Выполнение работ по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло» (накопленный экологический ущерб)

28.10.17г. "Завершилась подготовка производственной площадки на участке термического обезвреживания, в финальной стадии устройство фундаментов под оборудование для уничтожения особо опасных химических отходов", — говорится в сообщении.

Для ликвидации "Черной дыры" подрядчик намерен применить комплексный технологический процесс по извлечению отходов, их подготовке и утилизации методом термолизной деструкции.

Особенностью "Черной дыры" является то, что в ее недрах накоплено около 72 тысяч кубических метров жидких и пастообразных отходов. Различные промышленные и химические предприятия Дзержинска, в первую очередь завод "Оргстекло", сливали ядовитые стоки в естественный природный провал более 50 лет.

РИА Новости https://realty.ria.ru/news_infrastructure/20171028/1507749812.html

 

 Реализация мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Нижегородской области оказалась под угрозой срыва

Опубликовано: 01 Февраля 2017 (17:54)

Об этом главе Минприроды России Сергею Донскому доложил заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов в ходе оперативного совещания.

В частности, речь идет о ликвидации неорганизованной свалки «Черная дыра» промышленных отходов бывшего производства ОАО «Оргстекло», шламонакопителя «Белое море» на территории завода «Капрлактам» и полигона твердых бытовых отходов «Игумново».

В соответствии с поручением главы Минприроды России органы исполнительной власти Нижегородской области должны были в срок до 15 января 2017 г. представить в Минприроды России заявку на предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование работ по ликвидации объектов, которая формируется на поддержку мероприятий на основании утвержденной проектной документацией, включая техническую и сметную документацию, и заключений государственных экспертиз, предусмотренных законодательством РФ.

До настоящего времени проектная документация по данным объектам не прошла государственную экспертизу, в том числе не проведена экспертиза сметной документации.

По словам А.Амирханова, данное обстоятельство ставит по вопрос возможность своевременного предоставления субсидий бюджету Нижегородской области на реализацию природоохранных мероприятий.

С. Донской поручил провести совещание с участием губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева и Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Юрия Грошева.

Напомним, ранее Минприроды России в рамках государственной программы предоставило Нижегородской области на ликвидацию горячих экологических точек (объектов накопленного экологического ущерба) ассигнования в объеме 2,1 млрд рублей. Однако до настоящего времени власти по целому ряду причин не смогли запустить реализацию проектов по ликвидации свалки промышленных отходов «Черная дыра» и шламонакопителя «Белое море, а также полигона ТБО «Игумново». 

Источник:
Пресс-служба Минприроды России 

 https://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=341927

 

Ликвидация «Черной дыры» в Дзержинске займет как минимум 3,5 года

Правительство региона ждет окончательного решения от президента и  правительства РФ.
Нижний Новгород. 21 Июля. NewsNN.ru. Реализация проекта по ликвидации свалки химических отходов «Черная дыра» в Дзержинске займет еще как минимум 3,5 года. Об этом министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Юрий Грошев сообщил на заседании профильного комитета законодательного собрания 21 июля. 

Напомним, ранее губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев направил письмо председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой назначить компанию «ГазЭнергоСтрой» поставщиком услуг по ликвидации трех объектов накопленного экологического ущерба: «Черная дыра», «Белое море» и полигон ТБО «Игумново».

По словам Юрия Грошева, данная позиция уже была поддержана в Минфине РФ, Министерстве природы и Минэкономразвитии. 
«Сейчас в работе находится доклад Минприроды по данной теме для президента России. В зависимости от реакции главы государства и будет выбран путь решения проблемы. Либо подрядчик будет единым для всех трех объектов, либо для каждого выбирать его будут на конкурсной основе, за что ратует Управление ФАС», - рассказал министр. 

Также он отметил, что к 22 июля министерство экологии Нижегородской области должно подготовить ориентировочные графики по ликвидации всех трех объектах и справку по финансированию работ из всех внебюджетных источников. 

Юрий Грошев отметил, что его ведомство отстаивает позицию по созданию единой системы водоотведения, а не строительства трех комплектов очистных сооружений. Лучшим выбором, по словам Грошева, станет реконструкция муниципальных очистных сооружений Дзержинска. Это сэкономит не только время, но и внебюджетные средства.

