Эксперты, обсуждавшие результаты исследования консалтинговой компании Sigra Group, Международного института устойчивого развития и WWF России, пришли к выводу, что господдержка проектов «Ямал СПГ» и «Приразломное» неэффективна и даже убыточна. Также они считают, что выгоды от реализации этих проектов для российского общества весьма сомнительны.
В исследовании впервые сделана попытка на экспертном уровне дать оценку экономической целесообразности субсидирования добычи нефти и газа на арктическом шельфе России из бюджетных средств.
В независимом исследовании «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России. Роль субсидирования в развитии проектов “Ямал СПГ” и “Приразломное”» отмечается, что выгода от бюджетной поддержки нефтегазовой отрасли весьма сомнительна, хотя, по сути, соответствующие оценки должны были сделать чиновники еще до принятия фактического решения о господдержке коммерческих проектов.
«Исследование касается не столько эффективности самих проектов, сколько эффективности принятия решений»,— сказал на презентации доклада в ИМЭМО РАН один из его составителей Ларс Петтер Лунден из Sigra Group.
Полагаясь на данные компаний, которые находятся в открытом доступе, результаты модели RusTax, разработанной при поддержке Норвежского совета по исследованиям, которую аналитики Sigra Group использовали для оценки господдержки в Норвегии и США, сделан вывод: «в мире без фискальной политики», где проект освобожден от налогов и субсидий, «Ямал СПГ» оказался бы экономически жизнеспособным. Если же не учитывать расходы государства на строительство сопутствующей инфраструктуры (5,75 млрд долларов), проект оказался бы убыточным».
В докладе отмечается, что проект «Приразломное» в таком сценарии мог бы быть экономически целесообразным вне зависимости от того, какой год при расчетах был принят за базовый — 2002, когда проект был запущен, или 2013 года, когда государство начало оказывать ему поддержку.
В условиях же стандартного режима налогообложения нефтегазовых проектов в России «Ямал-СПГ» не был бы экономически выгодным — независимо от расходов на инфраструктуру. «Приразломное» же, взяв за базу 2002 год, оказывается неэффективным, однако если за основу расчетов принять 2013 год, то этот проект уже экономически привлекательный для «Газпрома» и без субсидий.
«К тому времени капитальные затраты уже были понесены. Экономическая теория постулирует: понесенные затраты должны рассматриваться как невозвратные и не должны учитываться при принятии решений… Полученные проектом налоговые льготы скорее напоминают подарок от государства в 16,5 млрд долларов (без дисконтирования), нежели меры по совершенствованию налогового законодательства»,— отмечается в докладе.
Выгоды государства от реализации этих арктических нефтегазовых проектов, отмечают авторы доклада, в чистом виде как минимум сомнительны. Доля государства в денежном потоке «Ямал СПГ» — 24%, а дисконтированная стоимость налоговых поступлений составляет 4,35 млрд долларов – это не компенсирует 5,75 млрд долларов, которые израсходывало российское государство на строительство сопутствующей инфраструктуры. Запуска прочих проектов, с помощью которых можно было бы окупить издержки, без новых инвестиций из бюджета не предполагается. Чистая приведенная стоимость поступлений от «Приразломного» составляет 22,34 млрд долларов, а доля государства в денежном потоке — 53% (в Норвегии — примерно 78%). При прохождении пика занятости и тот, и другой проект создали порядка 9,5 тыс рабочих мест, но большая доля поставщиков, особенно для проекта “Ямал-СПГ”,— это иностранные компании. В докладе отмечается, что ожидать существенного мультипликативного эффекта для местных экономик от реализации проектов вряд ли возможно. Но эти проекты несут немалые экологические риски: вдруг что – львиная доля затрат ляжет на плечи государство и местных сообществ.
Общий вывод аналитиков такой: оба проекта после выплаты налогов в бюджет оказываются убыточными при ныне действующей в России системе налогообложения — когда облагается не прибыль, а доход. Но периодически вводимые налоговые льготы и прочие стимулирующие меры господдержки не носят системный характер. Они применяются лишь к проектам, которые носят особый «статус». А он, в свою очередь, определяется на основе неких соображений, которые редко четко аргументированы и «социально мотивированы». За правительством РФ хоть остается право выбора проектов-фаворитов, но нет никаких гарантии, что не уделено должного внимания другим проектам, которые могли бы дать государству большую прибыль.
