструктурного секторов и др. К сожалению, важная программная задача – воспроизводство сырьевой базы и развитие геологоразведки – лишь продекларирована и не нашла отражения ни в структуре и составе инвестиционных проектов, намеченных к реализации, ни в предлагаемых институциональных мерах стимулирования развития минерального сектора экономики. Также требуется целевое развитие экспортных производств с участием иностранного капитала. Поддерживаю мнение нашего уважаемого д.т.н., проф. Е.А. Козловского, что региону нужны «сырьевые базы высоколиквидных и дефицитных видов полезных ископаемых» (олово, молибден, вольфрам, свинец, редкоземельные металлы и др.) для экспортных поставок в нуждающиеся страны АТР. В целом, сырьевой экспорт России должен быть более диверсифицированным[3].
Иностранные аналитики, например, из канадской компании «Кинросс Гольд», предлагают свои «деловые рекомендации» в адрес Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию: 1) существенное снижение участия государства в совместных проектах по недропользованию на Востоке страны; 2) установление мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, в том числе иностранных инвесторов; 3) упрощение процедуры доступа иностранных инвесторов к пользованию участками недр федерального значения для целей разведки и добычи полезных ископаемых, более четкая законодательная регламентация условий, порядка и возможных ограничений пользования данными участками недр; 4) большее использования лизинговых и концессионных механизмов финансирования с привлечением частных инвестиций на срок до 50 лет и др.[4]
5. Усилить внимание к освоению твердых полезных ископаемых.
Решая назревшие инвестиционные и законодательные проблемы, следует разделить меры, направленные для расширения добычи нефти и газа, и меры по наращиванию добычи дефицитных на мировом рынке твердых полезных ископаемых.
И снова для России встает вопрос о принятии ФЗ «О нефти».
Кстати, на Дальнем Востоке отмечается активный рост иностранного участия в инвестиционной и текущей производственной деятельности. В последние годы доля иностранных компаний, например, в добыче драгоценных металлов в основных золотодобывающих регионах Дальнего Востока значительно превысила среднероссийское значение. Так, если в РФ доля иностранных компаний в добыче драгоценных металлов возросла в 2005 – 2011 гг. с 16,8 до 25,0%, то в Дальневосточном федеральном округе эти значения составили 21,1 и 44,0% соответственно. При этом в некоторых дальневосточных субъектах РФ эта доля еще значительнее (например, в 2009 г. в Амурской области она составила 67,5%, в Чукотском автономном округе 82%, в Камчатском крае – более 90%)[5].
Приведенные выше цифры показывают, что в России имеются особенно большие факторы и ресурсы для привлечения иностранных инвесторов для поиска, разведки и разработки твердых полезных ископаемых.
Экспертами иностранных компаний и независимыми аналитиками критикуются сложившийся в РФ экономический и деловой климат, излишне жесткое законодательство (включая ФЗ «О недрах») и налоговый режим, известная коррупционность принятия решений, в том числе в российских судах и др.
По данным Росстата[6], из накопленных на начало 2012 г. страной иностранных инвестиций 347 млрд. на долю добычи полезных ископаемых пришлось лишь 56 или 16,3%. Как выше отмечалось, с учетом кризисных тенденций последних лет такие инвестиции понизились до 12%
Концептуальные недостатки имеет российская система лицензирования пользования недрами. Так, в России запрещается частным и иностранным инвесторам в одиночку осваивать значительные участки недр. Это относится к крупным стратегическим месторождениям на арктическом шельфе, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако не разрабатываются также «безопасные» малые местные месторождения в Карелии, на Северной Кавказе, юге Сибири, Приморье и др.
6. Назрела избирательная либерализация в сфере недропользования.
Имеет ли Россия «специфические геополитические и экономические интересы», которые должны накладывать жесткие ограничения на привлечение иностранных компаний для освоения крупных месторождений в малоосвоенных районах Восточной Сибири и особенно Дальнего Востока? Такие ограничения могут быть, но их надо бы снизить в разы.
Промышленное развитие в мире обостряет конкурентную борьбу добывающих компаний (в том числе России), что обусловливает необходимость внешнеполитической и экономической поддержки со стороны их правительств. Необходима более активная наступательная деятельность управленческого аппарата и отраслевой науки по привлечению в МСК и ТЭК России новых иностранных инвесторов.