Напомним, проект ликвидации шламонакопителя «Белое море» получил отрицательное заключение повторной государственной экологической экспертизы.

Ольга Новикова
 
Дата создания: 21.07.2015 17:44:53 
http://newsnn.ru/news/2015/07/21/143530/ 

 

2015-06-11 Ароматы «Черной дыры»

Сергей Анисимов 

 10 июня в Дзержинске состоялся круглый стол, посвященный регулированию качества окружающей среды в Приволжском федеральном округе. Мероприятие курировали представители комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы.

Четыре года назад в городе химиков прошло заседание  Госсовета по природозащитной тематике. Вот думцы и решили проинспектировать территорию городского округа на предмет качества окружающей среды. Логику выездной депутатской тусовки пояснил помощник лидера КПРФ Геннадия Зюганова Александр Тарнаев. Четыре года назад в Дзержинске побывал президент страны Дмитрий Медведев (цитата) «со своим айфоном». И даже сделал фотоссессию на фоне экстремальных природных ландщафтов. 

Возможно, думцы из так называемого Высшего экологического совета почувствовали себя в чем-то обделенными и тоже рванули в Дзержинск. Как зачем? Успеть сфотографироваться, пока разрекламированные Медведевым «белые моря» и «черные дыры» еще можно лицезреть воочию. Александр Тарнаев, кроме всего прочего, еще и (цитата) «нанюхался формальдегида» возле пресловутой «Черной дыры». Во время выступления депутата Государственной думы на круглом столе мне показалось, что посещение «Черной дыры» действительно не прошло для здоровья Александра Петровича даром. В течение нескольких минут Тарнаев разнес в пух и прах всю дзержинскую экологию. В свойственной коммунистам безапелляционной манере помощник Геннадия Зюганова бросал в зал хлесткие фразы о «верхушке коррупционно-экологического айсберга», «разворованных бюджетных средствах» и «правоохранителях, которым есть над чем поработать».

Сидящий в зале коммунистический электорат млел от восторга. Заклеймив реальных и мнимых врагов, Тарнаев в духе новых веяний «перешел к конструктиву».  Лучше бы он этого не делал. Александр Петрович неожиданно решил примкнуть к когорте экспертов, знающих как лучше всего уничтожить знаменитую «Черную дыру». По мнению думского коммуниста, существует несколько проверенных приемов. В частности, «накрыть саркофагом как в Чернобыле». Либо «прорыть ров». Подумаешь, делов-то! Безусловно, многим известна склонность  соратников Геннадия Зюганова к простому решению очень сложных вопросов. «Взять все и поделить» и так далее. «Конструктив» товарища Тарнаева, похоже, из той же серии.

Лучшие научные светила в стране и в мире на сегодняшний день не пришли к единому мнению, каким образом лучше ликвидировать дзержинскую «Черную дыру». Бывший вице-президент Академии наук СССР, выдающийся отечественный физик Евгений Велихов в настоящее время возглавляет специально созданную рабочую группу экспертов при российском правительстве. И, представьте себе, тоже не знает, как правильно с научной точки зрения ликвидировать «Черную дыру». А коммунист Тарнаев, который берется судить о проблемах дзержинской экологии исключительно на правах (цитата ) «человека, родившегося в Поволжье» - знает!

Я искренне рад за Александра Петровича,  максимально глубоко погрузившегося в экологическую тематику города химиков.  А также за его товарищей из Государственной думы, устроивших в Дзержинске выездное заседание думского комитета, больше смахивающее на предвыборный шабаш КПРФ. Вот, вроде бы идет серьезное мероприятие, а в зрительном зале тем временем вовсю демонстрируют на телекамеры немудреный плакатик с партийным логотипом коммунистов. Совпадение? Не думаю.

