Египет открыл новое русло Суэцкого канала. Вторая линия одного из крупнейших морских путей была построена в кратчайшие сроки. Она позволит вдвое повысить пропускную способность канала и почти в три раза увеличит доходы от сборов. На церемонии открытия присутствуют представители 90 государств. Тем временем аналитики и представители судоходной отрасли сомневаются в том, что в настоящее время подобные проекты востребованы на рынке.
В Египте состоялось открытие второй линии Суэцкого канала. Канал был увеличен вдвое, движение по нему теперь будет двусторонним. К тому же было углублено русло первой линии, что позволит более крупным танкерам проходить по Суэцкому каналу.
Расширение транспортной артерии обошлось Арабской Республике в $8,2 млрд.
На строительство 72-километровой линии по первоначальному плану должно было уйти три года. Но глава Арабской Республики Абдель Фаттах ас-Сиси настоял на троекратном ускорении темпов. В результате канал был расширен за рекордные 12 месяцев.
Открытие второго русла повысит ежегодные доходы от Суэцкого канала с $5,3 млрд до $13,2 млрд к 2023 году, а суточную пропускную способность — до 97 судов. Уменьшится и время прохождения — с 18 до 11 часов.
«Благодаря второй линии можно сократить время ожидания, это понизит и расходы на топливо, и прочие затраты», — отметил глава администрации Суэцкого канала Мохаб Мамиш.
Через Суэцкий канал, являющийся кратчайшим морским путем из Азии в Европу, проходит около 8% мирового объема грузов. Канал позволяет на 42% сократить время на маршруте из Персидского залива в Роттердам.
Благодаря Суэцкому каналу грузоперевозчики освобождены от необходимости обхода Африканского континента мимо мыса Доброй Надежды. Сборы от прохода судов через канал составляют значительную часть бюджета Египта, сравнимую по доле с доходами от туристической индустрии.
Строительство первой линии Суэцкого канала началось в 1859 году и заняло десять лет. Им занималась компания La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez, принадлежащая бывшему французскому консулу в Египте и крупному бизнесмену того времени Фердинанду де Лессепсу. Он заручился поддержкой египетского вице-короля Мухаммеда Саид-паши, добился указа о строительстве от османского султана в Стамбуле и получил концессию на возведение Суэцкого канала. Тогда 44% акций канала было отдано египетскому правительству, 53% — Франции, 3% — другим государствам. По условиям концессии акционерам полагался 71% прибылей, Египту — 15%, основателям компании — 10%.
На протяжении трех лет работы шли без остановки, однако Великобритания, которой строительство канала представлялось совершенно невыгодным, надавила на Османскую империю, которая, в свою очередь, заставила Египет заморозить строительство.
В 1869 году, спустя целых десять лет после начала работ, была проведена торжественная и помпезная церемония открытия канала.
На открытии присутствовали австрийский император Франц-Иосиф, голландские принц и принцесса, прусский принц, императрица Франции Евгения, для которой у пирамид Гизы был построен специальный дворец.
Российскую делегацию в 1869 году возглавлял великий князь Михаил, а вместе с ним присутствовал художник-маринист Иван Айвазовский.
Открытие второй линии Суэцкого канала в 2015 году пройдет в менее помпезной, но все же в весьма торжественной обстановке. В мероприятии, которое проходит в городе Исмаилия на берегу Суэцкого канала, будут участвовать делегации из европейских, африканских, ближневосточных стран — всего из 90 государств. Среди прибывших на церемонию — премьер-министр России Дмитрий Медведев и президент Франции Франсуа Олланд. Для доставки почетных гостей в Исмаилию, находящуюся в 110 км от Каира, столичный египетский аэропорт выделил семь вертолетов.
Затраты на празднования обошлись Египту в $30 млн.
6 августа объявлен в Египте государственным праздником: общественный транспорт, в том числе железнодорожный, парки и музеи работают бесплатно весь день. Торжества пройдут и на центральной площади в египетской столице Каире. По данным египетского издания Ahram, несмотря на жару (около 39 градусов по Цельсию), на ней собрались сотни людей.
Церемония началась с прохода 150-летней круизной яхты президента Египта «Аль-Махруса», которая ходила и по старому руслу Суэцкого канала в год его открытия — в 1869 году.
На борту «Аль-Махрусы» находился президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Следом за яхтой по новому руслу Суэца прошел фрегат египетских ВМС «Тахья Миср» («Да здравствует Египет»). В небе над каналом демонстрационные полеты совершили пилотажные группы ВВС Египта на боевых самолетах Rafale и F16, поступивших в текущем году на вооружение из Франции и США соответственно. Они раскрасили небо в цвета египетского флага — красный, белый и черный. Вечером для гостей будет исполнена опера Джузеппе Верди «Аида».
Тем временем аналитики сомневаются в том, последует ли за расширением канала более чем двукратное увеличение доходов.
«Канал всегда будет привлекательным для грузоотправителей, даже без каких-либо улучшений», — отметил Нейл Аткинсон, глава аналитической службы Lloyd's. «С точки зрения судоходной промышленности эта инициатива была несколько неожиданной, — рассказал изданию Bloomberg Ральф Лещински, руководитель сингапурского судового брокера Banchero Costa. — Там не было насущной необходимости в этом или запросов со стороны потребителей».
По данным Bloomberg, даже первая линия Суэцкого канала еще не полностью восстановилась от финансового кризиса конца прошлого десятилетия: несмотря на общее увеличение тоннажа, провозимого по каналу, количество судов все еще на 20% ниже уровня 2008 года и только на 2% выше, чем в 2005 году.
Еще одним сдерживающим фактором для Суэцкого канала может послужить развитие Северного морского пути, анонсированного Россией. О том, что Севморпуть, проходящий по морям Северного Ледовитого океана у берегов России, может стать альтернативой Суэцкому каналу, говорил еще в 2013 году президент России Владимир Путин. Так, например, если расстояние, которое проходят суда из Мурманска в Японию через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем — только 5770 морских миль. Это может значительно удешевить стоимость перевозок, отмечал на Петербургском экономическом форуме генеральный председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк.
Впрочем, пока о реальной конкуренции между Суэцким каналом и российским Севморпутем говорить не приходится: доля последнего в мировом судоходном грузообороте ничтожно мала.
В целом на возможное замедление темпов прироста грузооборота в Суэцком канале может повлиять общая негативная тенденция на рынке судовой грузоперевозки. О непростой ситуации в грузовом судоходстве свидетельствует и тот факт, что Baltic Dry Index (BDI), отражающий стоимость перевозок сухого груза (уголь, руда, зерно и пр.) морем по двадцати основным торговым маршрутам, в феврале текущего года упал до рекордно низкой отметки в 509 пунктов. Для сравнения — в 2008 году он достиг отметки в 11 793 пунктов.
Что касается сокращения времени ожидания, о котором заявляют египетские власти, то «в настоящее время скорость не является ключевым фактором для контейнерных перевозок», заявила в разговоре с Bloomberg Мишель Берман, глава департамента операционного риска международного рейтингового агентства Fitch. По ее словам, на рынке уже заметен существенный профицит провозных емкостей в грузовом судоходстве.
https://www.gazeta.ru/business/2015/08/06/7671093.shtml
Новый Суэцкий канал угрожает экосистеме Средиземного моря
Открытие на днях новой ветки Суэцкого канала между Красным и Средиземным морями поставило экологические вопросы ребром. Пока власти и политики радуются тому, что время ожидания кораблей своей очереди в канале сократится до 8 часов, а прибыль вырастет с $5,3 млрд в 2015 году до $13,2 млрд к 2023 году, морские биологи напоминают об опасности проникновения инвазивных видов из одного моря в другое. ScienceInsider опубликовал различные мнения ученых по этому вопросу.
Еще в прошлом году в журнале Biological Invasionsвышла статья за авторством 18 морских биологов, которые обращали внимание на отсутствие должной оценки экологического риска проекта. Появление еще одной ветки длиной 35 км облегчит перемещение инвазивных видов между двумя водоемами, полагают ученые.
Подсчитано, что половина из 700 некоренных организмов, найденных в Средиземном море, попала туда через Суэцкий канал. Некоторые из этих видов создали серьезные проблемы. Например, золотая барабуля вытеснила более экономически ценную барабульку обыкновенную, а инвазивные виды медуз забиваются в водозаборные трубы. Почему это происходит, не совсем понятно. Отчасти объяснение дает гипотеза Дарвина об эволюционном дисбалансе.
Эколог Йони Белмакер (Yoni Belmaker) из Тель-Авивского университета (Израиль) полагает, что прежде, чем модернизировать канал, нужно было изучить то, как можно предотвратить распространение инвазивных видов. К примеру, инженеры могли бы создать нечто вроде барьера в виде очень соленой воды, которая отпугивает большинство видов.
Биолог Джеймс Карлтон (James Carlton), участник программы Уильямс-Мистик при Колледже Уильмс (США) считает, что расширение канала подобно экологической «русской рулетке». В Красном море и Индийском океане обитают сотни видов, способных перебраться в Средиземное море и вызвать разрушительный экономический эффект.
Никакой действительно серьезной защиты от инвазивных видов не существует, и в этом проблема. Как минимум, нужен постоянный мониторинг ситуации. Здесь помогут методы определения с использованием генетики. Ученые исследуют образцы планктона в мультигеномных секвенаторах нового поколения в поисках нужного вида. Этот метод эффективен в тех случаях, когда нужно проследить вид, взрослая особь которого производит тысячи личинок или икринок. Ее использовали, чтобы узнать, обитает ли в Великих озерах азиатский карп. Это легче и дешевле, чем искать в озере взрослую особь.
В мире построено два главных канала — Суэцкий и Панамский, которые, по мнению ученого, запустили необратимый процесс обмена видами между ранее изолированными водоемами. При этом оказалось, что эти процессы контролировать невозможно.
https://scientificrussia.ru/articles/novyj-sueckij-kanal