Определение Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. № 303-КГ14-8795. Признание незаконным отказа Росприроднадзора в утверждении нормативов ПДВ. расчет нормативов ПДВ произведен без учета фона (у Росгидромета отсутствуют данные о результатах мониторинга а

Определение Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. № 303-КГ14-8795

Предмет рассмотрения: признание незаконным отказа Росприроднадзора в утверждении нормативов ПДВ

Причина отказа в утверждении: расчет нормативов ПДВ произведен без учета фона (у Росгидромета отсутствуют данные о результатах мониторинга атмосферного воздуха)

Организация обратилась в Управление Росприроднадзора с заявлением об утверждении нормативов ПДВ.

Согласно проекту к нормированию заявлены: Железа оксид; Марганец и его соединения (в пересчете на марганца (IV) оксид; Азота диоксид (Азот (IV) оксид); Азот (II) оксид (Азота оксид); Серная кислота (по молекуле Н2SO4); Углерод оксид; Фториды газообразные; Сера диоксид-Ангидрид сернистый; Бенз/а/пирен (3,4-Бензпен); Бензин (нефтяной;, малосернистый); Керосин; Эмульсол; Взвешенные вещества. Пыль неорганическая: до 20% SiO2; Пыль абразивная, Углерод (сажа); Пыль неорганическая ,70-20% SiO.

Управление Росприроднадзора возвратило организации материалы об утверждении нормативов ПДВ без утверждения, поскольку в представленных материалах расчет рассеивания по двум веществам - пыли неорганической: 70-20% SiO2 иуглероду (саже) произведен без учета фона, тогда как, по мнению Управления, учет фонового загрязнения обязателен для всех загрязняющих веществ, для которых величина наибольшей приземной концентрации, создаваемая в зоне влияния выбросов, превышает 0,1.

Не согласившись с неутверждением нормативов ПДВ, организация обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Организация считает, что, поскольку фоновые концентрации по углероду (саже) и пыли неорганической 70-20% SiO Росгидрометом и подведомственным ему учреждением (Центром мониторинга загрязнения окружающей среды) по запросу организации представлены не были, значение фона по названным веществам при расчёте нормативов вынужденно принято организацией равным нулю.

Вместе с тем, организация отмечает, что Росприроднадзор не вправе отказать в утверждении нормативов ПДВ в отношении всех представленных на утверждение веществ только потому, что по двум веществам не представлены значения фоновой концентрации.

Давая оценку доводам организации, суд основывался на следующих умозаключениях.

1. Как следует из представленного проекта нормативов ПДВ, организацией приведены результаты расчётов максимальной приземной концентрации загрязняющих веществ, согласно которым доля предельно допустимой концентрации в жилой застройке составила: по углероду (саже) от 0,5 до 1,7 (0328), по пыли неорганической: 70-20% SiO – от 0,2 до 2,2 (2908).

В этой связи, приходит к выводу суд, действие Управления Росприроднадзора по нерассмотрению проекта норматива выбросов по названным веществам (пыли неорганической и саже) является правомерным.

Вместе с тем, поскольку основанием для возврата материалов по утверждению нормативов явилось отсутствие фона только по углероду (саже) и пыли неорганической: 70-20% SiO, суд пришел к выводу о том, что оставление без рассмотрения нормативов выбросов по остальным загрязняющим веществам не соответствует действующему законодательству, поскольку из ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не следует, что под нормативом предельно допустимого выброса понимается совокупность вредных (загрязняющих) веществ.

2. Согласно п. 7.2 ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утв. Госкомгидрометом СССР 4 августа 1986 г. № 192, определение фоновой концентрации производится на основании данных наблюдений за загрязнением атмосферы по нормативной методике, утвержденной Госкомгидрометом и Минздравом СССР. Фоновые концентрации устанавливаются местными органами Госкомгидромета (УГКС) и Минздрава СССР по данным регулярных наблюдений на сети постов Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК) или по данным подфакельных наблюдений.

Согласно п. 5.4.4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

Суд отметил, что законодательно установленная обязанность уполномоченных органов государственной власти по ведению мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения предполагает создание возможности для получения достоверных сведений о фоне по загрязняющим веществам.

Вместе с тем, непредставление организации сведений о фоновых концентрациях по углероду (саже) и пыли неорганической: 70-20% SiO не является основанием для использования при определении норматива выброса по названным загрязняющим веществам фоновой концентрации, равной нулю.

3. Считая, что отказ от утверждения нормативов ПДВ по двум веществам, для которых организацией использован показатель фона, равный 0, правомерен, суд исходил из требования о необходимости использования фонового загрязнения атмосферы, якобы содержащегося в ОНД-86 (не указывая при этом ссылку на пункт и раздел ОНД-86).

Вместе с тем, в соответствии с абз. 5 п. 1 разд. 2.4 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованного Письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333, если приземная концентрация вредного вещества в атмосферном воздухе, формируемая выбросами этого вещества предприятием, не превышает 0,1 ПДК, то учет фонового загрязнения атмосферы не требуется, и группы веществ, обладающие комбинированным вредным воздействием, в которые входит данное вещество, не рассматриваются.

Необходимо отметить, что в ОНД-86 подобное требование не установлено.

Резюме суда:

По мнению суда, в случае, если приземная концентрация вещества в атмосферном воздухе, формируемая выбросами этого вещества организацией, превышает 0,1 ПДК, проведение расчета рассеивания при разработке проекта ПДВ без учета фона (в том числе принятие фона, равного нулю) является правомерным основанием для отказа в утверждении проекта ПДВ по такому веществу даже в случае непредставления Росгидрометом и подведомственными ему учреждениями данных государственного мониторинга атмосферного воздуха по такому веществу.

https://www.ecospecialist.ru/priobresti-po-spetsialist.html