Тезисы выступления на «круглом столе» по теме «Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации». Рослесхоз. 19.11.12г.

Тезисы выступления на «круглом столе» по теме «Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации»

 

Одной и задач, стоящих перед нами в настоящее время, является создание эффективной системы защиты лесов от вредных воздействий, разработка совокупности норм и правил, обеспечивающих необходимое качество, полноту и оперативность проведения лесозащитных мероприятий. Основными обязательными элементами системы защиты лесов должны стать прогнозирование вероятных неблагоприятных воздействий, их обнаружение, планирование необходимых мероприятий для минимизации потерь от их воздействия, проведение данных мероприятий и контроль выполнения.

Сейчас Рослесхозом, совместно с ФБУ «Рослесозащита» и ФБУ «ВНИИЛМ» выявлены проблемы в частиправового регулирования отношений, связанных с защитой лесов.

Одной из основных проблем защиты лесов видится отсутствие регулирования данной области Лесным кодексом Российской Федерации. В настоящее время защита лесов регламентирована на подзаконном уровне. Представляется, что необходимо систему мероприятий, связанных с защитой лесов, закрепить на уровне федерального закона – Лесного кодекса Российской Федерации.

Данный подход положительно себя зарекомендовал при совершенствовании охраны лесов от пожаров в 2010 г., когда был издан Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Среди основных проблем, подлежащих решению, необходимо отметить следующие:

1. В соответствии с действующим законодательством ответственность за очистку территорий от загрязнения и захламления возложена на органы власти муниципальных образований (статьи 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Однако в ряде случаев суды возлагают ответственность за уборку мусора на органы управления лесным хозяйством, опираясь на пункт 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса, где указано, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится, в том числе, и «очистка лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия».

В практике ведения лесного хозяйства до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации существовало такое санитарно-оздоровительное мероприятие как уборка леса от захламленности. При этом под захламлённостью понимают только наличие потерявшей свои деловые качества древесины. Уборка захламлённости, как правило, проводится одновременно с другими мероприятиями (вырубкой погибших и поврежденных лесных насаждений и т. п.). В качестве самостоятельного мероприятия ее планируют и проводят, в основном, в местах рекреационного использования лесов, или для подготовки участков с погибшими насаждениями к мероприятиям по лесовосстановлению.

Чтобы устранить эти противоречия, предлагается ввести в Лесной кодекс Российской Федерации термины «захламленность», «уборка захламлённости» и ввести «уборку захламлённости» в состав санитарно-оздоровительных мероприятий. Уборку и вывоз бытового мусора, отходов производства и потребления с территории земель лесного фонда прямо возложить на органы местного самоуправления.

2. Требуется рассмотреть вопрос о возложении на лесопользователей обязанностей по проведению лесозащитных мероприятий на территории земель лесного фонда, находящихся в аренде или в постоянном бессрочном пользовании в полном объёме (за исключением государственного лесопатологического мониторинга).

3. Еще одной важной проблемой является установленный в статье 104 Лесного кодекса Российской Федерации запрет на проведение сплошных рубок, в том числе и санитарных, в водоохранных зонах.

При этом в большинстве случаев проведение лесовосстановления в водоохранных лесах невозможно без проведения сплошных санитарных рубок. Кроме того, наличие большого запаса мёртвого леса в водоохранной зоне нарушает принципы пожарной и санитарной безопасности в лесах.

В этой связи видится целесообразным разрешение проведения санитарных рубок в водоохранных зонах.

4. Кроме того, сейчас, при строгом выполнении всех требований Лесного кодекса, на весь цикл осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий от обнаружения до окончания санитарной рубки уходит значительное время. Это может снизить эффект от их проведения с точки зрения санитарной безопасности.

В связи с этим предлагается внести изменение в порядок проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов с целью сокращения до 10 дней срока рассмотрения органами власти, проводящими такую экспертизу, изменений в проекты освоения лесов, вызванные необходимостью проведения лесозащитных мероприятий.

Также в целях повышения оперативности проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на участках лесного фонда, не переданных в аренду или постоянное бессрочное пользование, возможно рассмотреть вопрос возложения   данных полномочий на специализированные государственные учреждения. Достаточное количество таких учреждений уже создано для проведения мероприятий по тушению пожаров. Делегирование им функций по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий позволит более равномерно распределить сезонную нагрузку на их работников и улучшить экономику данных учреждений.

Однако к недостаткам такого решения, в первую очередь, можно отнести уход от рыночных отношений и свободы конкуренции.

Меню

Яндекс.Метрика