Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

История освоения российской Арктики. Досье

Российская Арктика - полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу, и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами, и часть Тихого океана, омывающая Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина от 2 мая 2014 г.

В XI в. русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В Никоновской летописи под 1032 г.содержится запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к "Железным воротам", т.е. или к проливу Карские ворота, или к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII—XIII вв.поморами были открыты острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в. – острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII в.началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 г. в низовьях Печоры был основан Пустозерск – первый русский заполярный город (просуществовал до 1780 г.; находился в 20 км от нынешнего г. Нарьян-Мар). В 1533 г. на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем в Белом море, основанном в 1429 г., был важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть доXX в. оставался Архангельск, основанный в 1584 г.

В XVI-XVII вв. русскими купцами активно осваивался участок Северного морского пути – от устья р. Северная Двина до Тазовской губы в устье р. Оби (так называемый "Мангазейский морской ход"). В 1601 г. на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 г.; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике.

В 1648 г. казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 г., в ходе Первой Камчатской экспедиции, организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733–1743 гг. российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и др. Участники экспедиции во время морских и пеших походов впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Ими были открыты полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741–1742 гг.

Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 г. была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона”. В 1765 г. по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 г. была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

В 1820-1824 гг. экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая земля. В 1873 г. австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 г. был объявлен российской территорией. В 1878–1879 гг. состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX в. активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х гг.архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая земля для постоянного проживания. В 1894 г. правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 г. в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне Полярный), а в 1916 г. – Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Для скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин – от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 гг. Русская полярная экспедиция, снаряженная Императорской Академией наук, во главе с бароном Эдуардом Толлем и Александром Колчаком (в будущем, Верховным правителем России) провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В1913–1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 г. правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути – первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

В 1920-х–1930-х гг. в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 г. Президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике (с 1925 г. – Институт по изучению Севера, с 1958 г. – Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). 15 апреля 1926 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 г. на остров Врангеля были завезены первые поселенцы. В 1932 при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути (СМП) от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода "Сибиряков", который впервые в истории прошел СМП за одну навигацию (за 65 дней).

В 1937 г. советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс.

В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция "Северный полюс" (руководитель – Иван Папанин). Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 г. (программа возобновлена в 2003 г.).

В 1930-е и 1940-е гг. в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики. В эти годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и др. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 г. для активизации геологоразведочных работ в регионе в Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга). В 1960-е гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения региона: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и др.

В 1962 г. советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" всплыла в районе Северного полюса (в 1959 г. аналогичную акцию первыми осуществил военно-морской флот США). В 1977 г. советский атомный ледокол "Арктика" стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

В 1992 г. почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

https://tass.ru/info/2205534

 

 

Меню

Новости экологии