Информация Счетной палаты Российской Федерации

Информация Счетной палаты Российской Федерации

по теме парламентских слушаний «Законодательное обеспечение повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе»

 

Счетная палата Российской Федерации в пределах ее компетенции провела анализ нормативной правовой базы, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности пользования недрами, и сообщает следующее.

Согласно статистическим данным в Российской Федерации
90% геологоразведочных работ выполняется за счет средств частных  компаний, которые ведут геологоразведку на суммарной площади немногим более 10% территории страны. При этом частные компании не обеспечивают компенсацию запасов добытых полезных ископаемых, или воспроизводство минерально-сырьевой базы, а лишь проводят геологоразведочные работы в целях разведки месторождений и последующей добычи полезных ископаемых по условиям лицензионных соглашений, заключенных с Роснедрами или его территориальными органами.

В целях привлечения инвестиций частных компаний и дополнительного стимулирования проведения ими геологоразведочных работ
Минприроды России был разработан Комплекс мер по дополнительному стимулированию расширения геологоразведочной деятельности частных компаний. Проверка его выполнения показала, что мероприятия по его реализации ограничиваются разработкой проектов нормативных правовых актов, не имеют четких критериев и носят заявительный характер по анализу и подготовке предложений к определенному сроку, при этом отсутствуют конкретные меры немедленного и прямого действия. Предложенный комплекс мер не оказал должного влияния на стимулирование геологоразведочных работ.

Стратегией развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р, были определены мероприятия по обеспечению инвестиционной привлекательности, которые планируется осуществлять на основе совершенствования нормативно-правового обеспечения недропользования и введения механизмов экономического стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы (далее МСБ).

Так, в целях совершенствования нормативно-правового обеспечения предусмотрено:

совершенствование порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения;

упрощение порядка предоставления недропользователю права на разведку и разработку нижележащих горизонтов разрабатываемых участков недр и сопредельных участков нераспределенного фонда;

упрощение порядка предоставления в пользование для целей проведения поисковых, разведочных и эксплуатационных работ земельных и лесных участков, находящихся во всех формах собственности;

создание нормативной правовой базы для геологического изучения и разработки трансграничных месторождений полезных ископаемых;

введение механизма гарантирования лицу, открывшему месторождение, в том числе федерального значения, права на участие в реализации проекта по обустройству и разработке такого месторождения

и других мероприятий.

В целях экономического стимулирования  геологического изучения недр и воспроизводства МСБ предусмотрено принятие мер:

в области совершенствования системы налогов и платежей;

в области совершенствования механизма предоставления участков недр в пользование;

в части оптимизации затрат недропользователей.

Итоги проверок и анализ информации и докладов Минприроды России, Роснедр показали, что при реализации Стратегии развития геологической отрасли за 3-летний период были выполнены только отдельные мероприятия. Их исполнение не обеспечило повышение инвестиционной привлекательности геологической отрасли.

В результате анализа принимаемых мер Счетной палатой выявлены проблемы обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли, которые до настоящего времени не решены. Среди них можно отметить следующие:

  1. Отсутствие точных критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения.
  2. Отсутствие заявительного принципа предоставления участков недр в пользование для целей геологического изучения за счет собственных средств.
  3. Упрощение порядка предоставления участков лесных земель и перевода их в соответствующую категорию для проведения геологоразведочных (сейсморазведочных, других геофизических, буровых) работ.
  4. Нерешенность вопроса освобождения недропользователей, ведущих поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, от регулярных платежей в бюджет.
  5. Нерешенность вопроса об освобождении от уплаты НДС недропользователей, выполняющих геологоразведочные работы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
  6. Отсутствие освобождений от уплаты таможенных платежей и сборов на ввозимое на территорию Российской Федерации современное высокопроизводительное горное и геологоразведочное оборудование, аналоги которого по техническим характеристикам в России не производятся.
  7. Нерешенность вопроса о переносе срока уплаты разового платежа, определенного по итогам аукциона, на дату после запуска месторождения в промышленную добычу.
  8. Нерешенность вопроса о введении временной нулевой налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для новых месторождений дефицитных полезных ископаемых (бокситы, редкие металлы и т.д.);
  9. Нерешенность вопроса перечисления компаниями (предприятиями), получившими право добычи полезных ископаемых, средств в фонд геологоразведочных работ в форме процентной ставки от налога на добычу полезных ископаемых, формируемого этим предприятием.

И другие вопросы.

Полагаем целесообразным в целях повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами:

1. Внести изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:

Закон Российской Федерации «О недрах», в части:

- уточнения критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения;

- установления возможности осуществления геологического изучения недр за счет собственных средств на основании заявки пользователя недр;

- установление возможности переноса срока уплаты разового платежа, определенного по итогам аукциона, после ввода месторождения в промышленную добычу;

Налоговый кодекс Российской Федерации, в части:

- введения временной нулевой налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для новых месторождений дефицитных полезных ископаемых (бокситы, редкие металлы и т.д.);

- отмены уплаты НДС при выполнении геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;

- освобождения недропользователей, ведущих поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, от регулярных платежей в бюджет;

- ввода нормы отчислений в фонд геологоразведочных работ в компаниях (на предприятиях), получивших право добычи полезных ископа, в форме процентной ставки от налога на добычу полезных ископаемых, формируемого этим предприятием.  

2.  Упростить порядок предоставления и использования лесных участков для осуществления работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых.

3. Рассмотреть возможность освобождения горнодобывающих (нефтяных, газовых) компаний от уплаты таможенных платежей и сборов на ввозимое на территорию Российской Федерации современное высокопроизводительное горное и геологоразведочное оборудование, аналоги которого по техническим характеристикам в России не производятся.

 

Яндекс.Метрика