Распоряжение Правительства РФ от 22 апреля 2015 г. № 716-р «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации»
В целях реализации в Российской Федерации эффективной государственной политики и мер, направленных на сокращение объема выбросов в атмосферу парниковых газов и смягчение климатических изменений в соответствии с принятыми международными обязательствами и достижения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» показателя - обеспечить к 2020 году сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году (далее - показатель), необходимо создание национальной системы учета (мониторинга, отчетности и проверки) объемов антропогенных выбросов парниковых газов, позволяющей исполнительным органам государственной власти, инвесторам, другим заинтересованным лицам получать актуальные и достоверные сведения об объемах выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельности на территории Российской Федерации.
Рассматриваемая Концепция определяет цели, задачи, принципы и этапы введения отчетности в организациях.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2006 г. № 278-р «О создании российской системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, принятым в г. Монреале 16 сентября 1987 г.» Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает функционирование системы оценки антропогенных выбросов и представление кадастра и другой необходимой в соответствии с требованиями Рамочной конвенции и Киотского протокола информации. Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти ежегодно представляют в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды данные и информацию для функционирования системы оценки.
Основной недостаток системы оценки состоит в том, что она представляет агрегированные оценки выбросов парниковых газов по видам газов и категориям источников, но не содержит данных о выбросах парниковых газов конкретными организациями, что необходимо для выработки и реализации эффективной государственной политики и мер по сокращению объемов выбросов парниковых газов в соответствии с показателем, в том числе для определения целевых показателей сокращения объемов выбросов парниковых газов по секторам экономики.
С учетом этого система оценки предлагается дополнить системой мониторинга, отчетности и проверки объемов выбросов парниковых газов на уровне организаций, несущих основную ответственность за выбросы парниковых газов, а также субъектов Российской Федерации, которым рекомендуется организовать на своей территории мониторинг выбросов и поглощений парниковых газов, подготовку региональных кадастров и осуществлять в пределах своей компетенции необходимые мероприятия, направленные на обеспечение сокращения выбросов парниковых газов для достижения показателя.
Предлагается реализация Концепции в III этапа.
На I этапе (2015 г. - 2016 г.) предполагается сформировать нормативно-правовую, методическую и институциональную базу для внедрения и функционирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации с вовлечением в нее крупнейших организаций в ключевых секторах экономики, а также разработать методические рекомендации по осуществлению инвентаризации антропогенных выбросов из источников парниковых газов в субъектах Российской Федерации с их апробацией в нескольких регионах.
На II этапе (2017 г. - 2018 г.) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации с внедрением этой системы в другие сектора экономики и организации с учетом косвенных энергетических выбросов парниковых газов.
На III этапе (2019 г. - 2020 г.) необходимо принять решения о дальнейшем совершенствовании системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации с учетом Концепции, плана действий по сокращению выбросов парниковых газов в Российской Федерации на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года и плана действий по сокращению объема выбросов парниковых газов в государственном секторе экономики Российской Федерации.
Действие: Действует с 22.04.2015 г.
https://www.ecospecialist.ru
В РФ появился первый практический инструмент на пути введения системы регулирования выбросов парниковых газов: премьер-министр Дмитрий Медведев подписал концепцию их мониторинга, отчетности и проверки. Несмотря на перенос сроков введения обязательной углеродной отчетности и отмены господдержки проектов по снижению выбросов, большинство участников рынка и экспертов приветствуют появление документа, одновременно отмечая ряд недостатков, в числе которых нечетко прописанная ответственность эмитентов, а также отсутствие данных о выбросах по поставкам топлива.
Дмитрий Медведев утвердил концепциюформирования системы мониторинга, отчетности и проверки объемов выбросов парниковых газов. Как говорится в официальном заявлении на сайте правительства, «данное распоряжение направлено на снижение углеродоемкости российской экономики и создание условий для перехода на энергоэффективный путь развития отраслей национальной экономики на период до 2020 года и с перспективой до 2030 года».
Предполагается, что система мониторинга будет внедряться в несколько этапов. Так, в 2015–2016 году параллельно с формированием нормативно-правовой и методической базы инвентаризация будет проводиться в ряде пилотных регионов, кроме того, по выбросам парниковых газов должны будут отчитываться предприятия с объемом выбросов более 150 тыс. тонн СО2-эквивалента в год. С 2017 года углеродная отчетность станет обязательной для всех предприятий с объемом выбросов более 50 тыс. тонн СО2-эквивалента в год, а также для организаций авиационного, железнодорожного транспорта и предприятий, осуществляющих морские и речные перевозки.
