Изменение класса опасности отхода, предусмотренного ФККО-2002 в связи с включением данного вида отхода в ФККО-2014, является основанием ...Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 августа 2016 года по делу № А42-4617/2016 Обстоятельства дела:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 августа 2016 года по делу  № А42-4617/2016

Обстоятельства дела: 

1.        Организация размещает отходы производства и потребления.

2.        Административным органом проведена проверка представленного организацией расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) за 2, 3 и 4 кварталы 2013 года  и выявлено наличие недоимки, образовавшейся в результате неверного применения коэффициента, учитывающего инфляцию, в отношении загрязняющего вещества «железо», а также в результате неверного применения коэффициента 0,3 при расчете платы за размещение твердых бытовых отходов на санкционированной свалке.

3.        Размер платы за НВОС с учетом указанной недоимки составил 4 530 799, 90 руб.

Организация, не оспаривания основания для доначисления платы за НВОС, сослалась на необходимость перерасчета указанной платы, указав, что во 2,3 и 4 квартале 2013 года производила расчет платы за НВОС, применяя вид отхода «Отходы песка очистных и пескоструйных устройств металлургии», фактически, не производя и не размещая такого отхода, при наличии только паспорта на отходы песка в металлургии, относящегося к IV классу опасности; согласно протоколу биотестирования, производимый организацией песок относится к V классу опасности; поскольку с 2013 по 2016 гг. организация фактически производила и размещала одни и те же виды отходов, не изменяя производственный процесс и используя одни и те же материалы в производстве, то вид отходов «Отходы песка в металлургии» следует относить к V классу опасности.

Не усматривая оснований для перерасчета указанной платы за НВОС, административный орган обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с организации  платы за НВОС в указанной сумме – 4 530 799, 90 руб.

Решение суда: исковые требования административного органа удовлетворить в полном объеме

Правовое обоснование:

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа1992 года № 632 (далее – Порядок).

Организация полагает, что размер платы за НВОС за 2,3 и 4 квартал 2013 года подлежит пересчету в связи с тем, что в первоначальном расчете по отходу  «Отходы песка очистных и пескоструйный устройств (в металлургии)» указан IV класс опасности, что соответствует размеру платы 248,4 руб./тонн, в то время как данный отход фактически представляет собой  вид отхода «Песок формовочный горелый  отработанный» V класса опасности, что соответствует размеру платы 8 руб./тонна.

Как установлено материалами дела, организацией в расчетах платы за НВОС за 2,3 и 4 квартал 2013 года  указано размещение отхода «Отходы песка очистных и пескоструйных устройств», код по ФККО 3140020008004.

Согласно паспорту опасного отхода, по данному виду отхода определен IV класс опасности.

Согласно пояснениям организации, указание в расчете платы за НВОС за 2, 3 и 4 квартал 2013 года по отходу «Отходы песка» кода 3140020008004 «Отходы песка очистных и пескоструйных устройств» связано с тем, что в ФККО-2002  отсутствовал иной код, позволяющий идентифицировать отходы.

Вместе с тем, данный код не является корректным, поскольку на производстве ответчика отсутствует применение пескоструйных устройств, фактически ответчик производит отход в виде формовочной смеси («горелая земля»), о чем имеется соответствующая ссылка в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В связи с введением в действие ФККО-2014 организация производимому по отходу «Отходы песка» указала код35715001494 «Песок формовочный горелый отработанный», что более соответствует процессу образования и состава отхода и направила соответствующие пробы на экспертизу.

Согласно экспертному заключению, составленному в 2015 году, данному виду отхода присвоен V класс опасности.

В связи с тем, что на протяжении всей деятельности организации производственный процесс на предприятия оставался неизменным, в том числе, процесс образования отходов, присвоение спорному виду отхода V класса опасности является, по мнению ответчика, основанием для перерасчета суммы НВОС за 2,3 и 4 квартал 2013 года.

Суд согласился с доводами организации о том, что в 2,3 и 4 квартале 2013 года у нее не было иного выбора, кроме как указание по спорному виду отхода кода ФККО-2002 3140020008004 «Отходы песка очистных и пескоструйных устройств».

Таким образом, в связи с тем, что ФККО-2002 не содержит иных кодов классификации отходов песка в металлургии, организация правомерно указала код 3140020008004.

В связи с утверждением Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года № 445 Федерального классификационного каталога отходов (далее – ФККО-2014), производимый организацией отход песка подлежит классификации по коду 35715001494 как песок формовочный горелый отработанный.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей в 1 квартале 2013 года) юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

В соответствии с примечанием к ФККО-2002, одиннадцатая и двенадцатая цифры тринадцатизначного кода отходов используются для кодирования опасных свойств отходов и их комбинаций, тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды.

Следовательно, вид отхода 3140020008004 относится к IV классу опасности.

Вместе с тем, вид отхода по коду ФККО-2014 3 57 150 01 49 4 «Песок формовочный горелый отработанный» также относится к IV классу опасности.

На основании Приказа Росприроднадзора от 15 декабря 2015 года № 1008, ФККО - 2014 дополнен видом отхода «песок формовочный горелый отработанный практически неопасный» код 3 57 150 11 49 5, отнесенному к V классу опасности.

Поскольку Приказ Росприроднадзора вступает в силу с 1 февраля 2016 года, до этой даты классифицировать вид отхода по коду 3 57 150 11 49 5 (класс опасности V)  у организации не было правовых оснований.

Кроме того, согласно паспорту опасного отхода от 26 декабря 2005 года производимый организацией отход отнесен к IV классу опасности.

При этом оснований распространять действие экспертного заключения на виды отходов, произведенные и размещенные во 2, 3 и 4  кварталах 2013 года, у суда не имеется.

Резюме суда: изменение класса опасности отхода, предусмотренного ФККО-2002 в связи с включением данного вида отхода в ФККО-2014, является основанием для отнесения образующихся отходов к классу опасности, предусмотренному ФККО-2014.

При этом расчет платы за размещение отходов с учетом нового класса опасности возможен со дня вступления в силу нормативного правового акта о  внесении изменений в ФККО-2014.

Перерасчет платы за предыдущие периоды в данном случае не соответствует действующему законодательству.

https://www.ecours.ru/ru/