Проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» (3)

 

 

15.06.15г. Разработанный минприроды проект федерального закона устанавливает понятие экологического аудита, а также определяет правовые основы регулирования деятельности по проведению экологического аудита.

В законопроекте устанавливаются понятия добровольного и обязательного экологического аудита, в том числе основания для проведения обязательного экологического аудита. Обязательный аудит вводится для субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при осуществлении деятельности по обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Напомним, что экологический аудит проводится и сегодня, но, главным образом, на добровольной основе. Его проводят квалифицированные экологи. Есть даже профессиональные организации, в том числе "Экологическое международное аудиторское сообщество" (НП "ЭМАС").

Но авторы законопроекта имели в виду нечто другое. Они предлагают ввести саморегулирование по примеру общего (финансового) аудита, что вызывает вопросы экспертов.

Экологический аудит проводится и сегодня, но, как правило, на добровольной основе

С саморегулированием тесно связан и вопрос со статусом физлица - экологического аудитора. Из законопроекта следует, что членами СРО экологических аудиторов должны быть экологические аудиторы и аудиторские организации. В таком случае членами СРО должны быть индивидуальные экологические аудиторы, являющиеся предпринимателями, экологические аудиторские организации и экологические аудиторы - физические лица, которые работают в экологических аудиторских организациях на основании трудового договора.

Вопросы возникают не только по поводу саморегулирования. Законопроектом в том виде, в котором он сейчас представлен, крайне недовольны представители бизнес-сообщества. В официальном отзыве РСПП говорится, что обязательный экологический аудит полностью дублирует задачи государственного экологического надзора, не ограничивая его. То есть законопроектом закрепляется создание параллельной, дублирующей государственную, системы надзора за соблюдением установленных экологических требований. Предпринимателям фактически предлагается дважды оплатить мероприятия по экологическому надзору - в форме налогов, направляемых через бюджетную систему на финансирование деятельности органов государственного надзора, и в форме платы за аудиторские проверки. РСПП считает такой подход неприемлемым. эксперты считают, что попытки копирования порядка регулирования экологического аудита без механизмов, в рамках которых он применяется, бессмысленны.

"Рассматривая представленный законопроект, прежде всего следует задаться вопросом: экологический аудит служит в первую очередь для оказания помощи предпринимателям для предупреждения их действий или бездействий от причинения вреда окружающей среды или это бесплатный придаток государственного экологического надзора? - недоумевает замгенерального директора НП "ЭМАС" Валерий Кожевников. По мнению чиновников, лицензию дадут тому, кто станет бесплатным придатком государственного экологического надзора, правда, за деньги аудируемого лица.

"Российская газета" - Спецвыпуск "Экология" №6700 (129) 
 

 

Проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»

Доработанный текст проекта размещен 19.05.2015 г. на сайте https://regulation.gov.ru/

Направлен в Департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ

В указанном проекте предусматриваются следующие понятия:

экологическая аудиторская деятельность – деятельность по проведению экологического аудита, осуществляемая экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами, имеющими лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;

экологический аудит – независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды.

Устанавливается, что к объектам экологического аудита относятся:

1) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая воздействие на окружающую среду;

2) документы в области охраны окружающей среды;

3) имущество;

4) иные объекты, заявленные заказчиком добровольного экологического аудита.

Проект предусматривает осуществление экологического аудита в целях предотвращения нарушения требований в области охраны окружающей среды, обеспечения выполнения мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

В рассматриваемом проекте присутствует разделение аудита на обязательный и добровольный. В рамках обязательного экологического аудита:

1) при осуществлении деятельности по обезвреживанию отходов I – III классов опасности проводится оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды в части обезвреживания отходов I – III классов опасности;

2) при реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, проводится оценка соответствия отчета о выполнении проекта восстановительных работ и результатов выполнения мероприятий указанного проекта требованиям в области охраны окружающей среды в части возмещения вреда окружающей среде;

3) при выполнении мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории проводится оценка соответствия отчета о выполнении мероприятий специальных экологических программ радиационно загрязненных участков территории и результатов выполнения мероприятий указанных программ требованиям в области охраны окружающей среды, включая радиационного воздействия, в части реабилитации радиационно загрязненных участков территории;

4) при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории, проводится оценка соответствия имущества и документов в области охраны окружающей среды должника требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, обязанности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта;

5) при принятии решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории,  проводится оценка имущества, подлежащего приватизации, и документов в области охраны окружающей среды требованиям в области охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, обязанности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта.