В соответствии с ФЗ «О порядке иноинвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение» (2008 г.) допуск иностранных инвесторов к крупным месторождениям нефти, газа, редких металлов и других ценных ископаемых осуществляется лишь по решению специальной правительственной комиссии. Так, шельфовые месторождения, согласно закону, могут разрабатывать исключительно российские госкомпании. Такая стратегия недропользования в России в период до 2020 г уже неадекватна, а сам ФЗ должен бы получить свои новые «консервативные» и «либеральные» ниши для стимулирования привлечения иностранных инвестиций.
Полагаю, что количество соответствующих здесь ограничений надо снизить в разы, резко расширив управленческие компетенции наших органов федеральной и региональной власти и осуществляя государственный надзор за итогами их деятельности.
С этой целью государственная система лицензирования пользования недрами должны быть дополнена системой преференций для иностранных инвесторов, идущих в восточные регионы РФ:
1) существенное снижение участия государства в совместных проектах по недропользованию на Востоке страны;
2) предоставление возможности получения прав пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по факту открытия месторождения полезных ископаемых в границах расширяющегося лицензионного участка;
3) устранение требования о необходимости полного опоискования участка недр федерального значения до обращения в Правительство Российской Федерации с заявкой на получение права разведки и добычи в пределах такого участка;
4) замена механизма конфискации участка при наличии угрозы обороноспособности и безопасности и нерыночной компенсации механизмом основанном на снижении доли иностранного инвестора до порогового уровня с поэтапной продажей основанной на рыночных условиях;
5) установления мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, в том числе иностранных инвесторов;
6) упрощение процедуры доступа иностранных инвесторов к пользованию участками недр федерального значения для целей разведки и добычи месторождений полезных ископаемых, более четкая законодательная регламентация условий, порядка и возможных ограничений пользования данными участками недр;
7) большее использования лизинговых и концессионных механизмов финансирования с привлечением частных инвестиций на срок до 50 лет и др.
В законодательном отношении РФ остро нуждается в специальных свободных экономических зонах для активизации недропользования. При решении таких проблем полезно чаще использовать механизмы договорной практики (вместо аукционной или конкурсной). Следует повысить роль гражданского законодательства в сделках по недропользованию, на что ориентирует ст. 11 ФЗ «О недрах».
7. Умело конкурировать за лучшее Будущее!
Шесть развитых стран мира (Австралия, КНР, США, Россия, Канада, Южно-Африканская Республика) производят более 50% стоимости добываемого в мире минерального сырья. Они обеспечивают современную промышленность подавляющим большинством видов полезных ископаемых, что является гарантией нормального функционирования всего мирового промышленного производства.
Показательно, что в рамках продуманной экономической стратегии КНР сумел ныне стать почти монопольным производителем и экспортером (95%) дорогостоящих редкоземельных металлов, столь важных для энергетики, микроэлектроники, атомной промышленности и военной техники.
В этой связи для России назрело время принятия ряда законов и подзаконных актов для нашего рывка в сфере добычи руд редких и редкоземельных металлов и производства из них металлов, нужного качества (чистоты) для поставок на экспорт. Россия, наконец, должна приступить к освоению уникального якутского Томторского редкоземельного месторождения. Появился шанс, чтобы Россия в ближайшие 50 лет стала поставщиком на внутренний рынок и экспортером тысяч тонн дешевого ниобия, ряда редкоземельных металлов (Sc, Y, Ce, La, Pr, Nd, Sm, Eu) и еще титана. С экономической точки зрения наиболее интересен ниобий (Nb), содержание которого в среднем – 6,5 кг на тонну. Второй в списке – скандий (Sc), которого 1,5 кг на тонну, в то время как экономически оправданным считается содержание 150 гр этого элемента на тонну. Запуск Томторского месторождения, например, с участием ГК «Росатома», «АЛРОСА» и ряда других инвесторов может привести к эффекту «револьверной экономики». В начале создается опорная жилая и производственная база и запускаются в эксплуатацию самые перспективные участки месторождения. Все средства, которые вложены в этот процесс, окупаются за три-четыре года. Последующую прибыль можно использовать на расширение созданного производства, а часть - на освоение сопутствующих месторождений. В этой связи рекомендую в 2014 г. разработать и принять ФЗ «Об особой экономической зоне «Томтор».
