Тезисы
к докладу на парламентских слушаниях
по теме«Совершенствование правового регулирования
в области развития системы особо охраняемых
природных территорий Российской Федерации»
(А.А. Ермаков - директор Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования», 2014)
I. Правовые проблемы создания ООПТ регионального значения.
1. В законодательстве об ООПТ отсутствуют нормативные правовые акты (далее – НПА), регламентирующие порядок (процедуру) создания ООПТ (как федерального, так и регионального значения).
А)В соответствии с Федеральным законом «Об ООПТ»создание государственных особо охраняемых территорий регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается (статья 2 пункт 1 закона):
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
При этом, на каких конкретных основаниях принимаются решения о создании ООПТ законом не регламентировано.
Б)В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе»материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения подлежат государственной экспертизе.
Из данного положения закона следует, что до принятия решения о создании ООПТ, необходимо проведение соответствующих экологических обследований участков территорий и подготовка материалов, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий.Однако, состав этих материалов не регламентирован НПА.
В) Кроме того, остается также открытым вопрос о необходимостипредварительных согласований проведения вышеуказанных работ (экологических обследований и подготовки материалов), как с владельцами и собственниками земельных участков, осуществляющими (или планируемыми) деятельность на данной территории, так и государственными органами, органами местного самоуправления, в том числев части экономической целесообразности проведения работ по приданию территории правового статуса ООПТ.
2. Существует также неопределенность в положениях пунктов3 и 4 статьи 94 Земельного кодекса, приводящая к неоднозначному толкованию этих положений.
В соответствии с пунктами 3 и 4статьи 94 Земельного кодекса РФ:
порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов;
порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В указаннымположениях недостаточно четко определено, что подразумевается под порядком отнесения земель к землям особо охраняемых территорий. Или это порядок перевода земель из одной категории в другую, или это порядокорганизации (создания) особо охраняемых территорий на землях других категорий.
В любом случае считаем, чтопервичным нормативным правовым актом для начала процедуры отнесения земель к землям особо охраняемых территорийдолжно быть решениео создании особо охраняемой территории, принимаемое соответствующим органом государственной власти.
Порядок перевода земель из одной категории в другуюи особенностиперевода земель других категорий в земли особо охраняемых территорий регламентированы Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в соответствии с которым перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий допускается только в случаях их создания (часть 2 статьи 10 закона). Определение иного порядка перевода земель из одной категории указанным законом не допускается.
На основании вышеизложенного, считаем, что пункты 3 и 4 статьи 94 Земельного кодекса РФ не соответствуют законодательству об ООПТ, а также противоречат положениям Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Отнесение земель к землям особо охраняемых территорий должно осуществляться на основании решений о создании особо охраняемых территорий, принимаемых в установленном порядке уполномоченными органами исполнительной власти РФ и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Необходимо внесение соответствующих изменений в статью 94 Земельного кодекса РФ.
II. Правовые проблемы управления ООПТ регионального значения на территории Республики Коми.
Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» недостаточно полно урегулированы вопросы управления ООПТ регионального значения, в том числе в части организации и обеспечения охраны природных комплексов и их компонентов, расположенных на ООПТ регионального значения.
А)В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: охрана окружающей среды – это деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
Соответственно, в отношении особо охраняемых природных территорий деятельность по их охранедолжна заключаться в надлежащей организации и проведении мероприятий, направленных на:
1) сохранение и восстановление природных комплексов и их компонентов, расположенных в границах ООПТ;
2) создание условий для устойчивого (рационального) использования и воспроизводства природных ресурсов;
3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (природным комплексам и их компонентам) и ликвидацию ее последствий;
4) обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях ООПТ.
Положения об организации охраны особо охраняемых природных территорий, принятые федеральным законом (раздел IX закона), касаются только организации государственного надзора в области охраны и использования ООПТ, т.е. проведения мероприятий, направленных на обеспечениесоблюдения юридическими и физическими лицами установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях ООПТ.
Между тем, проведение уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим управление ООПТ регионального значения иных мероприятий в области охраны и использования ООПТ регионального значения, достаточно проблематично, что связанос несовершенством законодательства о природопользовании и охраны окружающей среды.Данные проблемы на ООПТ Республики Коми заключаются в следующем.
В настоящее время все территории государственных природных заказников республиканского значения на территории Республики Коми объявлены без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Расположенные в пределах заказников лесные и земельные ресурсы, водные и водные биологические ресурсы, а также ресурсы животного мира, находятся, в основном, в федеральной собственности (реже в муниципальной) или являются предметами совместного ведения (ресурсы животного мира). Вопросы использования, сохранения, восстановления и воспроизводства указанных ресурсов регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федерального уровня. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в отношении охраны (рационального использования, сохранения, восстановления и воспроизводства) указанных ресурсов, в том числе организации и проведениимониторинга и иных природоохранных мероприятий в отношении данных объектов (ресурсов), достаточно ограничены.
