Судебная практика по экологии и природопользованию, ст. 8.15 КоАП РФ, Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств, 2012-13гг.

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2013 г. по делу N А56-39701/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2013 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Есиповой О.И.

судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.

при участии в заседании:

от заявителя: Родионов С.А. - по доверенности от 01.01.2013 N 94-2013

от заинтересованного лица: Хандусенко О.А. - по доверенности от 14.02.2012, Заятдинова Р.А. - по доверенности от 18.01.2012

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22967/2012) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2012 по делу N А56-39701/2012 (судья Семенова И.С.), принятое

по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, г. Санкт-Петербург, ул. Броневая, д. 6 лит. Б, ОГРН 1057810153400

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления

 

установил:

 

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", 198188, г. Санкт-Петербург, ул. Броневая, д. 6 лит. Б, ОГРН 1057810153400, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) от 29.06.2012 N 14-188/2012 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением суда от 11.10.2012 заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление Департамента признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятым решением, Департамент направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, просит решение от 11.10.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения в действиях Общества.

В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель Общества позицию административного органа не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и Обществом (абонент) заключен договор от 08.11.2005 N 12-12200/00-0/4443 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор).

04.04.2006 за номером 14-24-1319/06-0-1 директором Департамента охраны окружающей среды и качества ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" утвержден допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ в сточных водах абонента, отводимых в системы канализации Санкт-Петербурга, являющийся неотъемлемой частью договора.

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Договора абонент обязуется соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничения по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы канализации сточных вод (включая сточные воды субабонентов), за соблюдением лимитов водоотведения, нормативов водоотведения; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами.

В период с 16.05.2012 по 01.06.2012 Природоохранной прокуратурой города Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдений заявителем требований законодательства в области охраны окружающей среды.

01.06.2012 по результатам проверки Прокуратурой вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по статье 8.15 КоАП РФ и проведении административного расследования, материалы проверки направлены в Департамент.

По результатам административного расследования 15.06.2012 Департамент составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 14-188/2012, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ.

Постановлением Департамента от 29.06.2012 N 14-188/2012 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Указанным постановлением Обществу вменены в вину нарушения частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и положений пунктов 61, 65, 66, 67, 88, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.199 N 167, выразившиеся в сбросе сточных вод с превышением установленных нормативов водоотделения по качеству сточных вод по веществам: по железу общему, по марганцу, по СПАВ (анионным), по азоту аммонийному, алюминию, меди, нефтепродуктами, фенолами, фосфору фосфатов, цинку, ртути, температуре, по СПАВ (неионогенным).

Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило вышеназванное постановление в арбитражном суде.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с частью 2 статьи 39 указанного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).

В пункте 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Согласно пункту 63 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.

Из пункта 64 Правил N 167 следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Пунктом 88 Правил N 167 также предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил N 167 осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил N 167).

Из представленных в материалы дела документов, в том числе из протоколов определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента ЗАО "Центр исследования и контроля воды" следует, что показатели состава и свойств проб сточных вод Общества от 21.09.2011 N 6-8410/11, от 13.12.2011 N 6-11791/11, от 21.03.2012 N 6-2695/11, от 08.08.2011 N 6-6583/11, от 21.11.2011 N 6-10859/11, от 15.02.2012 N 6-1311/12, от 08.11.2011 N 6-10375/11. от 08.08.2011 N 6-6608/11, от 15.02.2012 N 6-1351/11, от 06.10.2011 N 6-9082/11, от 22.03.2012 N 6-2819/12, от 11.01.2012 N 6-12706/11, от 02.02.2012 N 6-786/12, от 04.08.2011 N 6-6502/11, от 28.10.2011 N 6-10030/11, превышают допустимые нормативы, что свидетельствует о нарушении абонентом пункта 63 Правил N 167.

Таким образом, вывод суда о нарушении Обществом требований Правил N 167 подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, статьей 8.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностными и юридическими лицами правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

Приказом Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168).

Как следует из предисловия целью настоящих Правил является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.

Согласно пункту 1.1.1 Правила N 168 регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.

Пунктом 1.1.4 ПТЭ установлено, что данные Правила обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм и действуют на всей территории Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что при такой формулировке эксплуатирующей организации ВКХ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обосновано и правомерно удовлетворил требования заявителя, признав постановление Департамента от 29.06.2012 N 14-188/2012 незаконным и подлежащим отмене.

Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента и отмены принятого решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 октября 2012 года по делу N А56-39701/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.

