Судебная практика по экологии и природопользованию, ст. 8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. 2008-13гг.

Постановление суда от 31 января 2013 г. по делу № А23-4100/2012

 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд (Брянская область, Калужская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область)

Статья КоАП РФ: ст. 8.41

Административным органом проведена проверка организации на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что организация при осуществлении хозяйственной деятельности осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками, при этом плата за негативное воздействие на окружающую среду не производится.

В случае если в результате деятельности физических и юридических лиц происходит негативное воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в ФЗ «Об охране окружающей среды», на них возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок.

Суд, в ходе рассмотрения материалов дела, установил, что организация осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также факт превышения предельно допустимых концентраций аммиака в атмосферном воздухе. Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у организации отсутствует.

В связи с чем организация обязана вносить плату за такое воздействие в сроки, установленные Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Резюме суда:

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду организацией, в результате деятельности которой происходит такое воздействие, в установленные законодательством сроки образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.

 

 

Постановление суда от 23 июля 2012 г. № 09АП-16378/2012-АК по делу № А/

Арбитражный суд: Девятый арбитражный апелляционный суд

Статья КоАП РФ: ст. 8.41

Административным органом проведена проверка организации, в процессе осуществления хозяйственной деятельности которой образуются отходы производства и потребления.

По результатам проверки установлено, что организация не внесла в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду, что послужило основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.

Организация обратилась в арбитражный суд с целью обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, указывая на то, что отходы для размещения переданы другой организации с оплатой услуг данной организации по размещению отходов.

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Суд указал, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов лежит на организации, образующей данных отходы.

При этом, заключение организацией договоров на оказание услуг по размещению отходов, а также фактическая оплата данных услуг не означают, что и бремя оплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит к организациям, оказывающим услуги по размещению отходов.

Резюме суда:

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду организацией – образователем отходов, осуществившей передачу отходов для размещения по договору на оказание услуг по размещению отходов, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.

 

Постановление суда от 24 мая 2012 г. № 09АП-10416/2012-АК по делу № А40-127709/11-106-646

Арбитражный суд: Девятый арбитражный апелляционный суд

Статья КоАП РФ: ст. 8.41

Административным органом проведена проверка организации на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. По результатам проверки организация привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены специальные требования к объектам размещения отходов: создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 1). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2). Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 6).

Суд установил, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В действиях организации отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, т.к. организация не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Резюме суда:

Отсутствие у организации эксплуатируемых объектов размещения отходов исключает возможность осуществления ею деятельности по размещению отходов.

 

 

Постановление суда от 25 ноября 2011 г. по делу № А42-4835/2011

Арбитражный суд: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Статья КоАП РФ:

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация, являясь юридическим лицом, осуществляющим деятельность, связанную с природопользованием и выбросом загрязняющих веществ в окружающую среду, не внесла в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Резюме суда:

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.

 

 

 Постановление суда от 3 ноября 2011 г. по делу № А56-34848/2011

Арбитражный суд: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Статья КоАП РФ: ст. 8.41

Административным органом проведена проверка организации на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, в результате которой выявлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности организацией были образованы отходы, переданные по договору на размещение отходов специализированной организации. По мнению административного органа, данный договор является подтверждением возникновения у организации обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Суд, рассмотрев материалы дела, установил, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. При этом довод административного органа о доказанности осуществления организацией деятельности по размещению отходов, подтвержденной указанным договором, судом отклонен, поскольку согласно условиям договора транспортировку и размещение отходов осуществляет специализированная организация. Одновременно суд указывает, что наличие в данном договоре условия о внесении собственником отходов платы за негативное воздействие на окружающую среду не является бесспорным доказательством возникновения у организации обязанности по внесению данных платежей.

Следует отметить, что при разрешении дела суд ссылается, в том числе, на позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2011 г. № 1752/11.

Резюме суда:

Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не возникает в случае, если образуемые организацией отходы производства и потребления переданы по договору на размещение отходов специализированной организации.

