Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, связанные с межотраслевой координацией по вопросам в сфере развития арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия), традиционных отраслей Севера, организации и регулирования рыболовства. Заседания коллегии должны проводиться не менее двух раз в год.
На первом заседании коллегии были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:
1. Об утверждении Плана работы коллегии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики на 2015 год.
2. О ходе реализации комплексной программы «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС(Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
3. О предварительных итогах I полугодия 2015 года в домашнем оленеводстве Республики Саха (Якутия) и задачах на II полугодие 2015 года.
Члены коллегии единогласно утвердили План работы коллегии на 2015 год, который был представлен первым заместителем Госкомитета по делам Арктики Иваном Павловым.
Бурное обсуждение вызвал вопрос «О ходе реализации комплексной программы «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС(Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»».
В рамках Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года постановлением правительства Республики Саха (Якутия) 15 августа 2014 г. № 251 принята Комплексная программа «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с общим объемом ресурсов 54,8 млрд рублей, в том числе федеральный бюджет 20 млрд руб., государственный бюджет 19,4 млрд руб., внебюджетные источники 15 млрд руб., бюджеты муниципальных образований 0,4 млрд руб. В Программе заложены на перспективу основы по созданию комфортных условий проживания населения северных и арктических улусов республики.
Соисполнителями данной комплексной программы выступают 24 министерства и ведомства Республики Саха (Якутия), а также 13 арктических и северных районов Республики Саха (Якутия).
Целью программы является достижение оптимального баланса отраслевой структуры и пространственной организации экономики, обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных богатств арктических и северных районов, для повышения качества и уровня жизни населения при соблюдении условий устойчивого развития экосистем.
Основные задачи программы:
- создание условий для реализации инвестиционных проектов в арктической зоне Республики Саха (Якутия), отвечающих требованиям экологической сбалансированности;
- создание и развитие транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, систем обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности и мониторинга;
- создание и развитие локальных систем жизнеобеспечения;
- развитие традиционных видов природопользования;
- модернизация социальной инфраструктуры;
- сохранение и развитие традиционного уклада жизни коренных народов Севера.
Данная Комплексная программа должна реализовываться в два этапа:
I этап – 2014-2017 гг. – включает в себя комплекс первоочередных мероприятий по социально-экономическому развитию арктических и северных районов, сформированный на основе утвержденных государственных программ, с включением конкретных проектов для создания основы дальнейшему специализированному развитию указанных территорий. Предусмотрено на I этапе всего средств 35,4 млрд руб., в том числе федеральный бюджет 16,4 млрд руб, государственный бюджет 8,4 млрд руб., внебюджетные источники 10,3 млрд руб, бюджеты муниципальных образований 0,3 млрд руб.
II этап включает в себя основные направления развития арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года. Общий бюджет II этапа составляет 19,5 млрд руб., в том числе федеральный бюджет 3,3 млрд руб., государственный бюджет 11,0 млрд руб., внебюджетные источники 4,3 млрд руб., бюджеты муниципальных образований 0,9 млрд руб.
Из них дополнительная потребность составляет 8,0 млрд руб.
С докладом по вопросу «О ходе реализации комплексной программы «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС(Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» выступил заместитель председателя Госкомитета по делам Арктики Иван Соломов.
Он отметил, что основными проблемными блоками, тормозящими социально-экономическое развитие арктических и северных районов, являются:
- неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры;
- высокая степень износа жилищного фонда, коммунальных систем, социальной инфраструктуры;
- низкий уровень благосостояния населения, сокращение доли трудоспособного населения в результате его миграционного оттока из отдаленных наслегов в улусный центр и центральные районы Якутии.
- низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства;
- высокий уровень накопленного экологического ущерба;
- размывание традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, сокращение территорий традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера.
Также отмечено низкое исполнение расходных обязательств по мероприятиям на 2015 год.
Предварительные итоги I полугодия 2015 года по домашнему оленеводству были представлены заместителем руководителя Отдела по развитию традиционных отраслей Севера Денисом Быдыгиевым.
По данным Саха(Якутия)стат на 01.01.2015 оленеводческие хозяйства всех категорий республики начали производственную деятельность с выходным поголовьем – 167 542 голов оленей, в том числе важенок и нетелей – 76 390 голов (удельный вес маток в структуре – 45,6%).
Всего оленеводством в республике занимаются 117 оленеводческих хозяйств и союзов родовых общин, в том числе 235 оленеводческие бригады. В оленеводстве занято с начала года – 2 009 человек, в том числе: оленеводов – 1 544 человек и чумработников – 465 человек.
По данным оперативных отчетов улусных управлений сельского хозяйства республики на 01 июля текущего года численность оленей во всех категориях хозяйств составляет 189 644 голов, что больше на 13,2 % (167 542 гол.) по сравнению с началом года и меньше на 6,8 % (203 489 гол.) по сравнению с соответствующим периодом 2014 года.
Снижение поголовья оленей соответствующего периода допущено в следующих улусах республики:
- Аллаиховский – 81,5 %
- Оймяконский – 32,9 %
- Жиганский – 21,5 %
Нерингринский – 19 %
- Алданский на 17,8%
Снижение поголовья северных домашних оленей согласно представленным оперативным отчетам оленеводческих хозяйств выше перечисленных улусов стали следующие причины:
- Неблагоприятные погодные условия, чередование оттепелей и морозов, в местах дислокации оленеводческих бригад горно-таежной зоны зимовки повлекли за собой затруднение отела, добывание корма оленями, увеличение абортов и мертворождению. В таежной зоне последние годы проходят сложные зимовки, цикл которых осенние дожди с гололедицей, снегопады и глубокий снежный покров зимой, что создает сложность в кормовом обеспечении, вызывает истощение, яловость маток и негативно отражается на отел оленей.
- Увеличение численности медведей во время отёла оленей и волков на весь период выпаса оленей. По оперативным данным Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) за первое полугодие 2015 года травеж северных домашних оленей хищниками составил 3 551 голова, из них 3155 голов затравлено волками, 391 голова – медведями и 5 голов собаками. При этом сумма ущерба составляет 50 441 955 рублей (средняя балансовая стоимость 1 головы северного домашнего оленя по данным годовых отчетов с/х предприятий за 2014 год – 14 205 рублей).
В Аллаиховском улусе низкая организационная работа управления сельского хозяйства во время увода дикими северными оленями домашних оленей. Нехватка в отрасли оленеводства специалистов, а также низкая организация труда на местах кочевания оленеводческих стад.
Докладчиком также были озвучены итоги отела оленей. Предварительный деловой выход тугутов составляет в среднем по республике 52 % или получено 40 604 тугутов, по сравнению с данным периодом прошлого года меньше на 11,4 % (45 836 голов). Высокие показатели делового выхода тугутов достигнуты в следующих улусах:
- Кобяйском (71,2 % – 2 824 гол.);
- Нижнеколымском (65,6 % – 6038 гол);
- Усть-Янском улусах (64,8 % – 6138 гол).
Анализ отела оленей по зонам ведения оленеводства показывает, что наибольший показатель делового выхода тугутов отмечен в улусах тундровой зоны – 61 %, но меньше чем прошлогодние показатели на 4,3 %. В хозяйствах горно-таежной зоны данные показатели сократились на 2,1 %, чем в 2014 году и в среднем составили 53,1 %. По итогам отела хозяйства таежной зоны получили тугутов на уровне прошлого года – 48,1%.
Денис Быдыгиев также остановился на проблемах домашнего оленеводства:
- нет заинтересованности в разведении северных домашних оленей у местного населения, ввиду низкой заработной платы работников оленеводства, тяжелых условий труда, быта;
- недостаток в квалифицированных кадрах по ветеринарии и зоотехнии в оленеводческих хозяйствах;
- не оперативность специалистов улусных управлений сельского хозяйства по предоставлению отчетности, освоению финансовых средств (субсидий);
- не ведется должным образом племенная работа;
- высокий отход новорожденных тугутов в хозяйствах таежной зоны (от 14,1 %) из-за неблагоприятных природных условий;
- из-за отсутствия доходности отрасли в хозяйствах ведется скрытый забой домашних оленей;
- отсутствие оборотных финансовых средств у оленеводческих хозяйств, что приводит к медленному реагированию на факты травежа хищниками сельскохозяйственных животных;
- ограничения в сфере федерального законодательства (запрет применения ядов), которые затрудняют добычу волков наземным.
Коллегия определила основные задачи на второе полугодие по домашнему оленеводству.
Завершая заседание, председатель Госкомитета по делам Арктики, председатель коллегии Алексей Киселевакцентировал внимание участников заседания коллегии на то, что комплексная программа «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС(Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» является основным документом, от реализации мероприятий которого на ближайшие пять лет зависят основные направления развития тринадцати арктических и северных улусов (районов) республики: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхоянский, Верхнеколымский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский.
Алексей Киселев особо отметил, что устойчивое социально-экономическое развитие арктической зоны Республики Саха (Якутия) может быть достигнуто на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также создания экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности.
https://ysia.ru/news/42082/v_yakutske_sostoyalos__pervoe_zasedanie_kollegii_goskomarktiki.html