На сегодняшний день в состав Арктической зоны включены 4 субъекта Российской Федерации полностью (Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, и Чукотский автономные округа) и 3 субъекта частично (Якутия— 5 улусов, Красноярский край — 3 муниципальных образования, Архангельская область — 7 муниципальных образований). Самый важный вопрос для приграничных к Арктике территорий заключается в том, где будет располагаться вся инфраструктура, обеспечивающая ее развитие. Каждый регион готов побороться за право принять участие в развитии Арктики. Так Архангельская область уверена, что всем научным разработкам место на базе САФУ (где и проходит международная встреча). Регион готов взять на себя разработки продуктов питания и одежды для людей, работающих в экстремальных условиях.
«Для того чтобы работать в Арктике, ты должен как минимум, иметь специальное питание, чтобы были силы; ты должен быть соответствующе одет; у тебя должны быть соответствующие условия для проживания. Вот этими вещами мы готовы обеспечивать. У нас есть партийный проект по разработке продуктов питания. Член нашей партии Любовь Сычева, в прошлом заведующая кафедрой химии медицинской академии, на протяжении 20 лет занимается разработкой и производством продуктов питания для военнослужащих, для МЧС, для космонавтов: это витаминизированные напитки на основе наших северных растений. Растения собираются, и делается специальная вытяжка из них, то есть добывает все самое ценное. Этот проект мы намерены дальше развивать и расширять», - рассказал в беседе ИА «Росинформбюро» Игорь Кузнецов, председатель регионального отделения партии «Родина» в Архангельской области.
Другие северные регионы рассчитывают на разработку транспортной инфраструктуры. Особенно этот вопрос злободневен для жителей Коми: уже почти 10 лет они грезят о строительстве автомобильной трассы Ухта-Воркута. Сами жители республики называют строительство дороги «проектом века». Многие годы чиновники кормили их «завтраками», но на деле вопрос так и не решили.
Проблема последних нашла отражение в законопроекте о создании госкорпорации «Арктика». В конце июля депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев заявил о подготовке концепции освоения арктических территорий и разработке пакета законопроектов о создании новой государственной мегакорпорации «Арктика». Госкорпорация может положить начало реализации комплексной программы развития северных регионов.
«У нас много арктических территорий, но каждая из них сама по себе. А должна быть единая государственная политика, объединяющая северные регионы, нацеленная на их развитие. А для достижения успеха России в Арктике требуется создание за Полярным кругом не только особых экономических, но и административных условий. То есть Арктику нужно законодательно выделить в отдельную территорию, где действовали бы особые правила», - говорит Алексей Журавлев.
Законопроектом предусматривается соединение приполярных регионов с запада на восток страны цепью крупных современных аэропортов. Так в республике Коми в их число могут войти аэропорты Сыктывкара и Воркуты.
Но и это еще не все. Разрабатываемая концепция предусматривает восстановление полярных портов и создание регулярной рейсовой навигации на северных реках. Речь идет и о пассажирском водном транспорте. В число приоритетов вошли и северные железные дороги.
Что касается республики Коми, то ей может достаться создание и финансирование образовательных центров в Усинске и Сыктывкаре. Всего в проекте предусматриваются десятки направлений развития, как для промышленности, так и образования.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года недавно была утверждена Владимиром Путиным. Председателем госкомиссии по вопросам развития Арктики назначен вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.
Свои интересы в Арктике пытаются отстаивать и США, правда, пока безуспешно. Американские моряки сами признаются, штаты не способны соревноваться с Россией в Арктике и уже безнадежно отстали от нее.
«Мы даже не играем с Россией в одной весовой категории. Мы вообще не участвуем в игре», – так ситуацию описывает командира береговой охраны США Пол Цукунфт, которого цитирует издание Newsweek.
В первую очередь США не хватает ледоколов. В данный момент для исследования и освоения Арктики у Америки есть только два крупных дизельных судна такого типа. Лишь одно из них, Polar Star, в рабочем состоянии.
Для сравнения: у России в строю шесть атомных ледоколов. Это огромные корабли, которые способны работать автономно благодаря ядерным установкам и позволяют организовать навигацию практически в любой точке и в любой момент. Дизельных ледоколов – больше дюжины. При этом строятся и новые ледоколы и готовится проект корабля водоизмещением 55,6 тыс. тонн.
Кроме того, в арктическом регионе до 2018 года будет обустроено девять российских аэродромов. В настоящее время Спецстрой в Арктике работает над созданием военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов.
«На острове Котельный идет расширение полосы, на мысе Шмидта проводится ремонт взлетной полосы, в Рогачево строится новый аэродром. Мы стараемся, чтобы те средства, которые выделяются, были использованы эффективно», - говорит руководитель Главного управления инженерных работ при Спецстрое России Олег Сиразетдинов.
Первые результаты работ будут видны уже в течение нескольких месяцев. До конца 2015 года на мысе Шмидта и острове Врангеля в Арктике будут полностью обустроены военные городки и инфраструктура для Вооруженных сил России.
Марина Староверкина
https://www.rosinform.ru/2015/09/15/arktika-bez-granits-mezhdunarodnye-eksperty-predstavlyayut-proekty-osvoeniya-novoy-territorii/