Еще в прошлом году в журнале Biological Invasionsвышла статья за авторством 18 морских биологов, которые обращали внимание на отсутствие должной оценки экологического риска проекта. Появление еще одной ветки длиной 35 км облегчит перемещение инвазивных видов между двумя водоемами, полагают ученые.

Подсчитано, что половина из 700 некоренных организмов, найденных в Средиземном море, попала туда через Суэцкий канал. Некоторые из этих видов создали серьезные проблемы. Например, золотая барабуля вытеснила более экономически ценную барабульку обыкновенную, а инвазивные виды медуз забиваются в водозаборные трубы. Почему это происходит, не совсем понятно. Отчасти объяснение дает гипотеза Дарвина об эволюционном дисбалансе.

Эколог Йони Белмакер (Yoni Belmaker) из Тель-Авивского университета (Израиль) полагает, что прежде, чем модернизировать канал, нужно было изучить то, как можно предотвратить распространение инвазивных видов. К примеру, инженеры могли бы создать нечто вроде барьера в виде очень соленой воды, которая отпугивает большинство видов.

Биолог Джеймс Карлтон (James Carlton), участник программы Уильямс-Мистик при Колледже Уильмс (США) считает, что расширение канала подобно экологической «русской рулетке». В Красном море и Индийском океане обитают сотни видов, способных перебраться в Средиземное море и вызвать разрушительный экономический эффект.

Никакой действительно серьезной защиты от инвазивных видов не существует, и в этом проблема. Как минимум, нужен постоянный мониторинг ситуации. Здесь помогут методы определения с использованием генетики. Ученые исследуют образцы планктона в мультигеномных секвенаторах нового поколения в поисках нужного вида. Этот метод эффективен в тех случаях, когда нужно проследить вид, взрослая особь которого производит тысячи личинок или икринок. Ее использовали, чтобы узнать, обитает ли в Великих озерах азиатский карп. Это легче и дешевле, чем искать в озере взрослую особь.

В мире построено два главных канала — Суэцкий и Панамский, которые, по мнению ученого, запустили необратимый процесс обмена видами между ранее изолированными водоемами. При этом оказалось, что эти процессы контролировать невозможно.

https://scientificrussia.ru/articles/novyj-sueckij-kanal