Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Для производителей и импортёров введён экологический сбор. ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ЕГИС УОИТ, 458-ФЗ, ПП №1073, экологический сбор 2015-2016гг., комментарии)

 

Комментарии к Федеральному закону от 29.12.14г. №458-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления"

 https://ecostaff.ru/458-fz    

 

 

Минприроды России рассчитывает, что экологический сбор принесет в бюджет РФ более шести миллиардов рублей в 2017 году

 

 «В 2017 году мы планируем собрать более 6 миллиардов рублей в бюджет за счет экологического сбора. Эти средства будут направлены в первую очередь на субсидирование программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами тем регионам, которые перешли на новую систему», — заявил глава министерства С. Донской.

 

Он отметил, что согласно принятому в 2014 году закону, полностью требования в части сбора, транспортировки, размещения и утилизации отходов должны были заработать с 1 января 2017 года, но потребовалось дополнительное время для подготовки регионов к переходу на новую систему регулирования. Правительство РФ приняло решение о продлении переходного периода до 1 января 2019 года.

 

«Вместе с тем, мы считаем, что эта дата должна быть финальной, поэтому в течение 2017-2018 годов законом должна быть установлена «дорожная карта», обеспечивающая к 1 января 2019 года переход всех регионов на новую систему», — отметил С. Донской.

 

По его словам, регионы, которые готовы перейти на новую систему раньше, смогут это сделать в 2017 году, формируется перечень пилотных регионов. Кроме того, в 2017 году планируется ввести в эксплуатацию информационную систему народного контроля за несанкционированными свалками и действиями чиновников всех уровней по их ликвидации, в качестве пилотного региона выбран Байкал и ряд других регионов.

https://ria.ru/economy/20161125/1482175708.html

 

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 августа 2016 года № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора» 

Основание разработки: 

Рассматриваемый Приказ разработан в соответствии с пунктом 7 Правил взимания экологического сбора (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1073 «О порядке взимания экологического сбора»). 

Основные положения: 

Указанный Приказ утверждает форму расчета экологического сбора, которая состоит из двух разделов: 

  • Первый раздел устанавливает общие сведения о производителях, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров (среди которых есть разграничения по представляемой информации для юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей);
  • Второй раздел содержит таблицу, в рамках которой производится расчет суммы экологического сбора с примечаниями по поводу их заполнения. 

Публикация: документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информацииhttps://www.pravo.gov.ru 11 октября 2016 года
Действие: вступает в силу 21 октября 2016 года 

https://www.ecours.ru/ru/ 

 

Глава Минприроды России Сергей Донской рассказал об экологическом сборе 

Сейчас принято в законодательстве условие, по которому производитель отходов должен будет в первую очередь или самостоятельно, или с привлечением внешних структур производить переработку отходов, тех, которые он производит. Если он не организует эту переработку или не найдет специализированную структуру, которая эти отходы будет перерабатывать, то он должен будет уплатить экологический сбор. А вот в рамках того, что будет накапливаться или формироваться за счет этого экологического сбора, есть задача выделять средства уже на реализацию утвержденных программ, региональных программ по строительству инфраструктуры. 

 В следующем году планируется собрать 1 млрд. руб. Это пока небольшая сумма, но, по оценкам, она может увеличиваться в несколько десятков раз — имеется в виду, что будет сбор десятков миллиардов ежегодно. И, соответственно, эти средства будут направляться исключительно на строительство инфраструктуры, на строительство заводов как дополнительные субсидии регионам на эти задачи. 

Сбор на данный момент не очень большой. По ряду продуктов — от доли процентов до полпроцента. То есть, на самом деле, с учетом гибкости, эластичности цен, скорее всего, бизнес не должен особо почувствовать это на данном этапе. С другой стороны, необходимо довести платежи до уровня, по которому бизнес должен быть мотивирован самостоятельно перерабатывать отходы, то есть не выбрасывать, не формировать отходы, а создавать инфраструктуру по переработке, по вовлечению во вторичный оборот этих отходов. Соответственно, есть примеры когда компании самостоятельно сейчас уже активно начали этим заниматься.

https://www.oilru.com/news/531430/ 

  

Проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора» 

Текст размещен на сайте regulation.gov.ru 19 февраля 2016 года 

Состояние: процедура общественного обсуждения 

Срок: с 19 февраля 2016 года – по 4 марта 2016 года 

Состояние: процедура независимой антикоррупционной экспертизы 

Срок: с 19 февраля 2016 года – по 25 февраля 2016 года 

На основании абзаца 1 пункта 17 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1073, зачет или возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора производится территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации плательщика после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - акт сверки), на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. 

В соответствии с абзацем 1 пункта 18 указанных Правил зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей по экологическому сбору осуществляется на основании заявления плательщика о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. 

Таким образом, разработка рассматриваемого проекта направлена на реализацию данных положений и обусловлена вступлением в силу 17 октября 2015 года Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1073.

https://www.ecolawyer.ru 

 

Проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»

Текст размещен на сайте regulation.gov.ru 19 февраля 2016 года
Состояние: процедура общественного обсуждения
Срок: с 19 февраля 2016 года – по 4 марта 2016 года
Состояние: процедура независимой антикоррупционной экспертизы
Срок: с 19 февраля 2016 года – по 25 февраля 2016 года

В соответствии с пунктом 7 Правил взимания экологического сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1073, расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Так проектом предусматривается, что форма состоит из двух разделов:

  • в первом указываются общие сведения о производителе, импортере готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров;
  • во втором указывается непосредственно расчет экологического сбора.

При этом экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории РФ, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

https://www.ecolawyer.ru 

 

Правила взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. N 1073). Экологический сбор за 9 месяцев 2015 г. нужно уплатить до 15 октября!

https://ecostaff.ru/novosti/5492-pravila-vzimaniya-ekologicheskogo-sbora-utv-postanovleniem-pravitelstva-rf-ot-8-oktyabrya-2015-g-n-1073-ekologicheskij-sbor-za-9-mesyatsev-2015-g-nuzhno-uplatit-do-15-oktyabrya   

 

28.10.15г. Практика правоприменения. Какие организации обязаны осуществлять оплату экологического сбора в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора»?

Отвечает: Генеральный директор Центра правового обеспечения природопользования Борис Кокотов

Согласно п. 7 ст. 24.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 данного Федерального закона.

В соответствии со ст. 24.5 ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 данного Федерального закона.

При этом экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

В соответствии с п. 5 ст. 24.5 ФЗ «Об отходах производства и потребления» ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что до настоящего времени ставки экологического сбора не установлены.

На основании п. 8 указанной статьи Федерального закона порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 утверждены Правила взимания экологического сбора (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил данный нормативный правовой акт устанавливает порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора.

На основании п. 2 указанного нормативного правового акта исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации (далее - плательщики).

На основании изложенного, экологический сбор уплачивают производители, импортеры товаров, входящих в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1886-р) и по которым не обеспечивается выполнение нормативов утилизации.

При этом потребители товаров, в т.ч. товаров в упаковке, входящих в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1886-р) не обязаны соблюдать нормативы утилизации.

https://www.ecospecialist.ru 

 

27.10.15г. Минэкономразвития России не поддержало проект о ставках экосбора

Ведомство не поддержало проект постановления Правительства РФ, обязывающий производителей и импортеров продукции оплачивать экологический сбор в соответствии с разработанными ставками.

