Сегодня в Государственной думе рассматривался бюджет на 2015-2017 годы. По традиции публикую стенограмму моего выступления.
В бюджете на 2015 год успех или неуспех решения тех или иных задач определяется не столько бюджетными рычагами и бюджетными проектировками.
Потому что ситуация, когда в 2003, 2004, 2005, 2006 и даже 2011 году был бюджетный резерв, фактически 2-3 триллиона рублей каждый год,
и он вкладывался в Резервный фонд и Стабилизационный фонд, либо доходы бюджета просто занижались, этого резерва в бюджете сейчас нет.
А, следовательно, такого люфта для ошибок в бюджетных проектировках тоже нет. Поэтому успех или неуспех в решении социальных и экономических
проблем лежат во многом за рамками бюджета и требуют решений по всем отраслям. И сегодня на представлении бюджета, конечно, должен был бы
присутствовать Председатель Правительства.
Мы, конечно, пожинаем плоды не только тяжелой внешнеэкономической ситуации, но и системных концептуальных ошибок всех предыдущих 10-15 лет.
И это не только бюджетные ошибки, когда благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура в виде доходов от нефти и газа десятилетие вкладывалась
в чужую экономику. Это и все остальные реформы, которые проводились по всем отраслям.
Итак, что делалось все последние 10 лет и за что мы теперь расплачиваемся?
2001 год – налоговая реформа. Что с ней? Провалилась.
2002 год – пенсионная реформа. Что случилось с ней? Повалилась.
2003 год – реформа электроэнергетики. Провалилась, пожинаем теперь рост тарифов ЖКХ.
2004 год – жилищный кодекс, начало реформы ЖКХ. Успех? Провал!
2005 год – монетизация льгот. Дополнительно только в тот год это обошлось нам в 400 млрд.руб.
2007 год – ЕГЭ.
2008-2009 годы - перерыв на кризис, когда мы буквально заливали деньгами банки и финансовые институты.
2012 год – реформа бюджетной сферы, пресловутый 83 Федеральный закон. Пожинаем плоды.
Наконец, 2013 год – реформа научной сферы и разгром Российской Академии Наук…
Каждая реформа сопровождалась разрушением отрасли, дополнительными бюджетными расходами и снижением эффективности. Поэтому если
сейчас мы хотим сохранить эти сферы, то нужно не только дополнительное бюджетное финансирование, нужно просто повернуть вредные
реформы вспять, нужен разворот к нормальному, цивилизованному механизму.
Как ни парадоксально, но прогноз бюджета – 2015 можно характеризовать как наиболее точный. Иного прогноза цены на нефть в данной ситуации
быть не может, потому что экономически предсказать ситуацию нельзя. Мировая экономика находится на восходящей стадии экономического цикла,
экономических причин для падения цены на нефть нет. Источники и причины исключительно внешнеполитические и не Минфин, а служба внешней
разведки скорее предскажет какова будет цена на нефть.
Что касается экономических параметров бюджета, то мне представляется, что они скорее всего будут близки к реальности. Естественно, в таких условиях
экономического роста 1,2% не будет. Рост будет около нуля. Но и инфляции 5,5% тоже не будет, она будет существенно выше. Поэтому номинально
доходы и расходы, скорее всего, будут выполнены по бюджету, а вот та индексация пособий и выплат, которая предусмотрена в связи с инфляцией,
конечно, окажется недостаточной.
Что касается бюджета в целом, тут жизнь, наконец, заставила Минфин отказаться от нескольких совершенно вредных механизмов. В частности,
это первый бюджет, где в плановом порядке не предусматривается, наконец, производить одновременно и заимствования, то есть брать деньги в долг,
и пополнять Резервный фонд. При этом почему-то сохраняется бюджетное правило, а это означает, что все равно Правительство боится признать: то,
что было принято раньше – абсолютная глупость и вредная вещь. Это означает, что дефицита бюджета реально на следующий год не будет 430 млрд.рублей,
а если его восполнят нефтегазовыми доходами, которые должны были пойти в Резервный фонд, то дефицит будет существенно меньше - менее 100 млрд.руб.