 

 

Постановление суда от 10 ноября 2011 г. по делу № А56-21525/2011

Арбитражный суд: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Статья КоАП РФ: ст. 8.41

Административным органом проведена проверка организации на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки выявлено невнесение организацией платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, образующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности. По результатам проверки организация привлечена к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Довод административного органа о том, что подтверждением размещения организацией отходов является совершение ею действий по разработке лимитов на размещение отходов и представлению расчетов платы за размещение отходов, отклонен судом. При этом указанные действия оценены судом как добросовестное заблуждение природопользователя относительно своих обязанностей, что в свою очередь не только не может являться доказательством осуществления деятельности по размещению отходов, но и не препятствует возврату из бюджета ошибочно внесенных платежей.

Действующее законодательство не содержит требований к внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, только исходя из права собственности на образующиеся отходы. В данном случае организация не является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Резюме суда:

Отсутствие у организации собственных объектов размещения отходов, а также наличие заключенных договоров на передачу отходов специализированной организации для последующего размещения, свидетельствует о невозможности признания организации субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

 

 

Постановление суда от 10 октября 2011 г. № 09АП-23686/2011 по делу № А40-44221/11-122-226

Арбитражный суд: Девятый арбитражный апелляционный суд

Статья КоАП РФ: ст. 8.41

Административным органом проведена проверка организации на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что в результате хозяйственной деятельности организации образуются отходы I - V класса опасности. Также установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду организацией не вносится. В связи с выявленным правонарушением организация привлечена административным органом к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ.

Организация при обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности в обоснование своей позиции указывает на то, что не является субъектом данного правонарушения, так как осуществляет деятельность, не связанную с размещением отходов.

В ходе рассмотрения материалов дела судом установлен факт размещения образующихся отходов.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

Резюме суда:

В случае доказанности факта размещения организацией образующихся в результате хозяйственной деятельности отходов указанная организация признается субъектом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 

 

 

Постановление от 5 сентября 2011 г. по делу № А21-2502/2011

Арбитражный суд: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Статья КоАП РФ: ст. 8.41

Административным органом проведена проверка организации на предмет соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В результате проверки установлено, что организация, осуществляя выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения, в нарушение требований природоохранного законодательства внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду с нарушением установленных законом сроков.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Приказом Минприроды России от 26 января 1993 г. плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Резюме суда:

Невнесение организацией, осуществляющей выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения, в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.

 

 

 

Постановление суда от 1 сентября 2011 г. № КГ-А40/7722-11 по делу № А40-85973/10-119-467

Арбитражный суд: ФАС Московского округа

Предмет рассмотрения: взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду

Административный орган обратился в арбитражный суд с иском к организации о взыскании в доход федерального бюджета задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки представленных организацией расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду административным органом выявлен факт несанкционированного размещения организацией механически обезвоженных осадков сточных вод на полигоне для размещения отходов посредством сторонней организации.

В ходе рассмотрения дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы апелляционной инстанции о том, что передача организацией осадков сточных вод сторонней организации не свидетельствуют о размещении данного осадка на территории полигона именно организацией-собственником отходов, а также, что сам факт передачи отходов другим лицам в каких-либо целях не является основанием для взыскания с ответчика платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В результате суд пришел к выводу о том, что отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. Именно собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. Заключение договора на транспортировку не предусматривает переход права собственности на отходы.

Резюме суда:

Обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов лежит на лице, образовавшем данные отходы, и переходит к иному лицу только в случае перехода права собственности на размещаемые отходы либо заключения договора на конечное размещение отходов. Заключение договора на транспортировку отходов не освобождает организацию-собственника отходов от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов.

 

 

 

Постановление суда от 2 августа 2011 г. по делу № А41-9817/11

Арбитражный суд: Десятый арбитражный апелляционный суд

Статья КоАП РФ: ст. 8.41

Административным органом проведена проверка индивидуального предпринимателя, в результате которой установлено, что при осуществлении им хозяйственной деятельности не осуществлялось внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что самостоятельно не осуществлял ни хранение ни захоронение образующихся в результате его предпринимательской деятельности отходов и, следовательно, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Также из материалов дела следует, что между предпринимателем (заказчик) и сторонней организацией (исполнитель) заключен договор на предоставление услуг по вывозу и размещению бытовых отходов производства и потребления, условия которого устанавливают, что исполнитель принимает отходы и размещает их на полигоне. При этом обязанность внесения платы за негативное воздействие сохраняется за заказчиком.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъектами платы за размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность.