Главной причиной такой оценки являются возможные риски необоснованного увеличения нагрузки на бизнес, недостаточная проработка системы утилизации и другие негативные факторы, которые повлечет принятие документа, говорится в сообщении пресс-службы Минэкономразвития России. В отсутствие нормативной правовой базы, без объективных оснований установления ставок по каждой дифференцированной группе товаров, при существующей неопределенности использования уже построенных инфраструктур утилизации, данный сбор станет лишь дополнительным доходом без привязки к эффективному расходованию средств на поддержание экологической безопасности, считают в ведомстве.

Напомним, Минприроды России заявило о нулевой ставке экологического сбора за 9 месяцев 2015 года

https://www.rg.ru/2015/10/26/sbor-site.html 

 

20.10.15г. Минприроды России сообщило об отсутствии необходимости уплачивать экологический сбор в 2015 г.

Ввиду решений, принятых Правительством Российской Федерации (совещания у Д. А. Медведева 01.06.2015, у А. Г. Хлопонина 08.09.2015) об установлении в текущем году нулевых нормативов утилизации отходов от использования товаров, что фактически означает освобождение бизнеса от уплаты экологического сбора в 2015 году, по итогам 9 месяцев 2015 года необходимость исчисления и уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора отсутствует, как и необходимость декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации готовых товаров, в том числе упаковки (данные о котором необходимы для расчета суммы экологического сбора). 
В отношении необходимости представления производителями, импортерами товаров в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования расчета суммы экологического сбора Минприроды России разъяснило, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» предусмотрено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в 2015 году в срок до 15.10.2015 (за 9 месяцев 2015 года).
Согласно пункту 7 Правил взимания экологического сбора, утвержденных указанным постановлением, расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В условиях отсутствия утвержденной формы расчета суммы экологического сбора выполнение представителями бизнеса обязательства по ее представлению в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования невозможно. С учетом изложенного производителям, импортерам товаров необходимо будет представить первые расчеты суммы экологического сбора за тот отчетный период, в котором Федеральной службой по надзору в сфере природопользования будет принят приказ по утверждению соответствующей формы.

https://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=142214

 

13.10.15г. Уважаемые клиенты и партнеры Центра правового обеспечения природопользования!

В связи с утверждением Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1886-р Перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также утверждением Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 Правил взимания экологического сбора, Центром правового обеспечения природопользования подготовлена:

 Правовая позиция по вопросу о  необходимости уплаты суммы экологического сбора за девять месяцев 2015 года до 15 октября 2015 года.

Основные выводы:

1.Обязанность по уплате производителем, импортером товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, экологического сбора является вторичной по отношению к обязанности обеспечить утилизацию товаров, включая упаковку, в соответствии с установленными нормативами утилизации;

2.Обязанность по уплате экологического сброса не является самостоятельной, и возникает у производителя, импортера товаров, включая упаковку, в случае необеспечения утилизации таких товаров, включая упаковку, в соответствии с установленными Правительством РФ нормативами утилизации;

3.До установления Правительством Российской Федерации нормативов утилизации, обязанность по уплате  экологического сбора, в т.ч. установленная ст. 23 ФЗ-458 не может быть выполнена;

4.Производители, импортеры товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств не обязаны уплачивать экологический сбор за девять месяцев 2015 года до 15 октября 2015 года.

При этом требование об уплате экологического сбора за девять месяцев 2015 года до 15 октября 2015 года не соответствует действующему законодательству.

Подробнее: https://www.ecolawyer.ru

 

12 октября 2015г. В начале октября Правительство РФ установило правила взимания экологического сбора (постановление Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 "О порядке взимания экологического сбора"). Так, расчет и уплата сбора осуществляются в следующие сроки: 
  • за девять месяцев 2015 года – до 15 октября включительно 2015 года;
  • за октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года – до 1 включительно февраля 2016 года;
  • за отчетный период (начиная с 2016 года, им признается календарный год) – до 15 апреля включительно года, следующего за отчетным. 

В установленный срок плательщик сбора должен представить в территориальный орган Росприроднадзора заполненную форму расчета экологического сбора (утверждается Росприроднадзором) вместе с копией платежного документа, подтверждающего уплату сбора, и документами, подтверждающими полномочия представителя плательщика. Как пояснили в Росприроднадзоре, в настоящее время форма расчета еще не разработана, но к концу года, а возможно даже, что уже и в этом месяце, она будет опубликована. Пояснить, можно ли подать расчет в произвольной форме, в ведомстве затруднились. 

Добавим, что административная ответственность за неуплату сбора не предусмотрена. А ответственность, предусмотренная НК РФ за неуплату налогов и сборов, в отношении экологического сбора не применяется, поскольку он не является налоговым платежом. 

Напомним, нормы об экологическом сборе начали действовать с 1 января 2015 года (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ). Он является обязательным для тех, кто производит или импортирует товары, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств (п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/news/664311/#ixzz3oOAid4Hb

 

12.10.15г. Экологический сбор назначен уже на этот (2015) год. Компании надеются, что правительство сдержит обещание не взимать его до 2016 года

Глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке взимания экологического сбора, который должны уплачивать производители и импортеры при отказе самостоятельно утилизировать отходы. Документ предполагает уплату сбора за 2015 год до 15 октября при отсутствующих нормативах утилизации. По данным "Ъ", постановление, которым введут нормативы, может быть подписано до 15 октября. Это вызывает беспокойство у представителей отрасли — правительство ранее обещало оставить нормативы нулевыми до 2016 года, но выпуск постановления Белым домом может означать, что его намерения изменились.

Постановление о порядке взимания экологического сбора было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 8 октября 2015 года. Согласно поправкам к законодательству об отходах, вступившим в силу с 1 января 2015 года, производителям и импортерам потребительских товаров предоставлен выбор: отчислять в бюджет экологический сбор на создание соответствующей инфраструктуры в регионах либо самоорганизовываться, создавая отраслевые схемы управления отходами.

Документ можно было бы назвать техническим, если бы не дата, с которой, согласно ему, компании должны вносить соответствующий платеж: до 15 октября 2015 года. Опрошенные "Ъ" представители компаний производителей и импортеров говорят, что дата заставляет их беспокоиться, несмотря на то что 8 сентября 2015 года ответственный вице-премьер Александр Хлопонин заявил, что правительство удовлетворит просьбу компаний ввести переходный период и нормативы утилизации (на их основе рассчитывается объем сбора) в 2015 году будут нулевыми. Главным несогласованным вопросом между Минприроды и Минэкономики оставались нормативы утилизации на 2016 год — в ведомстве Сергея Донского настаивали на повышенных нормативах по бумаге, пластику и стеклу, аргументируя это тем, что мощностей по их переработке в России достаточно. В ведомстве Алексея Улюкаева заняли сторону компаний и предлагали увеличивать нормативы постепенно, дав компаниям выстроить собственные мощности по переработке и наладить сбор вторсырья (см. "Ъ" от 29 сентября).