И не нужно никого вводить в заблуждение, что в Федеральном бюджете дефицит будет (его не будет), а вот в региональных бюджетах дефицит
действительно будет реальный, 500 млрд.руб. дефицита региональных бюджетов придется покрывать кредитами банков.
Отказ от обязательного накопительного элемента пенсии и перечисления взносов финансовым посредникам - НПФ и Внешэкономбанку - тоже был
правильным решением, это дало дополнительно в бюджет 350 млрд.рублей. Правильным шагом стал отказ от схемы финансирования государственного
оборонного заказа по банковской схеме. Формально это дало увеличение расходов бюджета на оборону, на самом деле оно не такое значительное,
мы просто перешли к цивилизованной схеме — финансированию закупок вооружения непосредственно через бюджет, а не по банковской кредитной схеме.
Что касается абсолютно вредных вещей, которые запланированы на 2015 год. Прежде всего это налоговый маневр. О каком сокращении налогового пресса
идет речь, если повышается налог на добычу полезных ископаемых, фактически это 1 трлн.300 млрд.руб., и больше половины будут вынуждены оплачивать
внутренние потребители, промышленность, отечественная экономика?! Это дополнительный серьезный налоговый пресс на внутреннего потребителя, и ни
о каком повышении конкурентоспособности и импортозамещении говорить нельзя. Это абсолютно вредная вещь, которая будет провоцировать
инфляционную спираль – минимум +5 рублей только к цене на бензин, но это же еще и топливо, электроэнергетика, наши тарифы…
Снижение акцизов на бензин, которым попытались сбить инфляцию, означает сокращение доходов дорожных фондов. Их компенсируют в бюджете
дополнительными ассигнованиями из Федерального бюджета за счет сокращения финансирования все тех же сфер: образование и здравоохранение.
Ситуация в здравоохранении, на самом деле, критическая. Запланировано сокращение расходов: лишь 78% от уровня прошлого года идет
на здравоохранение. По федеральным клиникам финансирование будет лишь 60% от прошлого года. Это 60% от уровня, когда врачи уже голодали
по всей стране! Принято решение увеличить взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Казалось бы, правильное решение,
мы поддерживаем. И то, что плоская шкала будет применятся по всем заработным платам тоже правильно. Но куда потом будут
направлены эти деньги? Они не пойдут целевым образом на здравоохранение, они пойдут в Федеральный бюджет, и денег в здравоохранении
больше не станет, критическая ситуация сохранится.
При этом заявляется, что выполняются майские Указы Президента. Мифическая цифра о том, что 65 млрд.руб. пойдет на повышение заработных
плат бюджетников. Кого мы снова обманываем? Как можно повысить зарплату, если одновременно сокращаются ассигнования в целом
на сферу? И в образовании, и в здравоохранении… В здравоохранении плановая численность занятых – 900 тыс.человек, а физических единиц
только 500 тыс.человек. То есть даже по официальным данным совмещение ставок в сфере здравоохранения минимум 1,5 раза! А это увеличение
нагрузки и, конечно, потеря качества…
Теперь кратко, что в этой связи нужно сделать.
1. Нельзя принимать закон о налоговом маневре.
2. Нельзя забирать деньги из Фонда обязательного медицинского страхования, их нужно оставить в здравоохранении.
3. Нельзя осуществлять размещения средств Фонда национального благосостояния, необходимо возвращать их в бюджет и направлять
на федеральные бюджетные стройки.
4. Нужно изменить систему государственного заказа, потому что при федеральной контрактной системе никогда средства не будут осваиваться
до окончания текущего бюджетного года.
И в целом могу пожелать всем: меньше патриотического треска и демагогии, а больше конкретных, грамотных решений в интересах нашей
экономики и нашего народа.
https://www.echo.msk.ru/blog/dmitrieva/1424604-echo/