Определение параметров риска от наводнений

Определение параметров риска  от наводнений

 Банщикова Л.С., к.г.н., н.с.   ФГБУ «ГГИ» , This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. .,

 

В последние десятилетия наблюдается тенденция  роста наводнений различного генезиса как в мире, так и РФ. Все чаще подъемы уровней воды, наблюдаемые при этом, значительны. В соответствии с классификацией [3] при таких подъемах уровня воды наводнения относятся к  большим (повторяемость 1 раз в 10-25 лет (обеспеченность максимальных уровней 4-10%) и сопровождаются, как правило, частичной эвакуацией населения, выдающиеся с  повторяемостью 1 раз в 50-100 лет (обеспеченность максимальных уровней 1-2%), охватывают крупную речную систему, почти полностью парализуют хозяйственную деятельность и приводят к массовой эвакуации населения и катастрофические (повторяемость  реже, чем 1 раз в 100 лет (обеспеченность максимальных уровней менее 1%), надолго парализуют хозяйственную деятельность и сопровождаются человеческими жертвами.

Очевидно, что при значительных подъемах уровня воды происходит затопление прибрежных территорий, которые зачастую выходят за границы водоохранных и природоохранных зон.

Согласно нормативных и правовых актов РФ в Водном Кодексе [2]  и ряде  других Постановлений правительства РФ протяженность этих зон  рассчитывается в зависимости от длины реки, так, например, для рек длиной пятьдесят километров и более — в размере двухсот метров. Однако учет только длины реки, а не площади  затопления  прибрежных территорий, и  вероятности затопления не позволит в существенной мере обезопасить прибрежные территории от экологического, социального и  иных видов рисков в случае  наводнений.

Стратегической целью государственной экологической политики, приведенной в Экологической доктрине РФ [4], является «сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны».

Поэтому отсутствие на законодательном уровне системы  страхования и регулирования  использования потенциальноопасных береговых участков, расчета соотношения уязвимости, потенциального риска и ущербов при наводнениях различного генезиса не позволяет выполнять это положения в части касающейся рациональности эксплуатации и строительства того или иного объекта .

Необходимо введение такого понятия как зона риска от наводнений [1]. Под этой характеристикой подразумевается  территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища временно затопляемая  в результате подъема уровня воды разной повторяемости в различные периоды года и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности  в целях предотвращения загрязнения водного объекта и пойменных участков.

Для определения уязвимости и фактического риска, связанных с степенью хозяйственной освоенности пойм с учетом не только вероятности затопления поймы различной обеспеченности, но и повторяемости наводнений,  разработан индекс уязвимости. Y [1]. Он определяется  так же классом опасности сооружения, характером его использования, его местоположением и определяется по формуле разработанной формуле.

Данная характеристика носит региональный  и локальный характер, поэтому в расчетах рисков от  наводнений любого генезиса при строительстве новых и эксплуатации существующих объектов жизнедеятельности человека, при антропогенном воздействии на русло необходима следующая схема расчетов параметров, необходимых для выделения зоны риска от наводнений как переход от общего к частному, т.е. система речной бассейн (тип водного режима, возможность наступления дождевых паводков, заторных-зажорных явлений, таяние снегов ) - участок реки (вероятность возникновения наводнения различного генезиса заданной вероятности,, морфометрическое строение наличие поймы, т.е. расчет величины превышения уровня заданной обеспеченности над уровнем выхода воды на пойму  -створ (степень освоенности поймы, индексы потенциального риска и ущерба ).

Таким образом, концепция многоцелевого использования  прибрежных участков рек,  согласно которой, уменьшение ущерба от наводнений должно сочетаться с планированием рационального водопользования, является приоритетной.  Оценка зоны затопления в зависимости от различной вероятности превышения уровня воды  над уровнем выхода воды на пойму, заданной вероятности,  а  так же  различных количественных параметров риска в зависимости от вида использования потенциально опасных прибрежных участков позволит существенно уменьшить негативные последствия от наводнений. 

Согласно п. 5.4. Экологической доктрины [4], основной задачей является обеспечение государства, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и его возможных неблагоприятных изменениях, необходимой для их предотвращения, устойчивого природопользования, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности.

 Зонирование территории по указанным выше характеристикам может быть включено в программу по страхованию, как для строящихся объектов, так и уже введенных в эксплуатацию. Эта система может сочетать как обязательное, так и добровольное страхование имущества от наводнений, как для частного сектора, так и промышленных сооружений, что позволит обеспечить рациональное регулирование землепользования на паводкоопасных территориях, и тем самым обеспечить приемлемый риск.

 

Список использованной литературы:

  1. 1.      Банщикова Л.С. Банщиков А.А. Оценка уязвимости сооружений при заторных наводнениях на участке р. Кубань у г. Невинномысска/ Материалы конференции "Первые Виноградовские чтения "Будущее гидрологии",16-18 ноября 2013 г. СПБГУ;  С 89-90.
  2. 2.      "ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 03.06.2006      N74-ФЗ действующая редакция от 08.05.2013)
  3. 3.      Нежиховский Р.А. Наводнения на реках и озерах. Л. Гидрометеоиздат 1988г. 184с.
  4. 4.      ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р ("Российская газета" от 18.09.2002))

Меню

Новости экологии