«Для Минфина благо, что нефтяники и газовики идут таким путем, а не единым фронтом к Владимиру Путину с требованиями изменить кривой режим налогообложения. Мы все прекрасно понимаем, почему господину Тимченко (владелец Volga Group Геннадий Тимченко) предоставляются льготы. У нас частные проекты находятся в неплохой ситуации, если акционеры знакомы известно с кем»,— отметил президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Дискуссия выявила провал экономической политики и еще раз указала на низкое качество госуправления и институтов»,— резюмировал руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич, поддержавший выводы исследования, но с этими оценками категорически не согласился советник генерального директора ООО «Газпром нефть шельф» Александр Мандель, по мнению которого, существует так называемый «мультипликативный эффект» поддержки. Однако никаких количественных оценок он не дал. :///
https://teknoblog.ru/2014/07/09/эксперты-впервые-признали-убыточнос/
На этой неделе компания «Ямал СПГ» обнародовала оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) по проекту, проведённую по международным стандартам.
В этом есть заслуга и экспертов Всемирного фонда дикой природы, которые вели долгий и непростой диалог с компанией.
Процедура ОВОС является неотъемлемой частью любого промышленного проекта и позволяет оценить все экологические риски и воздействия предстоящих работ, а также предложить меры их минимизации или компенсации. По заверениям экологов, наиболее тщательно процедуры ОВОС должны выполняться при реализации сложных проектов, например, нефтегазовых, в условиях хрупкой природы Арктики.
«Давно ожидаемая нами публикация ОВОС, выполненная по международным стандартам, является крайне важным этапом на пути обеспечения должного уровня экологической безопасности при реализации столь сложного арктического проекта как «Ямал СПГ». Это позволит вовлечь в работу все заинтересованные стороны, включая природоохранные общественные организации», — комментирует Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК Всемирного фонда дикой природы.
«Мы удовлетворены тем, что на встрече с кредитными агентствами Японии, Европы и других стран, рассматривающими возможность участия в проекте, компания «Ямал СПГ» согласилась с нашим предложением увеличить период общественных обсуждений до 60 дней. Это позволит экспертам провести более качественный анализ для выработки рекомендаций к ОВОС», — продолжает эксперт.
«Согласно международным стандартам, ОВОС выполняется комплексно для всего проекта, от добычных скважин на суше и до путей морской транспортировки сжиженного природного газа танкерами. Также по этим стандартам должны учитываться кумулятивные воздействия от других смежных проектов, оказывающих влияние, например, на экосистему Обской губы. При этом российское законодательство не требует такого подхода, — поясняет Екатерина Хмелева, руководитель программы по экологическому законодательству Всемирного фонда дикой природы.
В настоящее время подготовлен законопроект, направленный на усовершенствование процедур ОВОС и экологической экспертизы в России. Эксперты WWF выражают надежду, что опыт реализации ОВОС проекта «Ямал СПГ» по международным стандартам будет использован при доработке законопроекта в Правительстве и Думе.
Результаты ОВОС проекта «Ямал СПГ» теперь доступны для ознакомления и изучения на русском и английском языках (https://yamallng.ru/403/docs/ESIA%20RUS%20.pdf). Следующий за обнародованием данных этап – их общественная и экспертная оценка и обсуждение. Специалисты Всемирного фонда дикой природы призывают научное и природоохранное сообщество принять активное участие в обсуждении представленных данных в письменной или очной форме.
Справка
Проект «Ямал СПГ» — это проект строительства интегрированного комплекса по добыче и сжижению природного газа на полуострове Ямал и его транспортировке морем, для чего начато сооружение нового порта Сабетта. В рамках проекта намечена разработка Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения в северо-восточной части полуострова Ямал, примерно в 540 км к северо-востоку от города Салехард – административного центра ЯНАО.
https://www.wwf.ru/resources/news/article/13130