Экологическая сертификация

Экологическая сертификация

В чем заключаются правовые основания сертификации системы экологического менеджмента организации по ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001)?

 На основании ст.31 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности:

- экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

- экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - ФЗ «О техническом регулировании»):

сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Согласно ст. 11 ФЗ «О техническом регулировании» целями стандартизации являются:

повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

содействие соблюдению требований технических регламентов;

создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

В соответствии со ст. 13 данного Федерального закона к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в том числе национальные стандарты, международные стандарты.

Согласно ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Согласно п. 2 указанной статьи добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Согласно абз. 2 ст. 12 ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в соответствии, в том числе с принципом добровольного применения документов в области стандартизации.

В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании» добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

В соответствии с абз. 1 разд. 1 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению, утв. Приказом Ростехрегулирования от 12 июля 2007 г. № 175-ст, (далее - ГОСТ Р ИСО 14001-2007) данный стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять.

Согласно абз. 2 разд. 1 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 данный стандарт предназначен для применения любой организацией, которая заинтересована в том, чтобы:

a) разработать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологического менеджмента;

b) удостовериться в своем соответствии заявленной экологической политике;

c) продемонстрировать соответствие настоящему стандарту путем:

1) самооценки и самодекларации;

2) подтверждения своего соответствия со стороны, заинтересованной в деятельности организации, например, потребителями;

3) подтверждения своей самодекларации со стороны, внешней по отношению к организации;

4) проведения сертификации/регистрации системы экологического менеджмента внешней организацией.

На основании изложенного, сертификация системы экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001-2007 является добровольной формой подтверждения соответствия данной системы менеджмента требованиям национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007, проводимой по инициативе организаций, заинтересованных в сертификации, и служащей целям, установленным Федеральным законом «О техническом регулировании», в том числе целям обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), а также рационального использования ресурсов.

 

Применение автоматизированной системы управления экологией и природопользованием АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001» при проведении экологической сертификации

 Для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени ООО «Центр правового обеспечения природопользования» предлагает специализированное программное обеспечение версии АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001» автоматизирующее процессы:

-      экологической сертификации организации;

-      разработки и принятия бюджетов отделов (служб, департаментов, управлений) экологической безопасности и рационального природопользования;

-      последующий контроль за исполнением бюджетов.

Главной целью специализированного программного обеспечения АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001» является анализ экологических аспектов деятельности и последующее прогнозирование финансовых затрат.

Использование Системы «ЭКОЮРС» позволит:

- повысить эффективность работы отделов экологической безопасности и рационального природопользования при помощи целевой ориентации и координации всех событий в организации;

- выявлять риски на ранней стадии и добиваться снижения их уровня;

- повысить гибкость и приспособляемость к изменениям;

- делегировать финансовую ответственность;

- накапливать и систематизировать все виды экологической информации, необходимой для принятия управленческих решений;

- предоставлять пользователям все необходимые инструменты для поиска, анализа, обработки материалов, включая инструменты формирования графических, табличных представлений и отображения фотоматериалов для составления отчетных документов;

За счет автоматизации стандартных задач, руководство Компании, получит решения позволяющие:

- повысить эффективность принятия решений;

- обеспечить планирование деятельности Компании, и её дочерних обществ с учетом минимизации негативных воздействий на окружающую среду;

- установить оптимальные критерии корпоративного и производственного (в рамках дочерних компаний) экологического контроля;

- оптимизировать регулярную оценку значимости экологических аспектов, на всех этапах производственной деятельности Компании и ее дочерних обществ;

- актуализировать функционирование Системы экологического менеджмента Компании в соответствии с международным стандартом ISO 14001:2004;

- повысить профессиональный уровень персонала Компании и её дочерних обществ в области рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Дополнительно с помощью Системы «ЭКОЮРС» возможно решать вопросы, связанные с обеспечением промышленной, пожарной безопасности, охраны здоровья и безопасности труда.

Пользователями АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001» являются:  ОАО «Газпром» (включая дочерние общества), ОАО «Газпром нефть» (включая дочерние общества), ОАО «ТНК ВР Менеджмент» (включая дочерние общества), ЗАО «РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В.», ООО «Мечел», ОАО «ТМК» (включая дочерние общества),  ОАО «ОГК-1», ОАО «ОГК-2», ОАО «ОГК-3», ОАО «Э.ОН Россия», ОАО «ОГК-5», ОАО «Минудобрения», ОАО «Сода», ОАО «Акрон» и многие другие организации.

 Версия Системы «ISO 14001» рекомендована для использования ведущими организациями по сертификации Систем экологического менеджмента, действующими в России:

 - Бюро Веритас Сертификейшен (Bureau Veritas);

- Ассоциация по сертификации "Русский регистр";

- Интерсертифика-ТЮФ (Intersertifika-TUV);

- Det Norske Veritas (DNV);

- ССУ "ДЭКУЭС" (DQS);

- Moody International;

- ООО "ТЕСТ-С.-Петербург".

 

Отзыв: Версия АСУ ЭКОЮРС «ISO 14001»

"Система ЭКОЮРС нашла отражение в отчетах о внешнем аудите наших европейских партнеров, как сильная сторона". Менеджер-эколог ЗАО "ПЭС/СКК" Денис Потрываев

 

Предусмотрена ли законодательством обязанность проведения экологической сертификации?

 Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

При этом, экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями ст. 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ «О техническом регулировании»).

На основании ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании» добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации:

- осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

- выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную экологическую сертификацию;

- предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной экологической сертификации;

- приостанавливает или прекращает действие выданных им экологических сертификатов соответствия.

В соответствии с п. 2 указанной статьи Федерального закона система добровольной экологической сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной экологической сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная экологическая сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной экологической сертификации. Системой добровольной экологической сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

На основании п. 5 ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании» федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной экологической сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной экологической сертификации, о правилах функционирования систем добровольной экологической сертификации, которыми предусмотрены положения пункта 2 данной статьи, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной экологической сертификации, заинтересованным лицам.

Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной экологической сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Необходимо отметить, что Приказом Минприроды России от 23 января 1995 г. № 18 утверждены Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации) (далее – Основные положения).

Согласно п. 3.3 указанного нормативного документа Система предусматривает проведение обязательной и добровольной экологической сертификации.

Экологическая сертификация проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

Добровольная сертификация в рамках Системы осуществляется в тех случаях, по которым в законодательных актах Российской Федерации не предусмотрено проведение обязательной сертификации. Она проводится по инициативе заявителя на основе договора между органом по экологической сертификации и заявителем.

В соответствии с п. 5.1 Основных положений организационная структура Системы включает:

- федеральный орган по экологической сертификации - Минприроды России (Федеральный орган Системы).

- органы по экологической сертификации (в том числе центральные, в случае необходимости).

- испытательно-аналитические лаборатории (центры).

Также необходимо отметить, что Постановлением Госстандарта России от 1 октября 1996 г. № 66-А Госстандарт России зарегистрировал в Государственном реестре Систему обязательной сертификации по экологическим требованиям и знак соответствия Системы и выдал Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды Свидетельство за номером РОСС RU.0001.01ЭТОО.

На основании изложенного в настоящее время в Российской Федерации отсутствует обязанность проведения экологической сертификации.

Экологическая сертификация может иметь место в добровольном порядке в рамках одной из добровольных систем экологической сертификации.

 

ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

 Адрес: 107045, г. Москва, Колокольников пер., д. 9 стр. 2

 тел/факс: (495) 621-69-29; 621-18-80; 621-05-03; 621-21-07

https://www.ecours.ru/

https://www.ecolawyer.ru/