Зачем этим людям знать, что экологические сказки про «самый грязный город на Земле» сочиняют еще с конца 90-х годов представители зарубежных фондов по заказу западных химических концернов, видящих серьезных конкурентов в дзержинских производителях аналогичной продукции? Зачем им знать, что приход на дзержинскую землю несколько лет назад всемирно известного концерна «Либхерр» с собственным экологическим аудитом фактически закрыл тему «экологически грязного Дзержинска»? Потому что «сарафанное радио» о производственных успехах «Либхерра» в Нижегородской области   - это позитивная информационная бомба для потенциальных инвесторов. Пострашнее вымученного псевдоэкологического доклада какого-нибудь западного института. Неликвидированные с советских времен объекты накопленного экологического ущерба сегодня имеются практически во всех крупных российских городах. Проблема эта – общегосударственная. Да, государство выделило средства для решения проблемы в Дзержинске.  Однако это же самое государство оставило муниципалитет «один на один» с печально знаменитым ФЗ № 44, не предполагающим в качестве обязательных условий серьезных научных исследований для победителя аукциона. «В мире еще не сталкивались с проблемой ликвидации таких  сложных объектов как «Черная дыра» и «Белое море», - заявил на круглом столе заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Александр Табачников. Поэтому лихим кавалерийским наскоком (нанюхавшись предварительно  отравы возле «Черной дыры) проблему, похоже, не решить.

http://www.apn-nn.ru/557790.html 

 

Несанкционированный полигон промышленных химических отходов «Черная дыра» будет ликвидирован путем термического уничтожения отходов. Об этом журналистам сообщил министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Юрий Грошев в четверг, 26 марта. 

По его словам, данная технология ликвидации была одобрена экологическим комитетом Общественной палаты России. Кроме того, появилась компания, которая будет заниматься подготовкой необходимой технической документации.

Грошев отметил, что по всем трем дзержинским объектам, которые поручил рекультивировать президент России: «Черной дыре», «Белому морю» и Игумновскому полигону ТБО идет движение вперед.

http://www.vremyan.ru/news/chernuju_dyru_likvidirujut_putem_termicheskogo_unichtozhenija_othodov.html 

 

Расходы бюджета Нижегородской области по линии Минэкологии исполнены на 4%

Об этом 16 сентября сообщил и.о. министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Николай Небов, выступая на заседании комитета по экологии и природопользованию областного Заксобрания.

Нижний Новгород. 16 Сентября. NewsNN.ru.

По словам Небова, расходы бюджета Нижегородской области по линии Минэкологии исполнены на 4%.

Такие невысокие результаты объясняются тем, что не были освоены средства на ликвидацию полигона ТБО «Игумново», шламонакопителя «Белое море» и свалки «Черная дыра» в Дзержинске (это почти 1,47 млрд руб. из выделенных Минэкологии 1,86 млрд руб.). Если не считать эти расходы, то бюджет министерства был исполнен на 33%. И.о. министра считает, что если не брать во внимание заложенных на экологические мероприятия в Дзержинске средств, то до конце года Минэкологии выполнит план на 100%.

Александра Елина

Дата создания: 16.09.2014 19:26:40

 

06.02.2015  В Общественной палате состоится расширенное заседание Комиссии по экологии и охране окружающей среды по вопросу подготовки программы реализации проекта «Черная дыра» (г. Дзержинск, Нижегородская область).

Тезисы: Претензии к исполнителям НИР. Не отработаны технологии, есть риски. Саркофаг нужно делать повсеместно и это самообман. Геометрия объекта неизвестна (карстовая воронка) нужно делать методами геофизики. Создание опасного объекта, прокуратура объявила иск. Синильную кислоту, цианиды просто слить нельзя. Боевые отравляющие вещества не сбрасывались в "Черную дыру" советское время. На территории радиоактивного загрязнения и РАО нет. Фенольные воды повсеместно 50%, в карстовой воронке, которая в определённый момент будет иметь гидравлическую связь с водозабором. Отходы экспериментов с различными полимерами сбрасывались в "Черную дыру". Много документов архивных, фондовых материалов их нужно изучать. Скважины глубинного сброса были.

Пробы в настоящее время брались шурфами, которые делались на большие глубины. Хим. анализ делался за 1 день. 

Вокруг проекта много разговоров. Про синильную кислоту, цианиды - это для общественности, необходимо выполнить работу, уничтожить опасные вещества. Пока мы не определили геометрию и состав опасных отходов.

Вопросы: 1.Технология изъятия. 2.Технология уничтожения. 3.Рекультивация земельного участка.

Нужно разрабатывать установку, реактор - 8м/куб в час. Попадание мышьяка нужно учитывать.