Резюме суда:

Фактические действия по размещению отходов, по мнению суда, не имеют значения при решении вопроса о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.

 

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2011 г. по делу № А56-24576/2010

В ходе проверки организации, основной целью деятельности которой является разработка источников электропитания, установлено, что организация не вносила плату за негативное воздействие на окружающую среду. Административное нарушение, выразившееся в отсутствии оплаты на негативное воздействие на окружающую среду, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Административный орган не указал, какие виды вредного воздействия на окружающую среду осуществляет организация, какие объекты и как эксплуатируются, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены. Также не были представлены доказательства, что в результате осуществления организацией деятельности по разработке источников электропитания происходит воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия.

Резюме суда:

Суд признал незаконным привлечение организации, основной целью деятельности которой является разработка источников электропитания, к административной ответственности, установленной статьей 8.41 КоАП РФ, поскольку административным органом не доказан факт осуществления организацией деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

 

 

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2011 г. по делу № А41-32604/10

В ходе проверки соблюдения организацией законодательства об охране окружающей среды административным органом установлено, что в результате деятельности организации образуются отходы производства в виде ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок (1 класс опасности), мусора от бытовых помещений (4 класс опасности), обреза, опилок и стружки натуральной древесины (5 класс опасности). В нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду организацией не вносится.

По результатам проверки организация привлечена к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ. Организация не представила суду доказательств того, что у нее отсутствовала возможность для соблюдения правил, установленных действующим законодательством в области охраны окружающей среды, а также принятия всех зависящих от нее мер по их соблюдению.

Резюме суда:

Образование отходов 1-5 класса опасности и эксплуатация источников вредных выбросов в атмосферу без внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду образуют состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.41 КоАП РФ.

 

 

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 января 2011 г. по делу № А02-860/2010

В ходе проверки соблюдения организацией законодательства об охране окружающей среды административным органом установлено, что в результате деятельности организации образуются отходы производства и потребления 4 класса опасности. В нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду организацией не вносится.

По результатам проверки организация привлечена к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Резюме суда:

Суд признал незаконным привлечение организации к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку административный орган не доказал осуществление организацией деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 

 

Постановление ФАС Центрального округа от 7 октября 2010 г. по делу № А36-1742/2010

В ходе проведенной проверки соблюдения Обществом природоохранного законодательства Административным органом установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, хранение отходов). В нарушение ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Обществом не соблюдены сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4-й кварталы 2009 года.

По результатам проверки Административным органом составлен акт и вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по факту выявленного нарушения законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации объектов, хозяйственная деятельность которых оказывает отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды, на основании которых Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.

Резюме суда:

Несоблюдение организацией, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, сроков внесения платы за негативное воздействие образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.41 КоАП РФ.

 

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 октября 2010 г. № А03-3457/2010

Административным органом проведена плановая проверка в отношении Обшества по соблюдению экологических требований законодательства при обращении с отходами, соблюдению нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что при эксплуатации топочных производится выброс загрязняющих веществ в атмосферу. При этом оформленное в установленном порядке разрешение на выброс загрязняющих веществ у Общества отсутствует. Проект нормативов предельно допустимых выбросов не разработан. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха не осуществляется. План природоохранных мероприятий не составлен и ответственное лицо за соблюдением природоохранного законодательства не назначено. Количество образования отходов не установлено, инвентаризация отходов не проводится.

Усмотрев в действиях Общества признаки административных правонарушений, Административный орган в отношении Общества составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, на основании которых были приняты постановления, в соответствии с которыми Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной соответственно частью 1 статьи 8.21 и статьей 8.41 КоАП РФ.

Резюме суда:

Отсутствие у организации, обладающей стационарными источниками воздействия на окружающую среду, специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

 

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2010 г. по делу № А56-87994/2009

Организация вменяется в вину то, что при осуществлении своей деятельности она образует отходы (мусор от бытовых помещений) и, при этом, остается их собственником, а от размещения образованных отходов происходит негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с тем, что организацией не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения образуемых отходов, административный орган привлек данную организацию к ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.