Предоставлениев уполномоченный орган управления ООПТ регионального значенияинформации об организации и проведении природоохранных мероприятий на территориях ООПТ регионального значения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (органами собственника природных ресурсов), осуществляющими проведении этих мероприятий в пределах своей компетенции, законодательством не предусматривается.
Учитывая вышеуказанное обстоятельство, в целях получения своевременной информации о состоянии природных комплексов и объектов на ООПТ регионального значения, а также исключения дублирования проводимых природоохранных мероприятий, считаем необходимым законодательно закрепить необходимость:
согласования природоохранных мероприятий, проводимых на ООПТ регионального значения иными государственными органами в пределах их компетенции, с уполномоченным органом управления ООПТ регионального значения;
своевременного предоставления в уполномоченный орган управления ООПТ регионального значения полной информации о результатах, полученных в процессе проведения природоохранных мероприятий на ООПТ регионального значения иными органами.
Б)Одной из основных целей создания заказников регионального значения на территории Республики Коми является сохранение и восстановление объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов. На территории многих заказников республики расположены участки водных объектов рыбохозяйственного значения, являющиеся местами нереста лососевых и иных ценных в хозяйственном отношении видов рыб, состояние популяций которых вызывает беспокойство.
Одним из необходимых мер для обеспечения охраны водных биоресурсов, в том числе сохранения и (или) восстановления популяции лососевых видов рыб, является организация и проведение систематического мониторинга водных биоресурсов в водных объектах заказников республики, разработка программ воспроизводства водных биоресурсов в водных объектах на основе проведения соответствующих научно-исследовательских и контрольных работ.
Однако, при действующем законодательстве в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов организация и проведение вышеуказанных работ органами управления ООПТ проблематична. Решение этих вопросов возложено законодательством исключительно на Росрыболовство и его подведомственные органы и организации(которыми вышеуказанные работы на ООПТ республики практически не осуществляются).
В целях обеспечения надлежащей охраны природных комплексов и их компонентов, в том числе сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов, на территориях ООПТ регионального значения считаем необходимым внести в Федеральный закон«Об особо охраняемых природных территориях» соответствующие положения, устанавливающие полномочия органа управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения в отношении охраны и использования природных ресурсов,в том числе водных биологических ресурсов, на этих территориях(по осуществлению мониторинга состояния природных комплексов и их компонентов, обеспечению сохранения, восстановления и устойчивого использования природных ресурсов).
III.Правовые проблемысоздания и функционирования ООПТ местного значения.
Правовые проблемы создания и функционирования ООПТ местного значения, как и проблемы создания и функционирования ООПТ регионального значения, аналогичны и также связаны с отсутствием нормативных правовых актов, регламентирующих порядок (процедуру) их создания, а также полномочия по управлениютакими ООПТ.
Кроме того, считаем необходимым обратить внимание, что в соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона «Об ООПТ», в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ, «органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования».
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
«особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
Однако,учитывая вышеуказанные положения части 8 статьи 2 Федерального закона «Об ООПТ»,в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ, остается вопрос о правомерности существования ООПТ местного значения, организованных ранее (до принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) и расположенных на землях лесного и водного фона или иных землях, не являющихся собственностью муниципальных образований.Считаем, что такие земли должны быть в обязательном порядке переведены в земли особо охраняемых природных территорий местного значения и переданы в собственность соответствующих муниципальных образований или такие ООПТ местного значения должны быть упразднены и реорганизованы в ООПТ регионального значения.
IV.Предложения к Рекомендациям парламентских слушаний:
Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
1) Внести в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» следующие изменения:
- установить порядок создания ООПТ федерального, регионального и местного значения;
- определить полномочия органов управления ООПТ регионального и местного значения, в том числе в отношении охраны и использования природных ресурсов на указанных ООПТ (по осуществлению мониторинга состояния природных комплексов и их компонентов, обеспечению сохранения, восстановления и устойчивого использования природных ресурсов на ООПТ).
2) Внести в Земельный кодекс РФ следующие изменения:
- установить, что отнесение земель к землям особо охраняемых территорий осуществляется на основании решений о создании особо охраняемых территорий, принимаемых в установленном порядке уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3) Законодательно решить вопрос о правомерности существования ООПТ местного значения, организованных до принятия Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ и расположенных на землях лесного и водного фона или иных землях, не являющихся собственностью муниципальных образований, в том числе вопрос о необходимости передачи этих земель в собственность соответствующих муниципальных образованийв целях приведения в соответствиес частью 8 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».