Между тем, по данным "Ъ", документы правительства, которыми будут окончательно утверждены нормативы, ставки сбора и перечень продукции, подлежащей утилизации, будут подписаны до 15 октября. И если в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники считают, что дата 15 октября 2015 года, появившаяся в постановлении правительства, лишь техническая, то РУСПЭК и "Русбренд" ее появление взволновало. "Мы очень рассчитываем, что правительство сдержит слово и в постановлении правительства норматив утилизации на 2015 год будет нулевым. Очень не хотелось бы, чтобы нас сделали правонарушителями",— говорит Екатерина Астафьева из "Русбренда". Объяснения тому, зачем Белому дому потребовалось отдельно говорить о сборах за три квартала 2015 года, если нормативы утилизации за этот период будут нулевыми, нет.

Также проблемой является еще одно находящееся на выходе постановление правительства о декларировании продукции, которую должны будут утилизировать компании. Согласно проекту документа, подать декларации в Росприроднадзор производители и импортеры должны также до 15 октября 2015 года, но порядок декларирования неизвестен. "Мы писали в Минприроды с просьбой прояснить ситуацию еще месяц назад, но ответа так и не поступило",— сетует Любовь Меланевская из РУСПЭК.

"Ъ" продолжает следить за развитием событий.

Алексей Шаповалов
Подробнее:https://www.kommersant.ru/doc/2830495
 

 

28.09.15г. Минприроды определил размер экологического сбора с 2016г.

Сбор не распространяется на сырье и пищевые продукты, бензин и коммунальные услуги

МОСКВА, 28 сентября. /ТАСС/. Глава Минприроды Сергей Донской направил на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти проект, определяющий размер ставок экологического сбора за утилизацию ряда товаров с 2016 года. Об этом сообщается в пресс-релизе ведомства.

Документ определяет средневзвешенные значения ставок для 36 групп товаров. В частности, для тонны бумаги или картона экосбор составляет около 2,4 тыс. рублей, резины - 7-9 тыс. рублей, пластмассы - 3,7 тыс. рублей, аккумуляторных батареек - 33,4 тыс. рублей.

"Экосбор не распространяется на сырье и пищевые продукты, бензин и коммунальные услуги. В целом влияние платежа на индекс потребительских цен минимально и не превысит 0,197% в год", - приводит пресс-служба министерства слова Донского.

Ранее, по итогам совещания у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в июне 2015 года был установлен норматив утилизации для всех категорий товаров в размере 0% до 1 января 2019 года. Исключением являются аккумуляторные батареи, шины, бумага, лампы накаливания, а также некоторые другие группы товаров, утилизация которых уже осуществляется.

На совещании у заместителя председателя правительства РФ Александра Хлопонина, состоявшемся 8 сентября 2015 года, было принято решение об установлении в текущем году нулевых нормативов утилизации, что означает освобождение бизнеса от уплаты экологического сбора в 2015 году.

https://tass.ru/ekonomika/2297411  

 

Утилизационный сбор получил проценты. Минприроды предложило размер платы за мусор

Минприроды согласовало с заинтересованными ведомствами нормативы утилизации отходов (документ есть у «Ведомостей») – т. е. размер платы, которую в 2016–2017 гг. должны будут вносить производители и импортеры во исполнение закона об отходах, сообщил представитель Минприроды. Нормативы (см. таблицу) установлены в процентах от цены выпущенных или ввезенных товаров за истекший год.

Максимальный норматив – 30–45% – на 2016 г. установлен для 13% категорий товаров (бумага, гофрокартон, тара из них, упаковка из пластика, стекло листовое и стеклотара), на них есть высокий спрос и ведется утилизация, говорится в пояснительной записке. В 2017 г. максимальный норматив распространится уже на 19% категорий товаров. Нормативы посчитаны с учетом потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды и возможности утилизации для каждой группы товаров и подлежат пересмотру раз в три года.

Поправки в закон об отходах, обязавшие производителей и импортеров утилизировать выпущенные и ввезенные товары, приняты в конце 2014 г. В конце сентября 2015 г. правительство утвердило 36 категорий товаров, за которые придется платить сбор (см. таблицу), а Минприроды – разослало проект постановления правительства с размерами сбора за утилизацию: от 2378 руб. за тонну бумаги, картона или газет до 33 476 руб. за тонну свинцовых аккумуляторов. Это сопоставимо с экологическими платежами для производителей в Евросоюзе, объяснял министр природы Сергей Донской.

Председатель правительства Дмитрий Медведев на июньском совещании по неналоговым платежам пообещал ввести мораторий на утилизационный сбор до 2019 г. После выхода распоряжения правительства под сбор подпадает 69,5% произведенных и импортируемых в страну категорий товаров, для остальных мораторий продлится до 2019 г. Минимальный норматив утилизации в 5% находится в пределах статистической погрешности и не оказывает существенного влияния на бизнес-сообщество, утверждается в пояснительной записке к проекту нормативов. Его в следующем году заплатят производители 45% категорий товаров, а в 2017 г. – лишь 25% категорий.

За год в стране производят 4,7 млн т листового стекла и тары, оценил для Минприроды Стеклосоюз, объединяющий предприятия стекольной промышленности. Сборы с отрасли могут достичь – по ставкам и нормативам Минприроды – 3,6–4 млрд руб. в 2016 г. и 4,8–5,3 млрд в 2017 г.

«Любой сбор, как его ни назови, утилизационный, реновационный или инновационный, приводит к двум вещам: резкому падению финансового результата производителя или перекладыванию расходов на конечного потребителя», – говорит гендиректор производителя строительного стекла «Гардиан стекло» Андрей Стольный.

Много вопросов к нормативам, ставкам и их формированию, замечает исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Ощущение, что у Минприроды нет ни четкой статистики, ни планов по достижению нормативов государством, продолжает Поповичев, поскольку именно государство в случае выплаты компаниями экологического платежа берет на себя обязательство достичь принятых нормативов переработки.

Если платить уже с 2016 г., компаниям нужно планировать, за счет чего компенсировать новые расходы, и хорошо, чтобы в правительстве при принятии решений учитывали нагрузку на конечного потребителя и насколько сбор полезен для бюджета в целом, заключает он.

В 2016 г. также нужен мораторий на экологический платеж, говорит представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов: есть расширенная ответственность производителя, но где установлена ответственность государства за сбор и переработку отходов, где гарантии, что за следующий год появится система сбора и переработки? И где гарантия, что эти деньги пойдут на создание переработки, – не будет ли так же, как с утилизационным сбором за автомобили, интересуется Гуськов: он уходит в бюджет и денег никто потом не видит.

По данным Ассоциации российских производителей ПЭТ-упаковки, в Китае для вторичной переработки собирается до 80% ПЭТ, в Европе – 65%, в России – всего 10%. В 2014 г. в России произведено 426 000 т этой упаковки; при таком производстве экологический платеж достигнет 471,7 млн руб. в 2016 г. и 707,5 млн руб. в 2017 г.

