Н.И. Хлуденева ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Н.И. Хлуденева

ведущий научный сотрудник

отдела аграрного, экологического и

природоресурсного законодательства

Института законодательства и

сравнительного правоведения

при Правительстве РФ, к.ю.н.

 

 

 

Стимулирование иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность России: правовые аспекты

 

 

1. Объем иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность России незначителен. Вместе с тем зарубежный опыт показывает, что увеличение иностранных инвестиций в геологоразведку и добычу полезных ископаемых может способствовать воспроизводству минерально-сырьевой базы, выступать катализатором развития не только горнодобывающей промышленности, но и национальной экономики в целом.

2. Решение задачи улучшения инвестиционной привлекательности горнодобывающей отрасли без соответствующей оптимизации механизма правового регулирования недропользования в России затруднительно. В данном случае речь идет не только о необходимости модернизации законодательства, регламентирующего сферу недропользования, но и об обязательности повышения эффективности правоприменительной деятельности в указанной сфере.

3. Правовое регулирование недропользования в России нестабильно. Так, в Закон РФ «О недрах» с момента принятия его в 1992 году более 30 раз вносились изменения. Нередко указанные изменения носили точечный характер, затрагивая предмет регулирования одной или двух статей.

 Постоянная смена «правил игры» отпугивает иностранных инвесторов, заставляет их выбирать национальные правовые системы с более устойчивыми юридическими требованиями к условиям ведения хозяйственной деятельности в сфере недропользования.

4. Правоприменительная практика выявляет пробелы и противоречия в действующем законодательстве о недрах, которые не позволяют обеспечивать эффективность реализации задач государственного регулирования недропользования, в том числе и в части создания благоприятных правовых условий для притока иностранных инвестиций в сферу разведки и добычи полезных ископаемых.

Так, неполнотой характеризуются законодательные установления, определяющие правовой статус геологического отвода, основания для досрочного прекращения права пользования недрами, порядок прекращения права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства и т.д.

5. Системе государственного регулирования недропользования в Российской Федерации присущи высокие административные барьеры, которые приводят к тому, что недропользователю приходится проходить несколько десятков затяжных во времени административных процедур, прежде чем приступить к реализации намечаемой деятельности. Так, чрезмерная  громоздкость характерна для процедуры получения лицензии на право пользования недрами, для процедуры проведения государственной экологической экспертизы, для процедуры согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр и т.д.

Преобладание административно-правовых методов в регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере недропользования, привело к незначительному использованию гражданско-правовых начал в регулировании рассматриваемой области общественных отношений, к неразвитости мер экономического стимулирования, повышающих заинтересованность потенциальных инвесторов.

6. С целью повышения инвестиционной привлекательности пользования недрами на территории России необходимо:

- отказаться от практики постоянного (ежеквартального) внесения изменений в Закон РФ «О недрах», заменив ее системным планированием законотворческой деятельности в  сфере недропользования, базирующимся на результатах правоприменения в указанной сфере;

- проводить политику, направленную на снижение административных барьеров в сфере недропользования;

- развивать договорные отношения в сфере недропользования;

- расширить сферу применения мер экономического стимулирования в сфере недропользования.   

При этом важно подчеркнуть, что либерализация доступа иностранных инвесторов к разработке месторождений полезных ископаемых на территории Российской Федерации должна происходить с учетом ее национальных интересов. Как государство-реципиент природного капитала, Россия вправе на законодательном уровне определять условия для осуществления иностранных инвестиций, учитывающих ее суверенные права в отношении недр.

 

 

Яндекс.Метрика