Участвуют: Министр инвестиционной политики Нижегородской области Юрий Грошев, член Совета Федерации Александр Вайнберг.

https://www.oprf.ru/ru/press/conference/1480


 
 
«Черная дыра» взята на особый контроль Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
пятница, 31 октября, 2014
     В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 20.06.2011 № Пр-1742ГС по результатам итогового заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба», состоявшегося 09.06.2011 в г.Дзержинске Нижегородской области, предусмотрена ликвидация полигона глубинного захоронения в недрах промышленных сточных вод и неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра».
    Так как реализация данной задачи является приоритетной и социально значимой, Общественным советом при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования на особый контроль взято проведение государственной экологической экспертизы «Проекта технической документации на новую технику и технологию: «Технические условия (ТУ) «Комплекс термообезвреживания промышленных отходов КТПО 500-2000» (приказ Росприроднадзора от 11.09.2014 № 560).
http://rpn.gov.ru/node/7329

 

Предмет контракта: выполнение работ по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло» (далее – Работы).

Работы по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло» связаны между собой по значимым критериям (технологически и функционально), направлены на осуществление единого непрерывного комплексного процесса по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» (готовый продукт), что обеспечивает функции управления всеми стадиями процесса  в одной организационной структуре и позволяет осуществить этот единый процесс непрерывным образом, сокращая временные затраты.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 637 898 292,65 руб. (Один миллиард шестьсот тридцать семь миллионов восемьсот девяносто восемь тысяч двести девяносто два руб. 65 коп.)

Место выполнения работ:городской округ г.Дзержинск Нижегородской области, Восточный промрайон, в 300 м северо-восточнее от ООО «СК «Энергия».

Срок выполнения работ:

Минимальный срок выполнения работ – 18 месяцев после дня заключения муниципального контракта.

Максимальный срок выполнения работ – 25 месяцев после дня заключения муниципального контракта.

В случае понижения начальной (максимальной) цены выполнения Работ ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло» по результатам проведения открытого конкурса Подрядчик предоставляет на согласование Заказчику откорректированный календарный план выполнения работ (Приложение №1) с разделением на этапы работ 2013 года, 2014 года, 2015 года. Календарный план выполнения работ с указанием стоимостей отдельных этапов работ подлежит корректировке после разработки проектно-сметной документации на выполнение ликвидации объекта и получения положительного заключения экспертизы сметной документации в ГБУ НО «Нижегородсмета».

Техническое задание

на выполнение работ по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло»

Основание для выполнения работ:

Перечень поручений   Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума   Государственного совета, состоявшегося 9 июня 2011 г. в Дзержинске (от   20 июня 2011 г.   № Пр-1742ГС).

Государственная программа   Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы,   утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 27 декабря 2012 г. №2552-р.

Проект Концепции   Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба   на 2014 – 2025 годы», разрабатываемой в соответствии с пунктом 3 протокола   совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 9 января 2013 г. № ДМ-П9-2пр.

Постановление Правительства   Нижегородской области от 06.03.2009 №104 «Об утверждении областной целевой   программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в   Нижегородской области на 2009-2015 гг.».

 

Исходные данные:

В ходе проведения НИР «Определение химического состава и объема отходов, накопленных на неорганизованной свалке жидких и пастообразных отходов «Чёрная дыра» были достигнуты следующие результаты работы:

Состав отходов – отходы шламонакопителя «Черная дыра» представляют собой жидкие, пастообразные и заполимеризовавшиеся отходы.

Жидкие отходы на 96 % состоят из природной (дождевой) воды, содержащей суммарно около 4 % органических соединений и минеральных соединений, в том числе соединений с тяжелыми металлами.

Основной вклад в состав жидких отходов вносят такие загрязнители как фенол, ацетофенон, дибутилфталат, изопропилбензол, мышьяк, цианиды, соединения хрома (+3,+6) и ряд других тяжелых металлов.

Пастообразные отходы на 18 % состоят из воды, 40 % суммарно приходится на долю загрязнителей, остальное на механические примеси. В состав пастообразных отходов входят такие загрязнители как метилметакрилат (около 12-14%), фенол, бутилметакрилат, додецил метакрилат, тридецил метакрилат, тетрадецил метакрилат (суммарно около 20 %), дибутилфталат, изопропилбензол, альфа метилстирол, нефтепродукты (суммарно около 2 %), полихлорированные бифенилы (0,2-0,9 %), другие органические соединения (ацетофенон, фенотиазин, циклодекан), сульфаты, хлориды, цианиды (суммарно 1-2%), тяжелые металлы.