Перенос сбора с 2015 г. на 2016 г. позволит создать систему учета и контроля отходов, а производители успеют создать собственные перерабатывающие мощности, что избавит их от необходимости платить сбор, говорил на прошлой неделе Донской. В министерстве рассчитывают, что на деньги от сборов по 36 категориям товаров можно будет построить 507 пунктов сбора мусора, 24 сортировочных комплекса с 831 линией переработки отдельных фракций отходов во вторсырье и с 261 комплексом переработки для повторного использования отходов, не требующих сортировки. «В моменте из-за отсутствия необходимого количества сырья все компании работают не на полную мощность и в среднем загружены на 50–60%. Чтобы загрузить производство, предприятия вынуждены закупать сырье по всей России», – говорится в пояснительной записке Минприроды.

Реализовать норматив, т. е. кратно увеличить размеры утилизации, за год нет возможности ни у государства, ни у бизнеса, заключает Гуськов.

Юрий Нехайчук

https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/10/05/611416-utilizatsionnii-sbor-poluchil-protsenti?from=newsletter-editor-choice&utm_source=newsletter&utm_medium=content&utm_campaign=editor-choice&utm_term=news2

 

 

29.09.15г. Минприроды рассчитало налоги на отходы

Участники рынка удивляются тому, как они изменились после согласования

Минприроды вчера отправило на межведомственные согласования проект постановления правительства, которым определены ставки экологического сбора по 36 видам отходов. С 2016 года его будут уплачивать компании, которые откажутся самостоятельно утилизировать отходы производства или импорта. В министерстве отмечают, что документ обсуждался с представителями бизнеса и ассоциациями производителей, импортеров и переработчиков, а вводимые ставки фактически не повлияют на инфляцию. Опрошенные "Ъ" участники рынка говорят, что обсуждали другие ставки, и настаивают на обязательной оценке регулирующего воздействия документа.

Вчера Минприроды распространило сообщение о том, что проект постановления правительства — "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов" — направлен на согласование в министерства и ведомства. Проект — подзаконный акт к базовому закону об отходах потребления, принятому в конце 2014 года. По нему производителям и импортерам потребительских товаров предоставлен выбор: отчислять в бюджет экологический сбор на создание соответствующей инфраструктуры в регионах либо в рамках лучших мировых практик самоорганизовываться, создавая отраслевые схемы управления отходами. Формально возможность самостоятельного исполнения компаниями обязательств остается — но региональные операторы по закону потеряли независимость. Они, как и потоки образующихся отходов, завязаны на назначаемую местными властями региональную монополию, которая работает в рамках регулируемых тарифов (см. "Ъ" от 22 и 24 декабря 2014 года и от 29 сентября).

Выбор между созданием собственных мощностей по переработке или уплатой экосбора будет во многом зависеть от его ставок — однако они и после согласования вызывают споры регулятора и участников рынка. "Предлагаемые размеры ставок экологического сбора сопоставимы с экологическими платежами производителей товаров в странах ЕС",— отмечается в сообщении Минприроды. Средневзвешенные ставки определены проектом постановления для 36 групп товаров, среди которых картон и бумага, аккумуляторные батареи и пластмасса (основные из них см. в таблице), и должны начисляться с 2016 года. Отметим, однако, что в ЕС, в отличие от РФ, такие ставки действуют с учетом развитой инфраструктуры и систем раздельного сбора бытовых отходов.

Для этих групп товаров, судя по всему, появятся и нормативы утилизации — для остальных они будут нулевыми, как и ставки до 2019 года (это решено на совещании правительства в июне 2015 года). Впрочем, Екатерина Астафьева из "Русбренда" утверждает, что последняя версия нормативов от Минприроды включала 78 категорий, по которым ставки заметно больше нуля (по некоторым позициям — 10%, 30% и 45%), а срок вступления их в силу — 2016 год. В сообщении министерства также упоминаются нормативы, отличные от нулевых, "по некоторым другим видам продукции, утилизация которых уже осуществляется". "Проблема в том, что нам просто неоткуда будет взять поток бумаги из коммунальных отходов в 2016 году, чтобы удовлетворить требования регулятора",— сокрушается госпожа Астафьева. Но в Минприроды считают, что одного года переходного периода достаточно для "создания собственных перерабатывающих мощностей, что избавит производителей от необходимости внесения экосбора".

В министерстве утверждают, что в обсуждении методики расчетов и размеров ставок сбора "участвовало более 100 представителей бизнес-сообщества из 40 организаций и ассоциаций — производителей, импортеров товаров, переработчиков отходов". Однако мнение как минимум тех, с кем удалось связаться "Ъ", услышано не было. "Ставки, которые были представлены в ходе совещаний в Минприроды, разительно отличаются от тех, что обнародуются сейчас: они увеличены почти в три раза",— говорит исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева. Пока сложно судить, насколько это обоснованно, так как нужно понять, что изменилось в методике расчета ставки, добавляет она.

Переработчики тоже не понимают, как реализовать предложения министерства. Директор Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники Владимир Комиссаров говорит, что предложенная ставка экосбора приемлема на начальном этапе, хотя и не позволит обеспечить создание новых производственных мощностей. "Все зависит от норматива утилизации. При нормативе 5% — даже при полном отсутствии переработки отходов своих товаров — производителям придется платить всего 1,3 тыс. руб. за тонну",— отмечает он. Кроме того, в РФ нет мощностей по утилизации литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, отмечает он. Предприятия ассоциации не занимаются их переработкой, но проблема утилизации перед ними стоит, а выбор невелик: хоронить на полигонах (понимая, что это опасные отходы), вывозить на утилизацию за пределы СНГ или накапливать, дожидаясь организации переработки в РФ (затраты на хранение лягут на переработчиков). Но в Минприроды настаивают: "За два года уплаты экосбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отдельных фракций отходов во вторичное сырье в составе указанных комплексов, 261 комплекса по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов".

Перспектива введения высоких нормативов утилизации с 2016 года и предложенные ставки экосбора лишь заставляют производителей отмечать: "Нам не хочется перекладывать новые налоги в стоимость товаров". И хотя в документе министерства сказано, что "влияние платежа на индекс потребительских цен минимально и не превысит 0,197% в год", по предварительным оценкам шинников, сбор на шины 9 тыс. руб. за тонну приведет к росту цен на 2,5-3% в разных сегментах рынка.

Алексей Шаповалов

Основные ставки экологического сбора (руб./тонну)

 

   
Бумага и картон 2 378
Стекло и изделия из него 2 564 - 2 858
Резина и изделия из нее 7 109 - 8 965
Масла нефтяные смазочные 3 431
Пластмассы и изделия из них 3 691
Электронная и электробытовая техника и изделия 26 469
Батареи аккумуляторные 33 476
Аккумуляторы свинцовые 2 025
Лампы газоразрядные, ультрафиолетовые и инфракрасные лампы, дуговые лампы 9 956

Источник: Минприроды.
Подробнее:https://www.kommersant.ru/doc/2820570

 

МОСКВА, 28 сен — РИА Новости. Экосбор за утилизацию автомобильных шин с 2016 года может составить до 9 тысяч рублей за тонну товара, говорится в проекте разработанного Минприроды России постановления правительства РФ.

"Такое регулирование вводится впервые в России в соответствии с принятыми в 2014 году изменениями в закон "Об отходах производства и потребления". Предлагаемые размеры ставок сопоставимы с аналогичными экологическими платежами производителей товаров в странах ЕС. При подготовке расчетов эксперты учитывали сложившиеся экономические условия, поэтому одной из целей было избежать существенного роста финансовой нагрузки на предприятия и население", — пояснил глава Минприроды России Сергей Донской.

