Решение Верховного Суда РФ от 9 февраля 2016 года № АКПИ15-1379 «О признании недействующими абзацев второго, седьмого, восьмого и тринадцатого Письма Росприроднадзора от 3 июня 2013 года № ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов»

Решение Верховного Суда РФ от 9 февраля 2016 года № АКПИ15-1379 «О признании недействующими абзацев второго, седьмого, восьмого и тринадцатого Письма Росприроднадзора от 3 июня 2013 года № ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов»

Организация обратилась в суд с исковым заявлением о признании недействующими ряда положений Письма Росприроднадзора от 3 июня 2013 года № ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов».

В том числе положение, которым предусматривается, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») платным является само негативное воздействие на окружающую среду (одним из видов которой является размещение отходов), а не хозяйственная деятельность, связанная с данным воздействием. То есть обязательство по плате за размещение отходов возникает у образователя отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Положение, в соответствии с которым передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие договора на оказание услуг по транспортировке, размещению не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

Таким образом, если хозяйствующим субъектом передано право собственности на образовавшиеся в результате его деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по размещению отходов, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника отходов.

А также положение, которым определяется, что действующее законодательство содержит четкое указание на то, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

Рассмотрев материалы дела, приняв во внимание изменения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, вступившие в силу 1 января 2016 года, суд сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»  плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, от хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались отходы, за исключением твердых коммунальных отходов; региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по их размещению. При этом от исполнения указанной обязанности освобождены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Суд указывает, что разъяснения оспариваемых положений не соответствуют содержанию статей 16 и 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определяющих виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, и полный круг ее плательщиков.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Письма Росприроднадзора от 3 июня 2013 года № ВК-06-01-36/7676 «О плате за размещение отходов» противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что влечет признание их не действующими со дня вступления в силу изменений, внесенных в нормативное правовое регулирование правоотношений, возникающих в связи с взиманием платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно с 1 января 2016 года.

https://www.ecospecialist.ru