На сайтеhttps://regulation.gov.ru размещено уведомление о начале разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования порядка осуществления строительного надзора)»
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта
Законопроект подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 15 марта 2016 г. № ДК-П9-1436.
Краткое описание проблемы
1. За время подготовки проектной документации возможна актуализация технических регламентов. С целью исключения необходимости постоянного внесения изменений в проектную документацию, связанных с актуализацией технических регламентов, вступивших в силу после разработки проектной документации, предлагается предусмотреть, что экспертиза проектной документации осуществляется на предмет соответствия техническим регламентам, действовавшим на момент начала подготовки проектной документации. С целью исключения злоупотреблений со стороны разработчика проектной документации указанное правило должно действовать в отношении определенного периода времени. 2. В настоящее время государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе. Строительный надзор в отношении иных объектов капитального строительства не осуществляется, что может привести к нарушению прав граждан, юридических лиц, утрате градостроительного единства территории и иным негативным последствиям. 3. Предмет проверки государственного строительного надзора при реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, а также объектов в отношении которых не требуется выдача разрешения на строительство, не предполагает проверку соответствия строящегося (реконструируемого) объекта требованиям, установленным в градостроительном регламенте. 4. Не установлен круг лиц, имеющих право подавать в суд иск о сносе самовольной постройки. 6. Отсутствуют требования к параметрам застройки земельных участков, предоставленных для целей садоводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Круг лиц
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, юридические лица
Краткое изложение целей регулирования
1. Исключение требования о необходимости внесения изменений в проектную документацию, связанных с актуализацией технических регламентов, вступивших в силу после разработки проектной документации, предусмотрев, что экспертиза проектной документации осуществляется на предмет соответствия техническим регламентам, действовавшим на момент начала подготовки проектной документации. 2. Расширение случаев, при которых осуществляется государственный строительный надзор. 3. Установить в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, объектов капитального строительства, для которых разрешение на строительство не требуется предмет государственного строительного надзора с учетом особенностей создания указанных объектов. 4. Расширение круга лиц, имеющих право обратиться в суд о сносе самовольной постройки. 5. Установление требований к параметрам застройки земельных участков, предоставленных для целей садоводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Планируемый срок вступления в силу
Май 2017
https://regulation.gov.ru/projects#npa=49455
На фоне снижения административных барьеров для бизнеса в Минстрое предлагают ужесточить контроль над индивидуальным жилищным строительством (ИЖС) — его могут передать госстройнадзору. Под процедуру могут попасть и дома на дачных участках: Минстрой предлагает установить для них параметры застройки, как для объектов ИЖС. По мнению экспертов, такое расширение надзора может предотвратить строительство домов на участках, не предназначенных для этого, но негативно скажется на темпах частного строительства.
Минстрой готовит поправки к Градостроительному кодексу, расширяющие сферу применения стройнадзора,— уведомление об этом размещено на портале regulation.gov.ru. Как пояснили "Ъ" в Минстрое, текст законопроекта пока не готов — сейчас министерство ожидает предложений, на основе которых будет разработан документ.
Сейчас госстройнадзор проводится лишь в случаях, когда проектная документация подлежит экспертизе. Не проводится экспертиза в отношении домов не выше трех этажей, в частности, объектов ИЖС и жилых домов блокированной постройки (для нескольких семей) — но Минстрой предлагает распространить процедуру стройнадзора и на них. Нарушения "могут повлечь риски негативных последствий для окружающей среды, а также причинения вреда жизни и здоровью человека", опасаются в ведомстве. При этом Минстрой предлагает регламентировать параметры застройки участков для дачного строительства, садоводства и личного подсобного хозяйства — это должны быть отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
По словам старшего партнера адвокатского бюро "Титов, Кузьмин и партнеры" Андрея Кузьмина, стройнадзор может стать превентивной мерой контроля за надлежащим использованием земель при ИЖС — сейчас Росреестр начинает штрафовать владельцев участков за их ненадлежащее использование. Партнер адвокатского бюро "Городисский и партнеры" Марина Абрамова добавляет, что новацию можно рассматривать как меру борьбы с участившейся практикой строительства на дачных участках мини-гостиниц и хостелов. Однако общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Москве Дмитрий Волков полагает, что поправки могут вызвать проблемы: "Стройнадзор привязан к результатам экспертизы, а проектная документация для таких домов ее не проходит",— говорит он. Органам надзора придется взять на себя экспертные функции — а это, по его мнению, может привести либо к коррупционным проявлениям, либо к закручиванию гаек и удушению ИЖС. Кроме того, нарушения обычно возникают в местах с дорогой землей. "Можно было бы дать регионам право вводить стройнадзор в отдельных муниципалитетах",— говорит господин Волков, добавляя, что из-за ужесточения регулирования у граждан может быть меньше мотивация строить такие дома.
Кроме того, в Минстрое предлагают закрепить закрытый перечень лиц, имеющих право подать иск о сносе самовольной постройки,— это собственник участка, лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение такого здания, муниципалитет, Ростехнадзор, Росреестр и прокурор. Марина Абрамова поясняет, что сейчас круг лиц, которые вправе обратиться в суд с таким иском, не определен — у любого, чьи права нарушает самовольная постройка, есть право обратиться в суд в общем порядке. Также у органов местного самоуправления есть возможность принять решение о сносе самовольных построек при некоторых условиях. "Но в российской действительности муниципалитетам их компетенция кажется безграничной, поэтому есть опасность сноса зданий, которые не попадают под эти условия",— отмечает она, добавляя, что собственники таких построек подают много исков о возмещении убытков. "Пока нет текста поправок, сложно сказать наверняка, каким будет регулирование, но логично предположить, что, когда право собственности на самовольную постройку зарегистрировано в установленном порядке, органам местного самоуправления придется обосновать снос в суде",— считает госпожа Абрамова.