Качественный состав заполимеризовавшихся отходов по основным компонентам идентичен составу пастообразных отходов, основную долю в которых составляют метилметакрилат, бутил метакрилат, додецил метакрилат, тридецил метакрилат, тетрадецил метакрилат, фенол, полихлорированные бифенилы и т.д., из металлов, представляющих наибольшую опасность – мышьяк.

Физико-химические свойства.

Жидкие отходы:

Поверхностные жидкие отходы представляют собой жидкость с содержанием воды на уровне 96,5 масс.%, обладают низкой вязкостью порядка 0,96-0,98 мм2/с, имеют плотность порядка 0,994-1,009 г/см3. Водородный показатель среды для проб жидких отходов в придонном слое составляет от 5,0 до 5,2 ед., взвешенные вещества от 630,4 до 837,7 мг/дм3, сухой остаток от 900,0 до 1420,0 мг/дм3;

Придонные жидкие отходы представляют собой жидкость с содержанием воды на уровне 96 масс.%, обладают низкой вязкостью порядка 0,96-0,98 мм2/с, имеют плотность порядка 1,001- 1,015 г/см3. Водородный показатель среды для проб жидких отходов в придонном слое составляет от 5,0 до 5,4 ед., взвешенные вещества от 658,0 до 995,0 мг/дм3, сухой остаток от 3795,6 до 5432,8 мг/дм3.

В целом жидкие отходы не проявляют горючих свойств. Органические примеси, находящиеся в жидких отходах, обладают способностью сгорать при повышенных температурах, и при этом создавая небольшие экзотермические эффекты.

Пастообразные отходы:

Поверхностные пастообразные отходов представляют собой вязкую субстанцию с содержанием воды на уровне 17,7-21,8 %, обладающую условной вязкостью порядка 18-22 с (t=80оС), имеющую плотность порядка 1,160-1,468 г/см3. Механические примеси в поверхностных пробах содержатся на уровне 30,8-38,9 %, зольность 4,0-4,5 %. Температура вспышки для поверхностных проб пастообразных отходов составляет от 165-193 оС.

Пастообразные отходы представляют собой вязкую субстанцию с содержанием воды на уровне 17,0-20,5 %, обладают условной вязкостью порядка 20-25 с (t=80оС), имеют плотность порядка 1,134-1,472 г/см3. Температура вспышки пастообразных отходов составляет 165-197 оС. Механические примеси в пробах содержатся на уровне 31,3-41,2 %, зольность 4,3-9,3 %. Действительная температура горения пастообразного образцов отходов находится в интервале температур 495-500 оС.

Заполимеризовавшиеся отходы:

С увеличением глубины залегания заполимеризовавшихся отходов их плотность возрастает от 1,26 г/см3 до 2,03 г/см3.

Содержание механических примесей с увеличением глубины возрастает от 34,24 % до 48,95 %.

Температура вспышки аналогична температуре вспышки пастообразных отходов.

Действительная температура горения заполимеризовавшихся отходов составляет 500-550 оС, калориметрическая температура горения 1950-1990 оС.

По данным геодезических исследований объем отходов, накопленных в шламонакопителе жидких и пастообразных отходов «Черная дыра» составляет:

жидкие – 6300 м3;

пастообразные – 9700 м3;

заполимеризовавшиеся – 55500 м3.

В грунте, так и в природной воде по водостоку в направлении р.Ока, концентрации ЗВ отсутствуют.

Загрязнение окружающей среды оказывает негативное влияние на рост и развитие растений на расстоянии до 500 м от объекта.

В целом почву на площади ~ 13-15 га вокруг объекта можно отнести к третьему классу опасности. В непосредственной близости от шламонакопителя (15-20 метров от берега) почвы могут относиться ко II классу опасности.

