Краткие тезисы выступления на Парламентских слушаниях на тему «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации»
Веницианов Евгений Викторович,
доктор физ.-мат. наук, профессор, зав. лабораторией охраны вод Института водных проблем РАН
Проблема, прежде всего, связана с отсутствием политической воли в развитии законодательного и нормативно-правового обеспечения государственной политики.
Несколько лет идет обсуждение вопроса о внесении поправок в Закон об охране окружающей среды.Этот основополагающий закон требует серьезного улучшения. Главное, должна измениться концепция. Обратимся к регулированию в водном хозяйстве. Следует отказаться от действовавшей несколько десятилетий ориентации на нормирование антропогенных воздействий, исходя только из нормативов качества воды водных объектов, прежде всего, из нормативов рыбохозяйственных ПДК, единой системы для всей России, что является очевидным нонсенсом. На этом подходе основаны Методики разработки НДС – нормативов допустимых сбросов, НДВ – нормативов допустимых воздействий, а также Схем комплексного использования и охраны водных объектов. Бесплодность методических подходов иллюстрируется очень просто: основой нормирования сбросов являются, в основном, разрешения на сброс – лимиты – которые устанавливаются на основе договоренностей предприятий и регулирующих органов и фактически не имеют научного обоснования. Что же касается НДВ и Схем КИОВО, то эти нормативы, на разработку которых потрачены сотни миллионов рублей, являются «полочными» документами, т.е.они ложатся на полку и не востребованы экономической практикой.
Проблема не только в потраченных впустую средствах, а в том, что не происходит реального улучшения экологического состояния водных объектов, т.е. правовое обеспечение государственной политики не работает.
В то же время разработана другая концепция, которая основана на техническом регулировании. Этот подход, который учитывает и экологические требования, и экономические возможности предприятий. Существует опасение, что этот подход подорвет экономическую состоятельность предприятий. Но кто требует незамедлительного введения Наилучших доступных технологий, которые рекомендуются в развитых странах?Перед Россией – долгая дорога по улучшению экологического регулирования, по крайней мере, 20 лет. Давайте начнем с действительно доступных технологий для российских предприятий. Но при этом будем неукоснительно требовать от них систематического снижения нагрузки на водные объекты и окружающую среду в целом.
Не менее печальная ситуация складывается и в области утилизации промышленных и бытовых отходов. Происходит рост площадей, отводимых под свалки. Но в отсутствие обоснованной политики в этой сфере происходит не «экологическое развитие», а экологическая деградация окружающей среды.
Печальным обстоятельством является и то, что основы современной государственной политики в области охраны окружающей среды известны, по крайней мере, 25 лет, и они реализуются и развиваются в развитых странах. Никаких принципиальных препятствий в создании аналогичной системы в России не существует, за исключением одного: отсутствия политической воли действующей власти.
Научные, административные, правовые механизмы хорошо известны, однако наши ведомства, ответственные за экологическую политику продолжают настойчиво отстаивать устаревшие и бесплодные принципы. Делаются попытки навести косметические улучшения без изменения концепции экологического регулирования.
Без радикального изменения ситуации Россия обречена на ухудшение экологической обстановки, особенно в регионах, где ведется промышленная деятельность.