Предложения в проект рекомендаций. Хакимова Б.В.

Проект 11.11.13   Предложения в проект рекомендаций     1. Дополнить статью 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» нормой предоставления права пользования участком недр: «на основании приобретения на возмездной основе у пользователя недр права на разведку и добычу полезных ископаемых месторождения, которое этот пользователь недроткрыл счет собственных средств, оценил запасы полезных ископаемых и поставил их на государственный баланс;» Обоснование. В настоящее время основным препятствием для расширения геологических поисков, привлечения инвестиций и квалифицированных кадров, является отсутствие  «продукции геологического изучения недр», которую можно реализовать на рынке. Главной составляющей продукции геологов в современных рыночных условиях является, прежде всего, право на разведку и добычу полезных ископаемых месторождения, открытого и оцененного за счет геологоразведочной организации. Другой важной составляющей продукции геологов является геологическая информация о месторождении полезных ископаемых. Первая составляющая - право имеет безусловный коммерческий (инвестиционный) интерес, обоснованием которого должна служить вторая составляющая - доказательная геологическая информация, заверенная компетентным государственным органом. Вторая составляющая не имеет самостоятельного коммерческого характера и в отдельности представляет интерес лишь для узкого круга ученых. Введение данной нормы привлечет к геологическим поискам около 500  малых «юниорных» геологоразведочных компаний, базой для которых могут служить бывшие 700 геологоразведочных экспедиций.    2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: «Оценить эффективность существующего порядка финансирования геологоразведочных работ и рассмотреть возможности использования принципов прежней системы государственного самофинансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы.» Обоснование. Как известно, с 2002 г. 50% ставок прежних отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы вошли в состав НДПИ, а другие 50% были оставлены компаниям для самостоятельного геологического изучения недр. Например, для нефтяных компаний эта льгота составляет 5% от стоимости реализации нефти или около 300 млрд. руб. ежегодно. Геологические поиски и оценку за счет указанных средств выполняют в основном несколько крупных компаний; причем некоторые в объемах, превышающих соответствующую льготу.  По приблизительным данным на геологоразведочные работы  нефтегазодобывающими и горнодобывающими компаниями ежегодно расходуется до 200 млрд. руб.   Остающиеся у компанийсредства в сумме около 100 млрд. руб.ежегодно составляют крупный резерв для финансирования геологических поисков и оценки. Изъятие этих средств из геологоразведки является одной из основных причин критического истощения минерально-сырьевой базы по нефти и другим видам полезных ископаемых. Необходимо либо принуждать компании проводить геологоразведочные работы, либо отменять эту льготу, изымать неиспользуемые средства и передавать их на выполнение государственных программ государственных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Для компаний, проводящих поиски и оценку новых месторождений полезных ископаемых, либо разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, данная льгота может быть сохранена в порядке зачета за выполненные геологоразведочные работы или инновации в добыче, как это практиковалось в период с 1992 по 2002 год.
Яндекс.Метрика