В результате выполнения НИР «Разработка исходных данных для проектирования работ по ликвидации несанкционированного шламонакопителя жидких и пастообразных отходов «Чёрная дыра» в части технологического процесса, схемы и подбора основного технологического оборудования» были достигнуты следующие результаты работы:

Технология уничтожения (обезвреживания) отходов шламонакопителя «Черная дыра» – высокотемпературное уничтожение (обезвреживание) в барабанных вращающихся печах

Выбранная технология уничтожения (обезвреживания) отходов шламонакопителя «Чёрная дыра» представлена в виде следующих операций (процессов):

– извлечение отходов из шламонакопителя;

– подготовка отходов (в том числе сортировка и измельчение);

– контролируемое уничтожение пастообразных и заполимеризовавшихся отходов при температуре 850-1000 °C в первичной камере сжигания (барабанной печи);

– дожиг отходящих газов при температуре 1100-1200 °С во вторичной камере дожигания не менее двух секунд с предварительным прохождением газов через факел горелки с температурой 1500 °С;

– высокотемпературное уничтожение (обезвреживание) жидких концентрированных токсичных отходов в вертикальной циклонной камерной печи;

– охлаждение отходящих газов до температуры 250 °С в теплообменнике или водогрейном утилизаторе;

– «сухая» очистка отходящих газов в пылеуловителе (циклоне);

– «мокрая» очистка отходящих газов в скруббере (абсорбере);

– улавливание тяжёлых металлов в фильтрационном блоке (при необходимости);

– выпуск отходящих газов в атмосферу через дымовую трубу.

Технологические решения должны соответствовать всем международным нормам, таким как Директива ЕС 2000/76/EC по сжиганию отходов и Техническим Указаниям Базельской Конвенции по экологически обоснованному обращению с отходами СОЗ, отходами, содержащими СОЗ, и отходами, загрязненными СОЗ (2005 г.).

Состав производственного объекта по уничтожению (обезвреживанию) отходов несанкционированного шламонакопителя «Чёрная дыра» должен соответствовать СНиП 2.01.28-85.

Технические решения, принятые при создании технологии и конструкции установки для высокотемпературного уничтожения (обезвреживания) жидких, пастообразных и заполимеризовавшихся отходов из шламонакопителя «Чёрная дыра», должны соответствовать требованиям экологических, санитарно-гигиенических, взрыво- и противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, и обеспечивать безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию установки.

Работа установок не должна оказывать неблагоприятного воздействия на окружающую среду, благодаря полной герметизации процесса уничтожения отходов и доведения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среде до нормативных требований.

Нормативные размеры санитарно-защитной зоны для объектов I класса (аналогично мусоросжигательным и мусороперерабатывающим заводам мощностью свыше 40 т/год) – 1000 м, однако предварительные расчеты показывают, что даже при наихудших условиях работы установки концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превысят 1 ПДК близ места выброса отработанных газов.

Образующиеся при работе установок для высокотемпературного обезвреживания (сжигания) жидких и пастообразных отходов из шламонакопителя «Чёрная дыра» зола и пыль будут отнесены к IV классу опасности, что подлежит уточнению при апробации работы установки.

Обеспечение безопасной эксплуатации производственного объекта (площадки, полигона) по уничтожению (обезвреживанию) жидких и пастообразных отходов неорганизованной свалки жидких и пастообразных отходов «Чёрная дыра» достигается выполнением следующих мероприятий:

1. Технологическое оборудование объекта по обезвреживанию жидких и пастообразных отходов неорганизованной свалки «Чёрная дыра» должно соответствовать требованиям:

– ГОСТ 24444-87 «Оборудование технологическое. Общие требования монтажной технологичности»;

– ГОСТ 12.2.003-91 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности»;

– постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования».

2. Установки по высокотемпературному обезвреживанию жидких и пастообразных отходов должны обеспечивать стабильность технологического процесса, безопасность, безаварийность и надежность при эксплуатации, отвечать положениям нормативным документов, требованиям производственной санитарии и гигиены.

3. Должна быть предусмотрена система водоотведения с учетом требований защиты почвы, недр и вод. Сточные воды подлежат предварительной очистке методами физико-химического, термического или каталитического окисления на локальных или общепроизводственных установках до достижения соответствия содержания остаточных количеств вредных веществ установленным нормам.

4. Все операции высокотемпературного обезвреживания отходов обработки токсичных отходов должны располагать системой автоматического отключения подачи отходов в случае отклонения основных рабочих условий от установленных норм. Основные параметры функционирования установок должны непрерывно записываться.