 

Председательствующий

О.И.ЕСИПОВА

 

Судьи

Г.В.БОРИСОВА

Л.А.ШУЛЬГА

 

 

 

 

 

 

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2012 г. по делу N А56-27352/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Савицкой И.Г.,

судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания Беляевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13760/2012) общества с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2012 по делу N А56-27352/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия"

к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу

об оспаривании постановления

при участии:

от заявителя: Коняева А.А. по доверенности от 01.04.2012 N 06/06-250;

от заинтересованного лица: Власюк И.М. по доверенности от 17.05.2012 N 01/4576;

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (далее - департамент) от 27.04.2012 N 14-134/2012 и привлечении к административной ответственности по статьи 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 16.06.2012 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда от 16.06.2012, заявление удовлетворить. Податель жалобы указывает, что административным органом неправильно определен субъект ответственности.

В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель департамента возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что 27.03.2012 Природоохранной прокуратурой города Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдений заявителем требований законодательства в области охраны окружающей среды.

По факту выявленных нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15 КоАП РФ.

Постановлением департамента от 27.04.2012 N 14-134/2012 общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования - по статье 8.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось с арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суд признал требования заявителя необоснованными и отказал в их удовлетворении.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), согласно которым централизованная система коммунальной канализации - это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

Обществу вменяется нарушение пунктов 61, 63, 64, 88 Правил.

В пункте 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Согласно пункту 63 Правил в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.

Из пункта 64 Правил следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Пунктом 88 Правил также предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил).

Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по производству автомобилей.

Сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производится обществом на основании договора с ГУП "Водоканал" от 17.10.2006 N 576. Условия данного договора предусматривают возможность сброса сточных вод, превышающих нормативы по качеству и взимание за это повышенной платы.

На территории общества расположены собственные очистные сооружения для очистки производственных стоков в соответствии с проектом N 1206-1-РП, разработанным ЗАО "Ленинградский водоканалпроект".

Вывод о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения по статье 8.15 КоАП РФ сделан административным органом на основании нахождения указанных объектов канализационной инфраструктуры в собственности общества.

При этом суд апелляционной инстанции усматривает, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод установлены обществу организацией водопроводно-канализационного хозяйства - ГУП "Водоканал".

Доказательств, подтверждающих несоблюдение обществом пункта 63 Правил, департаментом не представлено. Также департамент не указал, какие именно требования каких конкретно нормативно-технических документов, указанных в пункте 88 Правил, не соблюдаются обществом.

Доказательства несоблюдения установленных обществу условий и режимов водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в материалах административного дела также отсутствуют.

Факт нарушения правил эксплуатации указанных сооружений административным органом не выявлен, отнесение данных сооружений к водохозяйственным или водоохранным сооружениям департаментом не обосновано со ссылками на нормативные акты.

Сам по себе сброс сточных вод в систему коммунальной канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с превышением ПДК загрязняющих веществ не свидетельствует о неправильной эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, а административная ответственность, предусмотренная статьей 8.15 КоАП РФ, наступает при нарушении правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности департаментом объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 КоАП РФ, и, в связи с этим отменяет решение суда первой инстанции и удовлетворяет заявленные требования.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 110 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2012 по делу N А56-27352/2012 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39) от 27.04.2012 N 14-134/2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (место нахождения: 196626, Санкт-Петербург, поселок Шушары, улица Софийская, дом 115, литера А, ОГРН 1057810406004) к административной ответственности по статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

 

Председательствующий

И.Г.САВИЦКАЯ

 

Судьи

Л.В.ЗОТЕЕВА

И.Б.ЛОПАТО

 

 

 

 

 

 

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2012 г. по делу N А56-26663/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2012 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульги Л.А.

судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.

при участии:

от заявителя: Нормарк Е.В., дов. от 12.11.2010

от ответчика: Данилова Л.А., дов. от 02-30/12-0-0

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13521/2012) ООО "Петро" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2012 по делу N А56-26663/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению ООО "Петро"

к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

об оспаривании постановления

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Петро": 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 71, ОГРН 1037819010129 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности: 197046, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 5/3, ОГРН 1037828007330 (далее - Комитет) от 07.03.2012 N 005-2012/П-138-263 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 08.06.2012 суд отказал обществу в удовлетворении заявления.