В настоящее время проект постановления правительства РФ "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров" направлен на согласование в органы исполнительной власти.

В проекте документа определены средневзвешенные значения ставок для 36 групп товаров. Так, для тонны бумаги или картона экосбор составляет около 2,4 тысячи рублей; резины — 7-9 тысяч рублей; пластмассы — 3,7 тысяч рублей; аккумуляторных батареек — 33,4 тысяч рублей.

"Экосбор не распространяется на сырье и пищевые продукты, бензин и коммунальные услуги. В целом влияние платежа на индекс потребительских цен минимально и не превысит 0,197% в год", — подчеркнул министр.

Как пояснили в министерстве, в июне 2015 года установлен норматив утилизации для всех категорий товаров в размере 0% до 1 января 2019 года. Исключением являются аккумуляторные батареи, шины, бумага, лампы накаливания, а также некоторые другие группы товаров, утилизация которых уже осуществляется. При этом в 2015 году бизнес освобождается от уплаты экологического сбора.

"Товаропроизводители и импортеры, а также компании-переработчики отходов смогут подготовиться к нововведениям. Отсрочка в ведении нормативов утилизации и ставок экосбора позволит сформировать эффективную систему учета и контроля образования и утилизации отходов производства и потребления по различным группам товаров. Кроме того, это позволит производителям многих групп товаров, прежде всего, тех, ставки по которым измеряются десятками тысяч рублей, начать создание собственных перерабатывающих мощностей, что избавит их от необходимости внесения экосбора", — отметил Донской.

По подсчётам Минприроды, только за два года уплаты экосбора станет возможным строительство 24 сортировочных комплексов и 831 технологической линии по переработке отдельных фракций отходов во вторичное сырье в составе указанных комплексов, 261 комплекса по переработке для повторного использования отходов, 507 приемно-заготовительных пунктов сбора отходов.

"По мере формирования правоприменительной практики через два-три года планируется уточнение размеров ставок экологического сбора", — уточнили в министерстве.

РИА Новости https://ria.ru/society/20150928/1288069566.html#ixzz3n4GEem32 

 

В 2015 году платить экологический сбор не придется

Заместитель Председателя Правительства РФ А. Г. Хлопонин 8 сентября провёл совещание по вопросам подготовки нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Его основная задача – внедрение современного и эффективного подхода обращения с отходами. Начиная с 2015 года, для производителей товаров и импортеров будет установлена определенная норма экологического сбора.

Однако по ходу совещания зампредседателя Правительства РФ А.Г. Хлопонин заявил о необходимости установить на 2015 г. нулевые нормативы утилизации, что будет означать нулевые экологические сборы. По его мнению, это требуется для обеспечения постепенного перехода организаций на новые стандарты обращения с отходами.

Кроме того, на этом же заседании были даны поручения о завершении работы над связанными нормативами актами, в том числе по теме лицензирования деятельности по обращению с отходами, самостоятельной утилизации отходов и единой информационной системы их учета.

Источник: https://government.ru/news/19595/ 

 

Состоялось заседание комиссии Минприроды России по вопросу создания Единой государственной системы учета отходов от использования товаров

14 июля 2015 года состоялось заседание Комиссии по информационным технологиям и системам Министерства природных ресурсов и экологии РФ и подведомственных федеральных служб и федеральных агентств. На заседании Комиссии выступил Заместитель Руководителя Росприроднадзора О.В. Долматов с докладом по созданию Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ). В докладе было указано о неукоснительном исполнении протокольного поручения Министра природных ресурсов и экологии РФ по созданию и вводу в эксплуатацию ЕГИС УОИТ в 2015 году.

В рамках исполнения данного поручения ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» в 2015 году должны быть разработаны и запущены в опытную эксплуатацию модули ЕГИС УОИТ, предназначенные для автоматизации следующих процессов:

- постановки на учет природопользователей;
- сдачи природопользователями регламентированной отчетности в области обращения с отходами от использования товаров, приема и контроля указанной отчетности;
- контроля расчетов экологического сбора;
- информационного взаимодействия с Государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей в части контроля уплаты экологического сбора.

Источник: https://rpn.gov.ru/node/13213 

 

МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Крупнейшие ассоциации производителей потребительских товаров направили письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отложить срок введения платы экологического сбора до 2018 года. Под этим документом, имеющимся в распоряжении ТАСС, поставили подписи руководители 19 отраслевых союзов, в том числе РАТЭК, "РусБренд", "Союзмолоко", АСКОНД, Союза российских пивоваров, "Росчайкофе", Союза мороженщиков, Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены и т.д.

 Согласно закону "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления", вступившему в силу с 1 января 2015 года, производители и импортеры обязаны, начиная с текущего года, самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов товаров и их упаковки или же уплачивать экологический сбор в бюджет РФ. Ставка экологического сбора составит от 1,5 до 4,5% от себестоимости тонны или единицы продукции.

 Ключевые параметры, определяющие финансовую нагрузку, будут установлены постановлениями правительства не раньше июля 2015 года. Однако проекты этих документов предусматривают установление, по мнению ассоциаций, технически невыполнимых нормативов для самостоятельного обеспечения утилизации /до 80% по некоторым категориям товаров/. При этом заявленный перечень товаров, подлежащих утилизации, включает практически всю товарную номенклатуру от охотничьего оружия до столовой посуды. По мнению участников рынка, введение таких обязанностей без переходного периода может стать дополнительной финансовой нагрузкой для всех российских производителей, которые будут вынуждены компенсировать ее за счет повышения отпускных цен. Все это в текущих экономических условиях еще больше усилит рост потребительских цен на всю номенклатуру продукции в среднем на 3-15% в зависимости от срока службы товара, считают эксперты.

 Ассоциации просят президента поручить правительству РФ установить переходный период до 2018 года в области регулирования обращения с отходами, установив нулевые нормативы утилизации отходов и экологического сбора. По их мнению, этого времени хватит для создания необходимой инфраструктуры для утилизации отходов, а также позволит предотвратить непроизводственные издержки и рост инфляции в условиях экономического кризиса. За 3-5 лет будет инициировано создание современной отрасли переработки отходов и производства из них вторичных материальных ресурсов с ожидаемым оборотом более 300 млрд рублей в 2018-2020 годах. Возможные поступления в бюджет составят 110 -120 млрд рублей в год, будет создано 400-600 тыс рабочих мест, подсчитали эксперты.

 В администрации Кремля не стали комментировать данное письмо.

 Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ (ведомство курирует вопрос утилизационного сбора) Ринат Гизатулин сообщил ТАСС, что обращение участников рынка министерство официально не получило. По его словам, министерство рассмотрит эти предложения совместно с коллегами, когда поступит поручение президента. "Тем не менее, мы заинтересованы в том, чтобы эта отрасль создавалась уже сегодня, а не в 2018 году", - обозначил Гизатулин. При этом он считает, что главная цель закона достигнута - бизнес впервые серьезно задумался необходимости переработки отходов.

https://tass.ru/ekonomika/1828450

 

 

Сергей Носов объявил потенциального инвестора «мусорного» проекта. «Бизнес-модель убыточная»

Накануне администрация Нижнего Тагила объявила итоги приёма заявок на торги, где должны были разыграть право на заключение концессионного соглашения по строительству полигона ТБО и мусороперерабатывающего завода. Как сообщало наше агентство, торги признаны несостоявшимися – на них заявилась лишь одна компания. Правда в подписании с ней соглашения не уверен и сам мэр Сергей Носов, который почти год лоббировал «мусорный» проект.
Единственным участником несостоявшихся торгов стала компания «РТ-НЭО Нижний Тагил», зарегистрированная в Нижнем Тагиле в сентябре 2014 года. Примечательно, компании с аббревиатурой «РТ-НЭО» появились в прошлом году не только в Нижнем Тагиле – с июня по ноябрь зарегистрированы «РТ-НЭО Белгород», «РТ-НЭО Белогорье», «РТ-НЭО Омск», «РТ-НЭО Липецк». Последняя, например, стала в декабре 2014 единственным участником торгов на право заключения «мусорной концессии» в Липецке на 1,8 млрд рублей. При этом ключевые условия соглашения точно такие же, как в Нижнем Тагиле: компания инвестирует более миллиарда рублей, строит полигоны ТБО и мусороперерабатывающие комплексы, срок окупаемости проекта – 7 лет, срок действия концессии – 25 лет.

Массовую регистрацию компаний в СМИ связывали с активностью «дочки» госкорпорации «Ростех» – ОАО «Национальный экологический оператор» («НЭО»), появившейся в 2012 году. Именно эту компанию глава корпорации Сергей Чемезов предлагал назначить федеральным оператором по обращению с отходами, который должен был получить право администрировать новый платёж – экологический сбор. Объём средств, которые уже в ближайшее время планируется собирать с импортёров и производителей, составляет примерно 30 млрд рублей в год. Активный захват «НЭО» региональных рынков утилизации эксперты называли подготовкой почвы к масштабному проекту Чемезова.
Впрочем, несмотря на схожесть названий, «РТ- НЭО Нижний Тагил» и другие компании отношения ни к госкорпорации «Ростех», ни к её «дочке» не имеют. Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителями организаций во всех городах является ООО «Гермес» (99%) и Максим Копейкин (1%). Собственниками «Гермеса», по сведениям налоговой инспекции, являют Ирина Баженова и Олег Скорик. Ирина Баженова – бывший генеральный директор ЗАО «Каро Фильм», а Максим Копейкин – бывший гендиректор «Каро Фильм Финанс». Оба не работают в сети кинотеатров продолжительное время, чем занимаются сейчас – неизвестно. Также непонятна их связь с «Ростехом» или Сергеем Чемезовым.
По данным открытых источников, связь Олега Скорика со структурами «Ростеха» прослеживается больше. Генеральным директором ОАО «НЭО» является его однофамилица – Татьяна Скорик. Сам Олег Скорик является исполнительным директором группы компаний «ВИ Холдинг» - многопрофильного холдинга с инвестициями в сфере энергетики и недвижимости. Источники газеты «Ведомости» из окружения Сергея Чемезова сообщают, что тот давно дружит с главным бенефициаром «ВИ Холдинга» Виталием Машицким, который, как и глава «Ростеха», является выходцем из Иркутской области. В середине 2014 года «ВИ Холдинг», «Ростех» и Внешэкономбанк создали консорциумпо освоению второго по величине в мире месторождения платины Дарвендейл в Зимбабве. Объем инвестиций в проект оценивается примерно в 3 млрд долларов.

Эксперты отрасли утверждают, что сеть полигонов ТБО и мусороперерабатывающих заводов готовилась заранее под «Национального экологического оператора», однако сейчас заключение концессионных соглашений под вопросом.
В декабре 2014 года комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии исключили из текста проекта изменений закона «Об отходах производства и потребления» пункт о наделении «НЭО» статусом федерального оператора. Как рассказывал «Известиям» первый зампредседателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук, за «Ростехом» закрепили лишь предложенное ранее Министерством природы выделение части финансирования на строительство инфраструктуры (мусоросжигающих и мусороперерабатывающих заводов) в регионах.

«Что касается «Ростеха», он не будет федеральным оператором и остаётся одной из организаций, которая может принимать участие в разработке технологий по утилизации отходов, используя бюджетные источники финансирования той части, что пополняется за счёт утилизационных отчислений», – заявил Никитчук.

Таким образом, госкорпорация получит неполный доступ к средствам экологического сбора в части финансирования строительства объектов, но заниматься непосредственно «мусорным» бизнесом созданным «Гермесом» структурам будет невыгодно.

«Без эксклюзивных прав на рынке утилизации ТБО бизнес-модель концессионных соглашений с муниципалитетами убыточна. Даже если на строительство объектов будут выделены средства из федерального бюджета, что в условиях экономического кризиса выглядит сомнительным, сам проект себя не окупит. Вместо федерального оператора в регионах появятся региональные операторы, и переводить финансовые потоки с них в «концессионные комплексы» надо будет в индивидуальном порядке. С учётом размера заложенной в соглашениях платы, которая должна отчисляться муниципалитетам после возврата инвестиций, экономического обоснования у проектов нет», – рассказывает эксперт отрасли.

В Нижнем Тагиле с реализацией проекта, помимо окупаемости, существуют и другие проблемы. Во-первых, у города до сих пор нет подходящего земельного участка для строительства комплекса. Участок в Горноуральском городском округе, который согласились предоставить местные депутаты, по словам наших источников в мэрии, уже не рассматривается. Строительство полигона вызвало волну возмущения у местных жителей, поэтому окружное руководство не будет жертвовать общественной стабильностью ради проекта тагильского мэра. Во-вторых, в отличие от других регионов «РТ- НЭО Нижний Тагил» появилась не в областном центре и не является региональным проектом. С учётом определённой напряжённости в отношениях Сергея Носова с правительством и губернатором, которые скептически настроены к многомиллиардным проектам Нижнего Тагила и не готовы их финансировать из дефицитного областного бюджета, у «дочки» «Гермеса» могут возникнуть ко всему юридические и административные барьеры.
Глава Нижнего Тагила Сергей Носов высказывается о результатах торгов осторожно и не гарантирует, что концессионное соглашение с «РТ-НЭО Нижний Тагил» будет подписано.

«Если мы придём к соглашению с потенциальным концессионером, то по закону в течение 60 дней со дня подачи концессионного предложения мы подпишем соответствующие документы», – приводит слова Носова пресс-служба администрации города, добавляя, что «окончательное решение по размещению полигона ещё не принято».

Напомним, согласно конкурсной документации, комплекс должен состоять из одного полигона твёрдых бытовых отходов мощностью не менее 175 тысяч тонн в год (с размещением на его территории одного мусоросортировочного комплекса той же мощности), четырёх мусороперегрузочных станций и не менее 538 контейнерных площадок, оборудованных контейнерами для приемки ТБО. По расчётам администрации, на проектирование, строительство и эксплуатацию комплекса потребуются инвестиции в размере не менее 1 млрд 20 млн рублей. Общий срок жизни проекта должен составить не менее 25 лет, при том что на его окупаемость город готов предоставить концессионеру 7 лет (из которых максимум 2 года на создание комплекса), после чего тот будет обязан вносить ежегодный платёж в размере не менее 112 млн рублей.

