Заключение договора на разработку ПНООЛР не освобождает хозяйствующий субъект от обязанности по соблюдению требований природоохранного законодательства

Постановление Лужского городского суда Ленинградской области от 28 марта 2017 года по делу № 5-41/2017

Предмет рассмотрения: привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением к Административному органу о признании незаконным постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Решение суда: Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Общества.

Фабула дела:

В результате проведения Административным органом плановой проверки было установлено, что Общество при ведении хозяйственной деятельности осуществляет накопление отходов производства и потребления различных классов опасности с целью последующей транспортировки для размещения, передачи для использования и обезвреживания без разработанных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Правовое обоснование:

1. Согласно пункту 2 статьи 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 24 ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Требования к подготовке и представлению документов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты, установлены Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50) (далее – Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

В соответствии с пунктом 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора, в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

2. Общество ссылается на заключение договора с Организацией на разработку нормативно-технической документации, что, по мнению Общества, является предпринятыми мерами для соблюдения природоохранного законодательства.

3. Суд, отказывая в удовлетворении требований Общества, указал на то, что в материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него достаточные и своевременные меры по соблюдению требований закона о подготовке и утверждению в установленном законом порядке документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заблаговременно в установленные сроки до дня проведения проверки, для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей.

Доводы Общества о заключении договора на разработку нормативно-технической документации с Организацией не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, поскольку заключение такого договора не освобождает Общество от обязанности по контролю за исполнением такого договора и соблюдению требований природоохранного законодательства.

Резюме суда:

Накопление отходов производства и потребления без разработанных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

Заключение договора на разработку нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не освобождает хозяйствующий субъект от обязанности по контролю за исполнением такого договора и соблюдению требований природоохранного законодательства.

https://www.ecours.ru/ru/