Общество заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2012 года по делу N А56-26663/2012 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, является ошибочным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель Комитета, ссылаясь на их несостоятельность, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании 29.08.2012 судом объявлялся перерыв до 15-00 час. 30.08.2012, которое было продолжено 30.08.2012 в 15-34 час. в том же судебном составе.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела видно, что в период с 13.02.2012 по 16.02.2012 Природоохранной прокуратурой города Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что 13.01.2012 обществом в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам (выпуск 1 Петергофское шоссе, 197): алюминий - 2.26, железо общее - 1.54, кратность разбавления - 7.5, марганец - 1.83, медь - 2.48, нефтепродукты - 1.43, СПАВ (анионные) - 6.43, фосфор - фосфатов - 3.7, цинк - 2.05, что превышает их предельно допустимую концентрацию согласно приложению "ДС" к договору на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 09.06.2011 N 51/03-13-4532/11-0-1, который заключен между обществом и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".

Превышение нормативов подтверждается протоколом ЗАО "Центр исследования и контроля воды" определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента от 24.01.2012 N 6-230/12.

По факту выявленного нарушения природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении по статье 8.15 КоАП РФ, о чем вынес постановление от 16.02.2012 и передал материалы проверки в Комитет для проведения административного расследования и рассмотрения дела по существу.

Постановлением Комитета от 07.03.2012 N 005-2012/П-138-263 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Установив наличие состава и вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, а также отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции отказал ООО "Петро" в удовлетворении заявления.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), согласно которым централизованная система коммунальной канализации - это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

В пункте 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Согласно пункту 63 Правил в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.

Из пункта 64 Правил следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.

Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пунктом 88 Правил также предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.

Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил).

Во исполнение пункта 9 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 N 11 утверждены Правила пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц (действовавшие в спорный период), которые обязательны к исполнению всеми юридическими лицами независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также предпринимателями без образования юридического лица, являющимися пользователями систем коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц.

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств является административным правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.15 КоАП РФ.

Судом установлено, что между Государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" и обществом заключен договор N 16-501661-О-ВО от 28.10.2010. на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор).

Допустимый сброс (ДС) загрязняющих веществ в сточных водах абонента, отводимых в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержден 09.06.2011 N 51/03-13-4532/11-0-1, Первым заместителем директора филиала ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" "Водоотведение Санкт-Петербурга" и является неотъемлемой частью договора (л.д. 58 (оборот) - 60).

Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Договора абонент обязуется соблюдать условия и режимы водопотребления, приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничения по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы канализации сточных вод (включая сточные воды субабонентов), за соблюдением лимитов водоотведения, нормативов водоотведения; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами.

Протоколом ЗАО "Центр исследования и контроля воды" определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента от 24.01.2012 N 6-230/12 подтверждается, что общество осуществило сброс в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам (выпуск 1 Петергофское шоссе, 197): алюминий - 2.26, железо общее - 1.54, кратность разбавления - 7.5, марганец - 1.83, медь - 2.48, нефтепродукты - 1.43, СПАВ (анионные) - 6.43, фосфор - фосфатов - 3.7, цинк - 2.05, что свидетельствует о нарушении абонентом пункта 63 Правил.

Данное обстоятельство обществом не опровергнуто.

На основании изложенного, учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 КоАП РФ, является формальным, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений в связи с несоблюдением требований пункта 63 Правил образует объективную сторону указанного правонарушения.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как верно установлено судом первой инстанции, доказательств невозможности соблюдения обществом указанных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.15 КоАП РФ.

Ссылка общества на Федеральный закон N 117-ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических объектов" признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, в связи с тем, что обществу не вменяется нарушение правил эксплуатации гидротехнических сооружений, а вывод о том, что поскольку система канализации не относится к гидротехническим сооружениям, следовательно, она не может быть отнесена к водохозяйственным сооружениям, противоречит Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации.

Апелляционный суд проверил соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и не выявил нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспоренного постановления незаконным.

Наказание назначено административным органом обществу в пределах установленной санкции.

Довод общества, изложенный в судебном заседании о том, что административный орган обязан был провести административное расследование и составить протокол об административном правонарушении, основан на неправильном понимании норм КоАП РФ, поскольку постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении равнозначно протоколу об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ), а вопрос о необходимости проведения административного расследования относится к компетенции административного органа.

Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 03.08.2012 по делу N 12-74/12, представленное обществом в суде апелляционной инстанции, принято во внимание судом апелляционной инстанции в части выводов об обстоятельствах дела в соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ, согласно которой вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, однако данное решение не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку принято не по гражданскому делу, а по делу, вытекающему административных правоотношений.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2012 года по делу N А56-26663/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Петро" - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Л.А.ШУЛЬГА

 

Судьи

О.И.ЕСИПОВА

Е.А.ФОКИНА

 

 

 

 

Меню

Новости экологии