Большая часть опрошенных “Ъ” экспертов довольно положительно отреагировала на появление концепции, отметив, однако, что ее принятие затянулось на несколько лет. Большинство развитых или быстроразвивающихся стран мира (в том числе большинство стран БРИКС) уже ввели не только углеродную отчетность, но и те или иные формы углеродного регулирования (в виде рынков сокращений выбросов, углеродного налога и т. д.) на национальных или федеральных уровнях. Ответственный секретарь совместной рабочей группы «Деловой России» и Минэкономики по созданию системы углеродного регулирования в РФ Антон Галенович назвал в интервью “Ъ” принятую концепцию «практически первым и единственным шагом» в направлении непосредственного регулирования выбросов парниковых газов.
По словам заместителя исполнительного директора Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО Владимира Бердина, в результате реализации концепции через два-три года на основе данных о реальном состоянии выбросов на уровне предприятий и тенденциях станет возможным приступить к разработке обоснованных предложений по формированию госрегулирования выбросов парниковых газов.
По свидетельству эксперта, большая часть компаний, которые затронет регулирование,— предприятия ТЭКа (более 80% антропогенных выбросов парниковых газов в РФ). При этом в планах Минэнерго формирование единой системы учета выбросов парниковых газов в рамках создаваемой государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса РФ. Одновременно с этим, как рассказывает господин Бердин, в ряде компаний уже с 2005 года ведется автоматизированная база данных по выбросам на объектах электроэнергетики. На корпоративном уровне ежегодные инвентаризации выбросов парниковых газов идут на всех дочерних предприятиях «Газпрома», а в 2015 году собственные корпоративные методические материалы по учету выбросов разработал ЛУКОЙЛ.
По словам Михаила Юлкина, возглавляющего рабочую группу по климату экологического комитета РСПП, российские компании уже несколько лет получают запросы о раскрытии информации о выбросах парниковых газов от своих иностранных покупателей и инвесторов (акционеров), а в 2014 году впервые российская компания-потребитель направила аналогичный запрос своему российскому поставщику. Кроме того, по данным господина Юлкина, крупнейшие российские компании («Газпром», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», НОВАТЭК, «Уралкалий», ЕВРАЗ, Архангельский ЦБК и другие) участвуют в международной программе раскрытия углероднойотчетности CDP и добровольно представляют сведения о выбросах в ответ на стандартные запросы заинтересованных инвесторов.
Впрочем, ряд экспертов высказывает и критические замечания к концепции. Так, по мнению Михаила Юлкина, начинать вводить углеродную отчетность надо было с крупнейших компаний, установив порог отсечения с 1 млн тонн СО2-эквивалента в год, и по мере накопления опыта расширять их круг. Господин Юлкин также сомневается, что на рынке труда в РФ окажется достаточное количество специалистов, которые смогут организовать проведение и верификацию мониторинга: необходимых специалистов нет ни в бизнесе, ни в госструктурах.
По мнению Антона Галеновича, концепция требует «развития, подкрепления и усиления» — прежде всего в вопросе отсутствия «весомой» ответственности за непредоставление отчетности, а также введения отчетности на основе организаций, а не источников (технологических процессов и установок), что, по словам эксперта, «размывает границы охвата системы». Кроме того, господин Галенович сетует на то, что принятая версия концепции не учитывает выбросы транспорта. «Сейчас невозможно посчитать выбросы по поставкам бензина, так что нам будет довольно сложно мониторить выбросы автомобилей (именно они ответственны за рост выбросов парниковых газов в РФ в последние годы) или по поставкам газа населению, так как считать конфорки также очень трудно»,— размышляет Антон Галенович.
Отметим, что принятие концепции мониторинга выбросов и углеродной отчетности проходит на фоне отмены господдержки проектов по снижению эмиссий парниковых газов и переноса сроков мероприятий (в том числе введения углеродной отчетности и определения целевых показателей по секторам экономики) для достижения цели снижения выбросов на 25% к 2020 году как минимум на год.