Постановление суда от 10 сентября 2014 г. по делу № А58-1697/2014. Статья КоАП РФ: ч. 1 ст. 8.10 (наложение штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей). Попутный нефтяной газ (ПНГ) в полном объеме сжигается на факельной установке

Постановление суда от 10 сентября 2014 г. по делу № А58-1697/2014

Арбитражный суд: Четвертый ААС (Забайкальский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия))

Статья КоАП РФ: ч. 1 ст. 8.10 (наложение штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей)

Административным органом проведена проверка соблюдения организацией требований законодательства о рациональном использовании недр. В ходе проверки выявлено, что попутный нефтяной газ (ПНГ), образующийся при добыче организацией нефти, в полном объеме сжигается на факельной установке.

При таких обстоятельствах, административный орган принял решение о привлечении организации к ответственности по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ), в соответствии с которой выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Не согласившись с решением административного органа, организация обратилась в арбитражный суд.

Материалами дела установлено, что организация осуществляет деятельность по использованию недр на основании лицензии. В рамках своей деятельности организация осуществляет сжигание ПНГ на факельных установках на месторождениях, в то время как утилизация ПНГ должна проводиться на специально оборудованных химических заводах. Организация утверждает, что транспортировка ПНГ к химическому заводу для утилизации невозможна, поэтому она осуществляет сжигание ПНГ на факельных установках в нарушение требований лицензии, применяя специальные технологии с целью минимизировать вредное воздействие при разработке недр.

Кроме того, организация вносит плату за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках ПНГ, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа (далее – Постановление Правительства РФ № 1148).

В обоснование своих требований организация указывает, что административный орган ошибочно привлек ее к ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в то время как ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Согласно п. 11 Инструкции Минфина России от 4 февраля 1993 г. № 8, Госналогслужбы России от 30 января 1993 г. № 17, Госгортехнадзора России от 4 февраля 1993 г. № 01-17/41 «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами» потери при добыче минерального сырья могут быть нормативные и сверхнормативные. К нормативным потерям полезного ископаемого при добыче относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов. Сверхнормативные потери полезных ископаемых определяются как разность между фактическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной единице.

В соответствии с приложением к лицензии объем утилизации ПНГ определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения, но нижний предельный уровень его утилизации с 2011 года должен быть в объеме не ниже 95%.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 1148 предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания ПНГ устанавливается в размере не более 5 процентов объема добытого ПНГ.

В соответствии с представленными организацией в материалы дела документами предусматривается использование ею ПНГ для закачки в пласт по программе ППД, а также на собственные нужды. Однако материалами дела подтверждается, что ПНГ не используется и не утилизируется организацией, а в полном объеме сжигается на факельных установках.

Таким образом, по мнению суда, потери ПНГ, допущенные организацией в результате его сжигания, являются нерациональным использованием недр. При этом ответственность за нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, установлена в ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

Суд учел, что организация вносит плату за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках ПНГ, однако указал, что внесение платы не освобождает организацию от ответственности за неисполнение установленной законом обязанности рационально использовать предоставленные в пользование недра.

Резюме суда.

Сжигание организацией ПНГ на факельных установках в нарушение требований лицензии и с превышением предельного показателя сжигания на факельных установках ПНГ (5%) является неправомерным и влечет привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

Меню

Новости экологии