Агентство новостей «Между строк»

https://mstrok.ru/news/sergej-nosov-obyavil-potencialnogo-investora-musornogo-proekta.-biznes-model-ubytochnaya.html

 

 

До конца года (2014) Госдумой может быть принят закон (уже принят, см.ниже), который радикально изменит правила игры на рынке обращения с промышленными и бытовыми отходами. Рынка, собственно, не будет. Вместо этого в каждом регионе будет создана монопольная структура, которая будет собирать ДЕНЬГИ через новую вводимую коммунальную услугу как с населения (ТСЖ, управляющих компаний, кооперативов), так и с промышленных предприятий. Кроме того, собранные с производителей и импортеров через механизм вводимого экологического сбора огромные деньги (по планам — около 30 млрд рублей в 2015 году) регионы будут тратить на практически неконтролируемое покрытие расходов по обращению с отходами и на покрытие дефицита поступающих от населения средств. Экспертное сообщество и большинство профильных ведомств имеют к законопроекту, уже подготовленному и направленному правительством ко второму чтению, серьезные претензии. Но они блокируются с помощью одного документа за подписью Владимира Путина.

В том, что система обращения с отходами в России архаична, экологически опасна и криминализована, сомнений нет (см. «Справку «Новой»). Главная проблема — дефицит мощностей по переработке отходов, то есть современных высокотехнологичных заводов. Очевидно, что построить их исключительно за счет государства невозможно: слишком дорого. Логичным решением выглядит введение экологического сбора с производителей и импортеров, которые одновременно выступают и основными «поставщиками» отходов после утраты их продукцией потребительских свойств. Тогда государственные инвестиции получаются в перспективе окупаемыми. Не менее разумной кажется идея создания единого оператора, который как раз и занимался бы строительством отходоперерабатывающих производств, не имея отношения собственно к процессу обращения с отходами. Такой оператор совместно с регионами, опираясь на статистику и экспертное сообщество, мог бы ответить на вопрос: а сколько в принципе нужно стране заводов, каких заводов (например, заводы по переработке батареек или ртутных ламп не нужно строить в каждом городе) и где они должны быть расположены? Например, на весь Северный Кавказ хватило бы и нескольких предприятий, а вот Московской области, которая принимает на себя еще и поток отходов из столицы, одной — нужно больше. Словом, для создания якорной инфраструктуры отрасли нужен взгляд с федерального уровня.


Монополий много не бывает

Но законопроект предлагает принципиально иной подход: проблемы с отходами каждый регион должен решать сам. Подавляющему большинству территорий такая задача просто не по плечу, да и не нужно стране такое количество отходоперерабатывающих предприятий. Очевидно же, что если выделить половину денег, необходимых для строительства завода, то ни денег, ни половины завода не будет. Получается, что в реальности законопроект и не предполагает инвестиций в создание новой высокотехнологичной отрасли. Зачем тогда вводить экологический сбор? Ответ на этот вопрос есть, и он прямо в тексте законопроекта.

«Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются <…> в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации <…> на покрытие расходов по сбору, транспортированию, обработке, утилизации товаров, <…> на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Получается, что и бизнес, и население, то есть мы с вами, транзитом через федеральный бюджет будем оплачивать регионам все расходы на сбор и любую переработку мусора. Но субъект Федерации — понятие широкое. Кто же в реальности получит ДЕНЬГИ? А тот самый монополист, региональный оператор и вводимый законопроектом «оператор по обращению с отходами», также отбираемый регионом. Разница между ними в том, что региональный оператор является финансовым безответственным фильтром (его ответственность согласно законопроекту заканчивается до места сбора отходов, то есть не начинается вообще), а за собственно обращение с отходами — будет отвечать оператор.

Законопроект предполагает, что правительство каждого региона выберет (или назначит) как регионального оператора, так и оператора по обращению. От коррупционной емкости такой инициативы попросту захватывает дух. Это же можно выбирать между фирмами сына и дочери губернатора, а может, структурами сыновей начальников УФСБ и ГУ МВД. Федералы тоже не будут совсем уж чужими на этом празднике жизни, потому что оператор должен будет получать сразу пять лицензий от Росприроднадзора. И не он один. Законопроект допускает работу регионального оператора и оператора с субподрядчиками.

Схема простая и любимая властями на всех уровнях: своя фирма (а в нашем случае и не фирма даже, а узаконенная монополия) получает ДЕНЬГИ из бюджета, отпиливает часть на «административные расходы», а реальную работу выполняют подрядчики, едва ли не себе в убыток. И ничего поделать будет нельзя, так как законодательно хотят закрепить право выбирать оператора из числа компаний, у кого имеются все пять видов деятельности по обращению с отходами, а у кого только четыре или меньше — не сможет стать оператором. Что уж говорить о десятках тысяч предприятий, которые сегодня работают в этой сфере, с трудом закрывая мощности в одном-двух видах деятельности по обращению.

Более того, в законопроекте предлагается установить единый тариф на услугу регионального оператора. «Собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора». Что это, если не двойное обложение — населения и производителя?

 

Убить малый бизнес

Неудивительно, что законопроект удостоился не критического даже, а просто разгромного отзыва Федеральной антимонопольной службы по вводимому институту региональных операторов: «По мнению ФАС России, предлагаемые изменения в действующее законодательство существенно сократят количество субъектов на рынке обращения с отходами (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства), не решат сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами, создадут очередную неэффективную «искусственную» монополию, ущемят интересы граждан Российской Федерации».

Про интересы граждан нужно сказать особо. Минприроды (ответственное за закон) мимоходом совершает революцию в жилищном законодательстве. Вот что предполагает, например, статья 12: «Внести в Жилищный кодекс РФ следующие изменения: собственник жилого помещения обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами». Как будет осуществляться эта обязанность? А очень просто — ДЕНЬГИ надо будет платить. Для того и нужно введение новых «коммунальных услуг» — кроме сбора и транспортирования, — «обработки, захоронения и обезвреживания твердых коммунальных отходов», чтобы в будущем брать с нас и дополнительную плату. Кроме того, «собственники жилья <…> могут вносить плату <…> за коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Жилищный кодекс, на секундочку, по статусу выше, чем любой федеральный закон, и менять его поправками, утопленными где-то в середине природоохранного закона, мягко скажем, некорректно. А вносится не техническая правка, а принципиально новое понятие, меняющее правила игры. Раньше жильцы оплачивали только сбор и вывоз мусора, а теперь — полный цикл, включая утилизацию, обработку и обеззараживание. Этот перечень удивительным образом совпадает с профилем работы регионального оператора. То есть существование монополии, эффективность которой, даже гипотетическая, никем не просчитана, должны будем и мы с вами оплачивать. Причем по тарифам, которые определяют власти. Хотя сейчас у граждан и их объединений, таких как ТСЖ или жилищный кооператив, есть возможность выбора на конкурентном рынке. Это отмечает и антимонопольное ведомство: «Чем больше хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке, тем ниже стоимость их услуг. Всего на территории РФ в городах с населением более 100 000 человек осуществляют деятельность более 1000 хозяйствующих субъектов».