5. Требования пожарной безопасности оборудования должны соответствовать Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования» и ГОСТ 12.1.044-89 «ССБТ». Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения».

6. Сборка трубопроводов горячей и холодной воды (пара) и (или) паропроводов на монтажной площадке производится при помощи сварки. Требования к сварке и ее контролю согласно ПБ 10-573-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды».

7. Электрооборудование производственного объекта по обезвреживанию жидких и пастообразных отходов неорганизованной свалки промышленных отходов «Чёрная дыра» должно быть заземлено в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление». Молниезащита производственного объекта – согласно СО-153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций».

8. Материалы и комплектующие изделия производственного объекта должны иметь сертификаты, паспорта и другие документы, удостоверяющие соответствие требованиям стандартов, технических условий и конструкторской документации, а в необходимых случаях - иметь разрешение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на применение на территории Российской Федерации. Порядок применения покупных изделий - по ГОСТ 2.124-85 «Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий».

9. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, уровни звука и эквивалентные уровни звука внутри помещений во время работы производственного объекта «Чёрная дыра» не должны превышать допустимых значений, установленных ГОСТ 12.1.003-83 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности».

10. Параметры вибрации внутри помещения во время работы производственного оборудования не должны превышать гигиенических норм, установленных ГОСТ 12.1.012.-90 «Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования».

11. Температура поверхностей (рукояток, органов управления и других частей), используемых при обслуживании вручную, - по ГОСТ 12.2.06481 «Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности».

 

Вид выполняемых работ:

1. Проведение инженерных изысканий.

Работы по инженерным изысканиям выполняются согласно:

СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96.

СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства.

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства.

СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства

СП 11-103-97 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства

Необходимо провести инженерные изыскания для проектирования создания производственного объекта с целью ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло». Инженерные изыскания должны обеспечить комплексное изучение природных и техногенных условий территории  района и площадки расположения производственного участка, технологического оборудования, составление прогнозов взаимодействия этих объектов с окружающей средой, обоснование их инженерной защиты и безопасных условий жизни населения.

Работы по инженерным изысканиям должны включать в себя этапы:

1. инженерно-геодезические изыскания,

2. инженерно-геологические изыскания,

3. инженерно-гидрометеорологические изыскания,

4. инженерно-экологические изыскания.

При выполнении инженерных изысканий должны быть выполнены:

- бурение новых скважин, шурфов с обустройством сети стационарных наблюдений, мониторинг грунтовых вод;

-отборы проб грунтов, воздуха, воды, выбросов, промышленных отходов.

Инженерно-геодезические изыскания произвести в местной системе координат.

Уточнить площадь рекультивируемых нарушенных земель по результатам изысканий. Разработка проектной документации.

Состав Проектной документации должен соответствовать постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г №87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию».

Проектная документация должна быть представлена одним комплектом (пакетом) и иметь единый сводный сметный расчет. Деление комплекта по проектируемым объектам (шламонакопитель, прилегающий земельный участок) допускается по томам, разделам, книгам. Проектная документация должна быть представлена в 5 экз. на бумажном носителе и в 1 экз. на электронном носителе.

Ведомость объемов работ и сметную документацию представить в отдельных томах. В томе «Ведомости объемов работ» указать технические характеристики на используемые материалы, изделия, оборудование.

Сводные сметные расчеты  составить в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004)  в двух уровнях цен: в базисном уровне цен на 01.01.2001 г. и текущем с учетом уточненной редакции территориальной сметно-нормативной базы ТЕР-2001(2009).  Текущую стоимость определить базисно-индексным методом с использованием действующих индексов изменения стоимости работ по Нижегородской области на момент сдачи проектно-сметной документации Заказчику.

2.Получение положительных заключений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору, санитарно-эпидемиологического заключения, экспертизы сметной документации в ГБУ НО «Нижегородсмета», государственной экологической экспертизы, государственной экологическую экспертизы на технику и технологию и иных необходимых в соответствии с действующим законодательством заключений и согласований.

3. Возведение временных дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений;

Изготовление, поставку, монтажные и пусконаладочные работы всего необходимого для выполнения рабочего проекта основного и вспомогательного оборудования, в т.ч. поставку и монтаж установок обезвреживания отходов.

