Строительство арктической инфраструктуры на северных рубежах России ведется ударными темпами уже два года. Тем не менее, до сих пор быт военнослужащих на отдаленных островах перенасыщен "тяготами и лишениями", а перевод на большую землю для них представляется малореальной перспективой. После широкого общественного резонанса, возникшего вокруг материала о службе военных с арктического острова Котельный, Военное.РФ решило разобраться, как возникла база на Новосибирских островах и какие задачи она будет выполнять в составе Арктического военного округа.
Именно такова площадь архипелага Новосибирских островов, омываемых двумя морями Северного Ледовитого океана. Девять месяцев в году земля на островах покрыта снегом и льдом, да и летом температура воздуха здесь редко превышает +5 градусов по Цельсию.
Постоянного гражданского населения здесь формально нет, но работники полярных станций и охотники-промысловики проводят на островах большую часть календарного года. В тяжелых арктических условиях люди добывают песца, ловят рыбу и ищут дефицитную мамонтовую кость, из которой якутские мастера создают уникальные художественные изделия.
Непостоянен и количественный состав живущих на островах животных. На летний период с материка заходит северный олень, по льдам забредают белые медведи. В прибрежных водах обитают морж, нерпа, белуха.
Самым крупным островом архипелага является Котельный - его площадь составляет 23200 километров. Считается, что остров был открыт еще в 1773 году купцом Иваном Ляховым во время наблюдения за кочующими стадами диких оленей.
Начало научного освоения островов датируется уже XIX веком. В 1912 году экспедицию к ним совершили ледоколы "Таймыр" и "Вайгач", а к 1928 году на одном из островов появилась геофизической обсерватории - первая стационарная станция на этой земле.
Полярную станцию при аэродроме "Темп", возникшую после войны на Котельном, принято считать своеобразным центром, столицей архипелага Новосибирских островов. Она была построена на галечной косе, возле промыслово-охотничьей базы из пяти деревянных строений, снабжавшей население базы необходимыми продуктами питания.
Жили на "Темпе", несмотря на неофициальный статус столицы, скромно, по-северному. Здесь располагался общий барак, где ночевали все работники аэродрома во главе с его начальником, столовая, кабинет метеорологов и небольшая баня. Ну и, разумеется, гараж для ремонта техники и хранения имевшегося в распоряжении полярников гусеничного транспортера ГАЗ-47. Как и везде на Севере, эта машина, получившая жаргонное название "Степанида", была "рабочей лошадкой" "Темпа".
Садились на Котельном тогда еще совсем новые АН-2‚ ЛИ-2 и ИЛ-14. Самолеты на остров летали не чаще двух раз в месяц с регулярными задержками на непогоду. Как вспоминают свидетели тех полярных лет, воздушные суда на Котельном всегда ждали с нетерпением. Вместе с ними с большой земли приходили свежие новости, корреспонденция, продукты. Обратно самолеты забирали сменившихся рабочих, добычу охотников и рыболовов, а также данные метеорологов.
Военные на Котельном появились в конце 60-х годов. Холодная война была в самом разгаре и для обеспечения противовоздушной обороны на северных рубежах Союза, на острове водрузили радиолокатор. Для его обслуживания на Котельный была переброшена рота солдат, проживавших в наскоро построенных казармах.
В 1970-х годах Новосибирскими островами активно заинтересовалось Министерство геологии СССР. Экспедиционный лагерь специалистов по сейсморазведке было решено создавать в непосредственной близости от аэродрома "Темп", а сами сейсмолаборатории появились по всей территории архипелага. По официальной версии, они должны были осуществлять мониторинг природных землетрясений в Северном Ледовитом океане. С учетом сложной политической ситуации того времени, нельзя исключать, что геологи на Котельном были, как говориться, "двойного назначения" и занимались, в том числе, и военно-прикладной сейсмологией.
Тем более, что к сейсморазведке в то непростое время было приковано большое внимание. Достаточно вспомнить постановление ЦК КПСС от 13 мая 1958 года, в котором было сказано буквально следующее: "В связи с настоятельной необходимостью расширить и усовершенствовать в кратчайшие сроки постоянно действующую систему дальнего обнаружения ядерных взрывов обязать Министерство обороны СССР создать в течение 1958-1959 годов постоянно действующую службу контроля за испытаниями ядерного оружия, включив в ее состав существующие подразделения специального наблюдения". Тогда же, в 1959 году была образована "Служба специального контроля", под эгидой которого функционировала так называемая "система дальнего обнаружения ядерных испытаний".
С распадом СССР в деле освоения Новосибирских островов была поставлена если не точка, то уж точно многоточие. В 1993 году, на фоне масштабного сворачивания деятельности в Арктике, полярная инфраструктура на Котельном была оставлена людьми.
