«Руководство по соблюдению обязательных требований», подготовленное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования

«Руководство по соблюдению обязательных требований», подготовленное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В целях реализации основного направления стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» Росприроднадзором на 2017 год запланировано свыше 200 публичных мероприятий для поднадзорных субъектов по вопросам правоприменительной практики, которые будут реализованы ежеквартально.

В рамках указанных мероприятий Росприроднадзором подготовлено «Руководство по соблюдению обязательных требований («как делать нужно»)» (далее – Руководство).

Руководство состоит из четырех разделов:

  • раздел 1 «Руководство по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • раздел 2 «Руководство (разъяснение) по ведению государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и по постановке их на государственный учет»;
  • раздел 3 «Руководство по соблюдению обязательных требований в лесопарковых зеленых поясах»;
  • раздел 4 «О новых требованиях законодательства о государственном контроле (надзоре), вступивших в силу в 2017 году».

В Руководстве Росприроднадзором среди прочего отмечено следующее:

 1. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные статьей 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

2. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
  • в отношении каждого класса опасности отходов.

При определении платежной базы учитываются:

  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов;
  • объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие указанные нормативы, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы);
  • лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

3. Корректировка размера платы применяется в случаях реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. При этом из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

4. За 2016 год и до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами -  юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов.

5. Образование отходов в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029) (далее – Критерии № 1029) не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях № 1029, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов НВОС.

Критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов.

Деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов может являться критерием отнесения объектов к объектам НВОС только в случаях осуществления на этих объектах также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов.

Следует отметить, что Руководство не является нормативным правовым актом, носит информационный характер и доступно на официальном сайте Росприроднадзора по ссылке: https://rpn.gov.ru/normativnoe (Раздел «Правомприменительная практика и профилактика правонарушений»).

https://www.ecolawyer.ru

Меню

Новости экологии