Юридическим департаментом Центра подготовлено Юридическое заключение по вопросу оформления актов утилизации отходов от использования товаров.
Основные выводы заключения:
1.Утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с нормативами утилизации обязаны обеспечивать:
· производители товаров, передавшие данные товары на возмездной или безвозмездной основе другим юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям;
· импортеры товаров, передавшие данные товары на возмездной или безвозмездной основе другим юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям.
При этом обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации;
2.Утилизация отходов является видом деятельности по обращению с отходами.
Таким образом, акт утилизации отходов подтверждает, что хозяйствующий субъект в течение отчетного года осуществил обращение с определенным количеством отходов в виде утилизации;
3.Сведения о фактическом использовании отходов должны быть отражены:
· в столбце 2 таблицы «Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом»;
· в столбце 5 Таблицы «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица»;
· в графе 5 формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»;
4.Производители, импортеры товаров несут ответственность за достоверность сведений, представленных в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и актах об утилизации.
При этом производители, импортеры товаров должны убедиться в том, что хозяйствующий субъект, подписавший акт утилизации отходов, фактически в отчетный период осуществил утилизацию количества отходов, указанного в отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и актах об утилизации.
В указанных целях хозяйствующий субъект, должен запросить у лица, подписывающего акт утилизации отходов документы, подтверждающие фактическую утилизацию отходов, в том числе материалы учета в области обращения с отходами, форму № 2-ТП (отходы) за соответствующие отчетные периоды, информации о применяемой при утилизации отходов технологии и заключении государственной экологической экспертизы на нее.
Отсутствие у лица, подписавшего акт утилизации отходов указанной информации, должно являться основанием для отнесения самим хозяйствующим субъектом сведений, содержащихся в акте к недостоверным, и соответствующей корректировке информации в отчетности о выполнении нормативов утилизации;
5.Необходимо различать утилизацию отходов и переработку вторичного сырья.
При этом количество переработанного вторичного сырья не может быть использовано для выполнения нормативов утилизации;
6.Отсутствие количества отходов, указанных в акте утилизации, в материалах учета в области обращения с отходами, а также форме № 2-ТП (отходы) является свидетельством предоставления хозяйствующим субъектом недостоверной информации.
При этом отсутствие у лица, подписавшего акт утилизации отходов, технической документации на технологию утилизации отходов также может являться свидетельством предоставления в акте недостоверной информации;
7.В связи с тем, что невыполнение нормативов утилизации влечет обязанность по уплате экологического сбора, предоставление в отчетности о выполнении нормативов утилизации и актах об утилизации заведомо недостоверных сведений может рассматриваться в качестве уголовного преступления – мошенничества.
При этом должностные лица организаций, подписавшие отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров и акты об утилизации, содержащие заведомо недостоверные сведения, могут быть привлечены к уголовной ответственности;
8.Утилизация отходов осуществляется в соответствии с применяемой технологией.
При этом в случае, если технология является новой (впервые применяемой в Российской Федерации) проект технической документации на данную технологию подлежит представлению на государственную экологическую экспертизу (независимо от класса опасности утилизируемых отходов);
9.Непредоставление проекта технической документации на новую технологию на государственную экологическую экспертизу означает осуществление деятельности по утилизации отходов в отсутствие государственной экологической экспертизы.
В данном случае территориальный орган Росприроднадзора вправе считать, что утилизация отходов осуществлена с нарушением действующего законодательства; при этом объемы утилизированных отходов не могут быть зачтены в счет выполнения нормативов утилизации.
10.Размещенные на официальном сайте Росприроднадзора рекомендованные формы актов утилизации отходов носят исключительно рекомендательный характер и направлены на оказание помощи хозяйствующим субъектам в вопросах организации правильного и законного взаимодействия с организациями, предоставляющими акты утилизации отходов.
При этом данные формы актов были подготовлены, в том числе, на основании предложений Центра правового обеспечения природопользования;
11.При осуществлении контроля за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе при проведении проверки достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, территориальный орган Росприроднадзора вправе запросить у производителя, импортера товаров копии акта (актов) утилизации отходов.
При этом в случае, если территориальный орган Росприроднадзора сочтет сведения, содержащиеся в акте утилизации отходов не достоверными, - им может быть инициирована внеплановая проверка лиц, подписавших акт утилизации, или возбуждено дело об административном правонарушении.
В рамках проведения проверки или рассмотрения дела об административном правонарушении могут быть затребованы документы, подтверждающие утилизацию отходов, в том числе материалы учета в области обращения с отходами, форма № 2-ТП (отходы) за соответствующие отчетные периоды, информация о применяемой при утилизации отходов технологии, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы и т.д.
В случае обнаружения в представленной отчетности и актах утилизации недостоверной информации территориальный орган Росприроднадзора вправе передать соответствующую информацию в уполномоченные государственные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
https://www.ecours.ru/ru/