4. Работы по обезвреживанию отходов. Демонтаж оборудования основного и вспомогательного, его обезвреживание и утилизацию.

Работы по рекультивации 2,5 га нарушенных земель (Уточнить после проведения изысканий).  

Весь комплекс работ по рекультивации свалки «Чёрная дыра» подразделяется на два основных этапа: технический и биологический.

Технический этап рекультивации должен включать:

Выполаживание бортов шламонакопителя:

– разработка грунта скрепером;

– разработка грунта экскаватором;

– разработка грунта бульдозером.

Срезка грунта:

– разработка грунта бульдозером.

Выравнивание контура участка рекультивации:

– разработка грунта экскаватором с погрузкой в самосвалы;

– разработка грунта экскаватором с перемещением в отвал;

– транспортировка грунта автосамосвалами.

Выравнивание участка рекультивации:

– подвоз транспортом свалочного грунта;

– разравнивание площади шламонакопителя бульдозером.

Нанесение почвенно-растительного грунта:

– планировка площади рекультивации бульдозером;

– перемещение грунта скрепером из отвалов на рекультивируемую площадь

Биологический этап рекультивации должен включать:

– посев семян фитомелиоративных растений.

 

Инженерные изыскания, проектирование, получение согласований и заключений, ликвидация неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» и рекультивация нарушенных земель являются составными частями комплексной ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра».  Работы по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло» связаны между собой по значимым критериям (технологически и функционально), направлены на осуществление единого непрерывного комплексного процесса по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» (готовый продукт).

 

Календарный план выполнения работ по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» бывшего производства ОАО «Оргстекло»

№ этапа

Наименование видов работ

Срок исполнения, не позднее

Стоимость этапа, руб.

По результатам выполнения   предоставляется заказчику

1

Выполнение изысканий,   разработка паспортов отходов

12.2013

46 304 956,36

 

Отчеты   о проведении изысканий, паспорта отходов.

2

Разработка рабочей   документации по оборудованию обезвреживания и прочему необходимому   технологическому оборудованию

Разработка экологической   документации, в том числе: СЗЗ, ПДВ, ПДС,    ПНООЛР и т.п.

Разработка технической   документации, регламентов, получение ТУ на присоединение к инженерным сетям,   разработка инструкций

12.2013

100 080 000,0

 

Проект,   включающий в себя перечень документов согласно ГОСТу 2.106-96, постановлению   Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г №87 «О составе разделов   проектной документации и требований к их содержанию» в 5 экз. на бумажном   носителе, в 1 экз. на электронном носителе. Акт выполненных работ.

3

Получение заключений   необходимых экспертиз, поставка вспомогательного технологического   оборудования, подготовка площадки, в том числе в части инженерных сетей

03.2014

81 973 346,50

 

Заключения   о соответствии представленной документации нормам технических регламентов,   Акт приемки.

 

4

Поставка и монтаж основного   технологического оборудования, пуско-наладка. Получение лицензии

06.2014

410 582 428,43

 

Акт   приемки смонтированного оборудования.

Акты   приемки оборудования установок на пусконаладочные работы.

Акты   проведения предварительных испытаний установки.

Протоколы  

визуального   контроля основного технологического оборудования и

технологических   систем.

Акты и   протоколы пусконаладочных работ и испытаний. Лицензия на осуществление   деятельности по обращению с отходами.

Программа   экологического мониторинга.

5

Выполнение обезвреживания   всего объема отходов

09.2015

900 240 878,24

 

Накладные,   отчеты об обезвреживании, акты выполненных работ. Акты контрольных замеров   объема оставшихся в объекте отходов.

6

Демонтаж оборудования и   площадки,  утилизация оборудования,   разработка проекта рекультивации и его реализация.

11.2015

98 716 683,12

 

Акты   демонтажа объектов, связанных с обезвреживанием отходов. Акт (справки,   накладные) об утилизации оборудования. Проект рекультивации нарушенных земель   в границах неорганизованной свалки промышленных отходов «Чёрная дыра». Акт   приемки-передачи рекультивированных земель согласно Постановлению   Правительства РФ № 140 от 23.02.1994 г.

 

 

 

 

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика