Доклад Пальчиков. Тема: ООПТ и защита лесов. 19.11.12г.

 Прежде всего, следует выразить слова благодарности председателю Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, членам Комитета и сотрудникам Аппарата за организацию данного круглого стола по очень актуальным и важным  вопросам! Все прекрасно понимают насколько зависит состояние лесов Российской Федерации от своевременного законодательного обеспечения!

  В настоящее время сложилась катастрофическая санитарная ситуация в нашем лесном фонде, где накоплены огромные запасы пораженной вредителями, сухостойной и поврежденной пожарами древесины. Самый наглядный и близкий  пример - состояние лесов Московской области. Там площади только пораженных короедом ельников, достигли колоссальных масштабов, свыше 40000 га. Не считая тысяч гектар перестойной и естественно ослабленной древесной растительности, которая способствует распространению вредителей и болезней. Сложившаяся ситуация настолько серьёзна, что пора  объявлять чрезвычайную ситуацию.

 Почему мы доводим состояние лесного фонда до катастрофы?  Что этому способствует, и какие срочные меры мы должны предпринять?

 Специалисты знают, что вспышка короеда циклична, возникает примерно раз в 10-12 лет, в основном благодаря природным факторам (температурный режим). В Центральном федеральном округе массовому развитию вредителя способствовали и ураганы 2008 года  и аномально жаркое лето 2010 г. Учитывая отсутствие нормально функционирующей системы ведения лесохозяйственных мероприятий в лесном фонде Московской области, ещё в 2010 году мы предупреждали о прогнозируемой вспышке короеда типографа. Предлагали конкретные меры, направленные на спасение леса, но тогда нас, членов экспертного Совета Государственной Думы не услышали.    В результате прогноз к сожалению сбылся.

 Мы должны всегда помнить, что главная задача органов, обеспечивающих управление лесами, заключается в проведении комплекса своевременных и оперативных  мероприятий по локализации и ликвидации очагов развития вредителей и в том числе короеда типографа. К ним относятся  своевременная уборка погибших насаждений, ветровальников, горельников и захламленности. И главный способ борьбы - это своевременное удаление пораженных вредителем деревьев. То есть рубка свежезаселенных, еще с зеленой хвоёй деревьев, с дальнейшим снятием коры и её сжиганием. Физиология вредителя такова, что от времени проникновения его в ствол, до вылета молодого поколения проходит всего 8-10 недель. То есть гораздо раньше этого срока мы должны провести не только лесопатологическое обследование, но и санитарно-оздоровительные мероприятия (т.е. рубку). А сейчас мы  боремся  не с причинами, а убираем последствия ( уже погибшие, отработанные вредителем деревья).

Так почему же заселенные деревья на вырубаются вовремя?

Дело в том, что в настоящее время проведение текущего лесопатологического обследования, санитарно-оздоровительных мероприятий, наземных работ по ликвидации очагов развития вредителей на территории  государственного лесного фонда, не переданного в аренду, возможно в соответствии с Федеральным законом  N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". На практике получается, что от момента выявления очага развития короеда до рубки деревьев, на организацию конкурсов в соответствии с упомянутым ФЗ уходит порядка 6 месяцев. И это при хорошем раскладе, когда пораженный лес интересен лесозаготовителю. А ведь много участков, недоступных для вывоза древесины и желающих рубить там попросту нет. В результате площади сухостойного леса постоянно увеличиваются. Это приводит не только к дальнейшему распространению вредителя, но и к многократному увеличению риска возникновения лесных пожаров. Сухой лес возгорается как порох.

Что мы можем сделать?

 У нас есть хороший пример своевременной законодательной поддержки  системных мер борьбы с лесными пожарами. В декабре 2010 года  ФЗ № 442 были внесены поправки в ЛК и в настоящее время, в соответствии со ст. 53.8 дано право государственным бюджетным учреждениям осуществлять тушение лесных пожаров не по 94-ФЗ, а по сметам доходов и расходов, что позволяет оперативно осуществлять соответствующие необходимые мероприятия. Но кстати, убирать горельники мы опять таки должны по 94 –ФЗ, а это мешает своевременной, оперативной расчистке лесного фонда, приводит к накоплению сухостоя и как следствие способствует возникновению пожаров!

 С целью устранения данных негативных предпосылок предлагаем внести поправку в ЛК РФ, например ввести статью о перечне чрезвычайных ситуаций  в лесу, куда отнести возникновение очагов вредителей на площади свыше 100 га в малолесной зоне, и свыше 1000 га в многолесной зоне. При возникновении такой чрезвычайной ситуации предоставить право государственным бюджетным или автономным учреждениям   осуществлять вырубку пораженных вредителем участков леса и погибших в результате пожара (горельников) по сметам доходов и расходов.

 

Меню

Яндекс.Метрика