Экологический менеджмент

Система экологического менеджмента

Экологический менеджмент — одна из частей системы управления организацией, которая обладает структурой и имеет цель - достижение положений декларируемых в экологической политике, с помощью реализации мероприятий по охране окружающей среды, результатом которых является минимизация негативного воздействия.

В соответствии с стандартом ISO 14001, система экологического менеджмента – включает:

- организационную структуру;

- планирование деятельности;

- распределение ответственности;

- практическую работу;

- процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

«Экологический менеджмент» как сфера деятельности, не стоит на месте и претерпевает изменение в ходе своего развития.  Часть экспертов определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения совершенствования и эффективного управления».

Версия АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001» позволяет «связать» структурные элементы экологического менеджмента: утвержденную экологическую политику, ответственных за поддержание системы экологического менеджмента и в автоматическом режиме реального времени осуществлять:

- контроль за соблюдением нормативно-правовых требований, с созданием реестра применимых требований;

- выполнение процедур по идентификации и оценке экологических аспектов;

- документирование отчётных материалов системы экологического менеджмента;

- выполнение корректирующих и предупреждающих действий посредством проведения периодической оценки соответствия, с помощью эколого-правового аудита.

- анализ экологических рисков и формирование отчётов для ответственных за систему экологического менеджмента и руководства компании.

В качестве целей внедрения версии АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001» и последующей сертификации на предприятии системы экологического менеджмента можно выделить следующие:

Снижение негативного воздействия на ОС;

Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;

Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;

Минимизацию потребления материальных и энергетических ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов.

Использование АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001» позволит:

- повысить эффективность работы отделов экологической безопасности и рационального природопользования при помощи целевой ориентации и координации всех событий в организации;

- выявлять риски на ранней стадии и добиваться снижения их уровня;

- повысить гибкость и приспособляемость к изменениям;

- делегировать финансовую ответственность;

- накапливать и систематизировать все виды экологической информации, необходимой для принятия управленческих решений;

- предоставлять пользователям все необходимые инструменты для поиска, анализа, обработки материалов, включая инструменты формирования графических, табличных представлений и отображения фотоматериалов для составления отчетных документов;

За счет автоматизации стандартных задач, руководство компании, получит решения позволяющие:

- повысить эффективность принятия решений;

- обеспечить планирование деятельности Компании и её дочерних обществ с учетом минимизации негативных воздействий на окружающую среду;

- установить оптимальные критерии корпоративного и производственного (в рамках дочерних компаний) экологического контроля;

- оптимизировать регулярную оценку значимости экологических аспектов, на всех этапах производственной деятельности Компании и ее дочерних обществ;

- актуализировать функционирование Системы экологического менеджмента Компании в соответствии с международным стандартом ISO 14001:2004;

- повысить профессиональный уровень персонала Компании и её дочерних обществ в области рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Дополнительно с помощью АСУ ЭКОЮРС возможно решать вопросы, связанные с обеспечением промышленной, пожарной безопасности, охраны здоровья и безопасности труда.

 Центр правового обеспечения природопользования оказывает услуги по внедрению, совершенствованию и поддержанию системы экологического менеджмента – СЭМ, с помощью  АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001».

 Вступление Российской Федерации в ВТО повлечёт ряд последствий для российских компаний. Не последнюю очередь в этом списке займёт внедрение системы экологического менеджмента, и прежде всего это будет касаться предприятий желающих улучшить качество управления процессами природопользования при осуществлении хозяйственной деятельности.

 

 Какие экологические последствия для российских организаций повлечет вступление Российской Федерации в ВТО?

 В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ ратифицирован Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее – Марракешское соглашение), подписанный в городе Женеве 16 декабря 2011 года.

Следует отметить, что преамбула к Марракешскому соглашению провозглашает стремление государств-участников содействовать защите и сохранению окружающей среды и совершенствовать располагаемые для этих целей средства с учетом соответствующих потребностей и интересов, связанных с неодинаковым уровнем их экономического развития.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 2 Марракешского соглашения ВТО является общей организационной структурой во взаимных торговых отношениях ее членов по вопросам, вытекающим из соглашений и связанных с ними документов юридического характера, включенных в приложения к данному Соглашению.

При этом соглашения и связанные с ними документы юридического характера, включенные в Приложения 1, 2 и 3 (далее – «Многосторонние торговые соглашения»), составляют неотъемлемую часть данного Соглашения и имеют обязательную силу для всех членов ВТО.

Присоединение Российской Федерации к Марракешскому соглашению (об учреждении ВТО) означает принятие Россией на себя обязательств, предусмотренных Многосторонними торговыми соглашениями.

Следует отметить, что Приложение 1 к Марракешскому соглашению содержит Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, которое устанавливает, что члены (участники ВТО) имеют право вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты  жизни или здоровья людей, животных или растений, при условии, что такие меры не противоречат положениям данного Соглашения.

Также следует отметить, что положения указанного Соглашения устанавливают право государств - участников Марракешского соглашения ограничить (запретить) импорт определенных товаров при условии возникновения необходимости принятия мер для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений, мер, относящихся к консервации истощаемых природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления.

Одновременно, организация, осуществляющая импорт производимых товаров на территорию государства, являющегося членом ВТО, в числе собственных рисков должна учитывать возможность ограничения (запрета) соответствующим государством ввоза производимых организацией товаров, не соответствующих требованиям, установленных законами, постановлениями, правилами принимающего государства, охватывающими, в том числе:

- требования к конечному продукту;

- методы обработки и производства;

- процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения;

- карантинные правила;

- положения в отношении соответствующих статистических методов, процедур отбора проб  и методов оценки риска;

- требования к упаковке и маркировке, непосредственно  направленные на обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Следует отметить, что анализ положений Соглашения по техническим барьерам в торговле позволяет делать вывод о том, что для организации государства импорта являются обязательными для исполнения технические регламенты соответствующего государства, устанавливающие требования к характеристикам товара или связанным с ними процессам и методам производства, включая применимые административные положения.

При этом для целей обеспечения соблюдения технических регламентов конкретного государства лицом, импортирующим товары, на которые распространяется действие данных регламентов, принимающее государство применяет процедуры оценки и подтверждения соответствия.

Таким образом, участие во внешнеторговых отношениях с государством - членом ВТО может предполагать необходимость подтверждения соответствия производимых товаров международным и/или национальным стандартам (техническим регламентам) государства-контрагента.

Также следует отметить, что стремление Российской Федерации к повышению конкурентоспособности российских товаров может послужить причиной установления обязательности подтверждения соответствия производимой на территории государства продукции национальным стандартам, разработанных на основе соответствующих международных стандартов (в том числе стандарты серии ISO 14000 (Системы экологического менеджмента)).

 

ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

 Адрес: 107045, г. Москва, Колокольников пер., д. 9 стр. 2

 тел/факс: (495) 621-69-29; 621-18-80; 621-05-03; 621-21-07

https://www.ecours.ru/

https://www.ecolawyer.ru/