По мнению суда, поскольку объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище и т.д.), само по себе размещение отходов может осуществляться не иначе, как только в объектах размещения отходов.

Резюме суда:

Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Без установления факта размещения образуемых организацией отходов в специально оборудованных местах (объектах размещения отходов) привлечение данной организации к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является незаконным.

 

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 августа 2010 г. по делу № А44-845/2010

Административным органом проведена проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой Административный орган установил, что, осуществляя деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду посредством выброса передвижными объектами в атмосферный воздух загрязняющих веществ - дизельного топлива, Общество не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом пунктов 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 1, 2 Приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

По факту нарушения составлен акт и протокол об административном правонарушении, а постановлением Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ.

Резюме суда:

По мнению суда, Административный орган правомерно привлек организацию к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку, организация, осуществляя деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую природную среду (использовала дизельное топливо при эксплуатации автотранспорта), не вносила указанную плату.

 

 

Постановление ФАС Поволжского округа от 23 июля 2010 г. по делу № А12-3959/2010

Административным органом проведена плановая выездная проверка Общества по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды при осуществлении деятельности.

В ходе проверки Комитетом установлены следующие нарушения:

- на территории Общества расположены здания, имеющие источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без проведения производственного экологического контроля на источниках выбросов за соблюдением предельно-допустимых выбросов, что является нарушением требований ч. 1 ст. 34, ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 4 апреля 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

- в ходе осуществления деятельности Общества образуются отходы производства и потребления I, III, IV, V классов опасности, При этом на момент проверки Общество не осуществляло учет вышеперечисленных отходов, обращение с отходами I - IV класса осуществлялся при отсутствии назначенных и прошедших профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с такими отходами, лиц, что является нарушением требований ч. 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ, ч. 2, 3 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

- Общество не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III кварталы 2009 года, что является нарушением требований ч. 1, 2, 3 ст. 16 Закона № 7-ФЗ и п. 1, 2 Приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду".

По результатам проверки административным органом составлены протоколы об административном правонарушении и вынесены постановления, которыми Общество привлечено к административной ответственности, которая предусмотрена ст. 8.1, 8.2 и 8.41 КоАП РФ.

Резюме суда:

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

 

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 июля 2010 г. по делу № А42-11243/2009

Административным органом проведена проверка Учреждения, в ходе которой установлено, что Учреждение, осуществляющее выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и осуществляющее деятельность по временному накоплению отходов на собственной территории, не уплатило плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 - 4 кварталы 2008 года и за 1 - 3 кварталы 2009 года.

По результатам проверки составлены Акт и Протокол о совершении Учреждением правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41 КоАП РФ.

Резюме суда:

Суд пришел к выводу о законности привлечения организации к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, поскольку организация осуществляет выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, следовательно, является субъектом внесения названной платы.

 

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2010 г. по делу № А26-11275/2009

По результатам проверки исполнения водного законодательства Прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. В постановлении указано, что Администрацией при эксплуатации сетей и выпусков ливневой канализации, собственником которых является Администрация, не соблюдаются требования природоохранного законодательства. В том числе установлено невнесение Администрацией платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Резюме суда:

Администрация городского округа привлечена к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ поскольку материалами дела подтверждается факт оказания негативного воздействия принадлежащим и эксплуатируемым Администрацией объектом коммунального хозяйства (ливневой канализацией) на водный объект, что, в свою очередь, является основанием для расчета и внесения в установленном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 

 

Постановление ФАС Уральского округа от 12 мая 2010 г. № Ф09-3328/10-С1 по делу № А47-4759/2008

Управлением проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказа Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", Приказа Ростехнадзора от 8 июля 2006 г. № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду".

В ходе проверки было выявлено, что Обществом в нарушение требований ст. 16 Закона № 7-ФЗ, ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 28 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" не представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-й квартал 2008 г.; полностью не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления за 1-й квартал 2008 г.

Резюме суда:

Поскольку образуемые в процессе горнодобывающей деятельности организации отходы, самостоятельно организацией не размещаются, а передаются третьим лицам в соответствии с заключенными с ними договорами, у административного органа отсутствуют основания для привлечения организации к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части такого вида негативного воздействия как размещение отходов.