Вот так получается — тысячу малых и средних предприятий убрать с рынка, оставив людей без работы (прекрасное развитие идей послания президента о стимулировании предпринимательской активности), и заменить их монополиями, а вместо возможности выбора дать гражданам тарифы. Поэтому представители правительства, утверждающие, что новый закон не увеличивает стоимость услуг для граждан, как минимум допускают методологическую неточность. В настоящее время на рынке есть разброс цен. Значит, для кого-то услуга совершенно точно станет дороже, и уж точно ни для кого не дешевле. (Но что-то подсказывает, что тарифы для оператора установят по верхней ценовой границе.) А главное, у нас уже не будет возможности сэкономить, тариф — он обязательный к исполнению.

И все же, чтобы не провоцировать социальный взрыв, тариф, очевидно, сначала установят на приемлемом уровне. Которого, конечно, не хватит, чтобы покрыть расходы регионального оператора, потому что, во-первых, эффективных монополий не бывает, а во-вторых, с чего бы ей в принципе стремиться к эффективности, когда есть второй канал финансирования — экологический сбор.

Тут тоже возникает интересная картина. Экологический сбор централизуется на федеральный бюджет, откуда и распределяется по регионам. По какому принципу? В законопроекте механизм точно не определен, да и зачем, если можно создать дополнительную нишу на рынке административных услуг. Каждый регион будет подавать заявку, естественно, сильно завышенную, потому что все хотят денег, и как можно больше. И пойдет пул заявок гулять по Белому дому, естественно, в сопровождении специально обученных людей, которые умеют разными способами мотивировать чиновников. Но губернаторы с большим политическим ресурсом могут пролоббировать интересы своего оператора и регионального оператора на уровне министра, а то и вице-премьера. Такой вот получается творческий и бюджетоемкий процесс.

 

Кому это надо

Тут мы и подходим к принципиально важному вопросу: неужели ни члены правительства, ни депутаты не видят негативных сторон законопроекта?

Видят, еще как. Как сообщают источники «Новой газеты», на рабочих совещаниях в Белом доме закон критикуют в выражениях, далеких от стилистики заключения ФАС, но в той же логике. Но у лоббистов скорейшего принятия законопроекта именно в таком виде есть железный аргумент, который они используют при первом же удачном случае. Это поручение президента Владимира Путина премьер-министру Дмитрию Медведеву принять «безотлагательные меры», позволяющие принять закон в осеннюю сессию Госдумы, то есть до Нового года. Есть в этом поручении пункт второй: «Рассмотрите вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение поручений Президента Российской Федерации по доработке законопроекта».

По логике, этот пункт должен грозить как минимум оргвыводами тем, кто подготовил невразумительный законопроект и проталкивает его. Но в итоге он странным образом оборачивается против тех, кто справедливо критикует документ. Мол, вы Путина читали? Что президент сказал? Принять безотлагательные меры. Так что мнение ваше оставьте при себе, до Нового года времени совсем не осталось. Если успеем проскочить, то, может, и никого не накажут, а вот если не успеем, на ковер пойдут те, кто слишком много критикует.

Самое время понять, кто же так сильно хочет принятия закона в его нынешнем виде. В нижней палате парламента за это отвечает профильный комитет, возглавляемый коммунистом Владимиром Кашиным. Реформа сферы обращения с отходами — редкий случай нарастить капитал (политический). Кашин — жесткий сторонник скорейшего принятия закона в его нынешнем виде. На недавнем заседании комитета он отказался даже обсудить поправки, предложенные, кстати, Советом Федерации. Но считать Кашина самостоятельной фигурой в этом процессе нет никаких оснований.

В правительстве проект официально курирует вице-премьер Александр Хлопонин, но экологию на него «повесили» недавно (до этого больше двух лет она была профилем Аркадия Дворковича), так что здесь, очевидно, действует фактор «второго пункта» — зачем нарываться на гнев президента, когда можно просто продавить закон и забыть о нем… или не забыть?

По данным «Новой газеты» (помимо появившегося не так давно заместителя министра строительства Андрея Чибиса, по совместительству странным образом совмещающего еще и должность Главного государственного жилищного инспектора РФ, предложившего введение коммунальной услуги за обращение с отходами и затягивающего тем самым законопроект из природоохранной деятельности в жилищно-коммунальную), единственный чиновник, последовательно сопровождавший законопроект на всех его стадиях, — заместитель министра природных ресурсов Ринат Гизатуллин. Примечательна его биография — на госслужбу Ринат Ринатович попал из журналистики: работал в «Коммерсанте», сначала в Перми, потом в Москве. В Минприроды пришел по профилю — в пресс-службу. Видимо, коммуникабельность помогла ему сделать карьеру и вырасти до заместителя министра, в сферу ответственности которого входят проблемы, весьма далекие от медиасреды. Под его началом — департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, департамент международного сотрудничества Минприроды России и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

А теперь давайте вспомним, что законопроект вводит лицензирование участников рынка обращения с отходами (тех самых региональных операторов) аж по пяти видам деятельности, и лицензировать их будет Росприродназор, то есть процесс в конечном итоге будет подконтролен Гизатуллину. А куда придут просители за лимитами по отчислениям из федерального бюджета экологических сборов? В Минприроды, конечно, сначала в департамент, курируемый Ринатом Ринатовичем, а там, глядишь, и к нему лично. Выгодная схема, с какой стороны на нее ни посмотри.

Впрочем, некоторые наши источники утверждают, что личные интересы Гизатуллина здесь ни при чем и что есть крупный игрок, который намерен создать сеть из множества региональных операторов, то есть монополию региональных монополий. Но вовсе не затем, чтобы построить современные заводы, а элементарно присваивать «экологическую ренту», естественно, не забывая делиться с региональными элитами.

Версий можно выдвинуть много, ясно одно: в таком виде закон убивает рынок и создает коррупциогенное пространство. И все это — под прикрытием исполнения поручения президента. Как любит говорить по такому поводу Владимир Владимирович:  «Оборзели!».

Олег БРЫЗГАЛОВ

 

СПРАВКА «НОВОЙ»

Сегодня в Российской Федерации накоплено более 100 млрд тонн отходов, ежегодно образуется не менее 5 млрд тонн промышленных и бытовых отходов.

Наибольшую проблему для населенных пунктов сегодня представляют муниципальные твердые бытовые отходы — ТБО, которые составляют около 5% от общего количества образующихся отходов.

По данным Росприроднадзора, практически весь объем ТБО размещается на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках, и только 4—5% вовлекаются в переработку. Это прежде всего связано как с отсутствием необходимой инфраструктуры, так и самих предприятий-переработчиков.

Количество специально обустроенных мест для размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, — в целом по стране немногим более двух с половиной тысяч, что в разы меньше, чем даже санкционированных свалок, которых чуть больше 7 тысяч (7153). А несанкционированных свалок и мест несанкционированного размещения отходов, которые следует расценивать как уже накопленный за истекшие десятилетия прошлый экологический ущерб, к концу 2014 года выявлено почти 110 тысяч, что превышает указанную цифру разрешенных мест размещения отходов почти в 40 раз.

По материалам доклада «Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России» и данным Росприроднадзора.

https://www.novayagazeta.ru/politics/66636.html

 

 

Далее:

 Комментарии к Федеральному закону от 29.12.14г. №458-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления"

 https://ecostaff.ru/458-fz

 

 

 

 

Меню

Новости экологии