8. Улучшить систему управления в геологоразведочной отрасли.
Анализ ситуации с привлечением в недропользование в России иностранных инвесторов показывает необходимость большой перестройки деятельности Минприроды РФ (развитие законодательства и международных связей) и Федерального агентства по недропользованию (текущая работа с недропользователями). С 2004 г., когда прошла управленческая «административная реформа», прошло почти 10 лет. Анализ имеющихся в действующей системе названных органов власти управленческих функций и подразделений показывает их неразвитость и неспособность быстро и эффективно решать новые внешнеэкономические и внешнеторговые задачи.
В силу большой отраслевой специфики организации геологической работы и промышленного недропользования известные «внешнеэкономические и внешнеторговые миссии» Минэкономразвития без объемного и разностороннего участия Минприроды не могут переломить сложившиеся сегодня негативные тенденции.
Очевидно, что для сферы недропользования нужно создать свои специализированные управленческие и консалтинговые структуры. Нужен особый Инвестиционный фонд для недропользования России (ИФНР) как аналог Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Активизация инновационной политики требует от Минприроды рывка в области венчурного бизнеса, что ставит вопрос об отраслевом Фонде поддержки венчурного бизнеса в недропользовании (ФПВБН).
Для самой геологической отрасли требуется усиление внимания в текущей управленческой работе и в отраслевых НИР к стратегическому маркетингу, маркетингу внешнеэкономических и внешнеторговых проектов.
Следует с большим размахом и умением на уровне наших структур федеральной и региональной власти рекламировать разведанные, но не используемые месторождения, искать по всему миру потенциальных инвесторов и заинтересованные промышленные компании, формировать и обновлять перечни рентабельных проектов недропользования, искать требуемые российские и иностранные инвестиции, развивать с участием других министерств и ведомств точечную инфраструктуру (дороги, полевые аэродромы, линии электропередач, связь, новые поселения с рабочей силой и др.).
Чтобы решать такие новые задачи для Минприроды и Федерального агентства по недропользованию нужны иные объемы и структура формирования бюджетных доходов и расходов.
15 февраля 2012 г. Комитет РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров провел «Круглый стол» по теме: «Административные барьеры в привлечении иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации». Ряд аналитических материалов и ценных рекомендаций размещены по адресу: www.goskontrol-rspp.ru
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Многое от масштабного привлечения иностранных инвестиций в сферу недропользования будет зависеть от нового организационного облика и внешнеэкономического курса Минприроды РФ и Федерального агентства по недропользованию. Лишь в случае назревшей управленческой реформы появятся нужны законодательные проекты новых ФЗ и многочисленные предложения по поправкам в российском законодательстве.
В самой Госдуме полезно бы сравнить и взвесить, например, предлагаемый инвестиционный проект строительства скоростной железной дороги Москва – Казань и уже обсуждаемый в большом бизнесе проект освоения уникального якутского Томторского редкоземельного месторождения.
Проблема повышения инвестиционной привлекательности пользования российскими недрами имеет свои «нетрадиционные решения».
Монографии автора
1. Лисов В.И. Некоторые аспекты развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях модернизации экономики // М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2011, 468 с.
2. Лисов В.И. Проблемы развития высшего инженерно-технического образования России // М.: ИД МГРИ-РГГРУ, 2013, 297 с.
[1] Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд. // М.: КНОРУС, 2011, 272 с.
[2] Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. № 466-р, с. 194-19 (см.: base.garant.ru/70351168/).
[3] Козловский Е.А. Дальний Восток – зона притяжения (взгляд на перспективу в историческом плане) // М.: ООО «Центр информационных технологий в природопользовании», 2006, с. 359-361.
[4] Корпоративная брошюра: Привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации // Торонто: Корпорация Кинросс Гольд, 2011, 80 с.
[5] Брайко В.Н., Иванов В.Н., Кашуба С.Г. Итоги работы отрасли по добыче и производству драгоценных металлов и драгоценных камней в 2011 г. и прогноз ее развития на ближайшие годы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2012, № 3, с. 61-79.
[6] https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/42inv27.htm