Также проектом устанавливается требование к частоте проведения аудита в зависимости от вида деятельности.

Также предусматривается требования, предъявляемые к заключению экологического аудита.

Помимо этого, в проект устанавливает перечень прав и обязанностей экологических аудиторских организаций, заказчиков экологического аудита, а также порядок аттестации экологического аудитора.

https://www.ecospecialist.ru 

 

С актуальной информацией по подготовке проекта акта можно ознакомиться в паспорте проекта акта на Едином портале: https://regulation.gov.ru/project/22636.html

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ID проекта: 00/03-22636/01-15/7-13-4

Дата создания паспорта проекта: 28.01.2015

Категория НПА: Проект нормативного правового акта

Разработчик: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Вид НПА: Федеральный закон

Название: Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности

Вид экономической деятельности: Иное

Степень регулирующего воздействия: Высокая степень ( 60 дней )
 

Срок публичного обсуждения (дней): 60

Даты проведения обсуждения: не проводилось

 

Ответственное лицо: Чижова Юлия Евгеньевна

Адрес электронной почты ответственного лица: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Контактный телефон ответственного лица: (499) 254-37-21

 

Ключевые слова:

Экологический аудит, Экологический аудит

 

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ID проекта: 00/03-22637/01-15/7-13-4

Дата создания паспорта проекта: 28.01.2015

Категория НПА: Проект нормативного правового акта

Разработчик: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Вид НПА: Федеральный закон

Название: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»

Вид экономической деятельности: Иное

Степень регулирующего воздействия: Высокая степень ( 60 дней )
 

Срок публичного обсуждения (дней): 60

Даты проведения обсуждения: не проводилось

 

Ответственное лицо: Чижова Юлия Евгеньевна

Адрес электронной почты ответственного лица: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Контактный телефон ответственного лица: (499) 254-37-21

 

Ключевые слова:

Экологический аудит

 

 

Необходимо ли получение лицензии для осуществления деятельности по проведению экологического аудирования предприятий?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 данного Федерального закона.

Необходимо отметить, что деятельность по проведению экологического аудирования предприятий - природопользователей и субъектов предпринимательства в части 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не указана.

На основании изложенного деятельность по проведению экологического аудирования предприятий - природопользователей и субъектов предпринимательства может осуществляться без необходимости оформления какой-либо лицензии.

В соответствии с преамбулой Временного порядка аттестации экологических аудиторов преамбулой (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 июль 1998 года № 436) (далее – Порядок) данный документ определяет порядок аттестации экологических аудиторов, проводимой Госкомэкологией России во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 года № 1418, «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» от 26 февраля 1996 года № 168 и действует до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.2 Порядка в результате положительной аттестации экоаудитору выдается удостоверение экоаудитора, которое является основанием для участия в проведении работ по экологическому аудированию и получения в установленном порядке лицензии на осуществление вида деятельности «Проведение экологического аудирования предприятий - природопользователей и субъектов предпринимательства».

При применении Порядка необходимо иметь ввиду следующее.

В соответствии с абзацем 1 пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться, начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года – еженедельно.

При этом, в соответствии с пунктом 10 Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Также, в соответствии с пунктом 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются – нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что Приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 года № 436 не был опубликован и зарегистрирован в установленном порядке.

Таким образом, указанный документ не является нормативным правовым актом, и не влечет каких-либо правовых последствий.

При этом Временный порядок аттестации экологических аудиторов (утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 года № 436) не является нормативным правовым актом и может применяться исключительно на добровольной основе.

https://www.ecours.ru/ru/

 

 

Меню

Новости экологии