Первое обследование военных объектов на Новосибирских островах после 20-летнего простоя произошло в 2011 году комплексной экспедицией Русского географического общества. Ее участники постановили, что взлетно-посадочная полоса аэродрома "Темп" уцелела и подлежит восстановлению.
На следующий год обследовать Котельный отправились уже военные моряки. К берегам Новосибирских островов подошел сам флагман Северного флота - атомный ракетный крейсер "Петр Великий". Одной из задач тогда называлась "отработка действий по высадке десанта". Именно во время проведения этой операции на Котельном совершил жесткую посадку палубный вертолет Ка-27. Экипаж вследствие инцидента не пострадал, но ход экспедиции был нарушен.
В 2013 году о возвращении военных на Котельный заявил президент России Владимир Путин. "Наши военные ушли оттуда в 1993 году, а между тем это очень важная точка в Северном Ледовитом океане. Имею в виду и новый этап освоения Северного морского пути. Мы договаривались о том, что в этой точке мы не только воссоздадим военную базу, но и приведём в порядок аэродром, сделаем возможным участие в совместной работе представителей МЧС, гидрологов, специалистов, которые занимаются климатом, чтобы обеспечить безопасность и эффективность работ на Северном морском пути, с тем чтобы Россия могла эффективно контролировать эту часть своей территории", - сообщил российский лидер на совещании в Министерстве обороны.
Слова не оказались далеки от дела и уже в октябре того же года военное ведомство отчиталось о восстановлении аэродрома "Темп". Дебютом возродившейся на Котельном ВПП стал прием военно-транспортного самолета Ан-72 с рабочей группой Минобороны на борту.
Через полгода на базе "Темпа" были проведены масштабные учения ВДВ, предполагавшие десантированию парашютным способом 350 человек и военной техники. В это же время началось сооружение на острове временного полевого лагеря, осуществлялся завоз техники и стройматериалов.
Год назад в истории военной базы на Котельном произошло важнейшее событие. Минобороны России приняло решение о строительстве здесь городка замкнутого типа "Северный клевер".
"Это будет городок модульного типа, который мы строим с использованием современных технологий. Личный состав на улицу будет выходить только для несения вахты и дежурств – это и есть проживание в городе замкнутого цикла", - рассказал о строительстве командир отряда боевых кораблей Северного флота Олег Голубев.
В строительстве городка, с высоты напоминающего трилистник, раскрашенный в цвета российского флага, на первоначальном этапе были задействованы более 440 рабочих и около 120 единиц строительной техники
В декабре 2014 года в России был создан пятый, Арктический военный округ. В его состав вошли подводные и надводные силы, морская авиация и ПВО Северного флота. Событие ознаменовалось и заявлением о вводе в эксплуатацию "Северного клевера".
На фоне триумфального освоения Арктики, по которой Россия продвигается семимильными шагами, легко забыть о тех, кто на своих плечах тянет страну к северным богатствам. И знаменитая строчка из устава, говорящая о том, что "солдат обязан стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы" - это, наверное, единственное, чем можно объяснить условия службы на Котельном сегодня.
В ходе подготовки очередного материала о быте простых солдат и офицеров в российской армии образца XXI века, корреспонденты Военное.РФ пообщались более чем с 10 военнослужащими с Котельного и узнали, чем на самом деле оборачивается освоение Арктики.
Некачественная еда и ржавая вода из кранов, отсутствие стабильной связи с родными, задержки выплат денежного довольствия, невозможность перевестись на большую землю - вот лишь немногие проблемы, с которыми столкнулись бойцы на Котельном.
"Господи, мы просто устали уже от всего этого…" - в отчаянии говорит жена одного из военнослужащих, ждущая возвращения своего супруга с острова уже более года.
В конце мая ФГУП "Спецстройинжиниринг" при Спецстрое России подвело итоги тендера по второму и третьему этапам строительства и ввода в эксплуатацию аэродрома "Темп" на Котельном. Еще 5 миллиардов казенных средств будет потрачено на арктическую инфраструктуру. Аэродром сможет принимать самолеты всех типов, в военных городках на острове смогут базироваться десантные подразделения, в заливе Стахановцев будут базироваться боевые корабли. Ведь основная задача нового военного округа, как лаконично подметил командующий Северным флотом Владимир Королев, это поддержание стабильности в Арктике.
Изменится ли после окончания строительства быт самих военнослужащих, работающих ежедневно в самых суровых условиях, покажет время. Ведь о том, сколько миллиардов будет потрачено на людей, никто не скажет.
В 2013 году в контексте строительства инфраструктуры в Арктике однозначно выразился Министр обороны Сергей Шойгу:
Очень не хочется, чтобы кому-то пришлось совершать подвиги из-за чьей-то расхлябанности.
Кто виноват в сложившейся на Котельном ситуации, еще предстоит выяснить, но служащие там люди свой подвиг совершают уже сегодня.
Военное.РФ продолжает следить за развитием событий.
https://военное.рф/2015/Арктика43/