Вишняков Я.Д.
Вице-президент Национальной технологической палаты, зав. кафедрой управления природопользованием и экологической безопасностью ГУУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук
Киселева С.П.
зам.зав.кафедрой Государственного университете управления,
кандидат экономических наук, доцент, член МСЭ
Организационно-правовые аспекты стимулирования рационального
природопользования и обеспечения экологической безопасности
Решение задач в сфере обеспечения экологической безопасности инновационного развития является необходимым условием достижения устойчивого развития, поддержания стабильных темпов развития мировой экономики, обеспечения защиты окружающей среды и уменьшения масштабов нищеты и человеческих страданий. Решение задачи капитализации экологических преимуществ и их использование для увеличения человеческого капитала и инновационного роста отечественной экономики особенно актуально для обладающей уникальным природным потенциалом России в условиях усиления глобального дефицита природных ресурсов (в т.ч. пресной воды), изменения климата и негативного влияния экологических факторов. Россия должна использовать свое значение в сохранении глобального биосферного потенциала и поддержание глобального экологического равновесия в целях приумножения человеческого капитала и инновационного развития своей экономики. Требуется соответствующая перестройка системы государственного управления инновационным развитием в интересах обеспечения экологической безопасности инновационных систем с пониманием ключевого положения человека с его социо-эколого-экономическими потребностями в государственной политике.
Для реализации эколого-ориентированной инновационной политики главным предстает повышение интереса всех участников инновационного развития к развитию эколого-ориентированных процессов и внедрению экологических инноваций. Для повышения интереса и развития предпринимательской активности в сфере производства и продвижения эколого-ориентированной инновационной продукции (услуг), развития эколого-ориентированных производственных процессов необходима разработка комплекса мер организационно-экономического стимулирования интереса в данной сфере, а именно:
1) нормативно-правого обеспечения;
2) финансово-экономического механизма;
2) организационно-методического обеспечения;
3) научно-методического и информационного обеспечения;
5) системы подготовки и повышения квалификации.
В рамках обозначенных механизмов необходимо выделить две группы мер государственного регулирования развития эколого-ориентированных инновационных процессов, способных повысить интерес различных участников к развитию эколого-оринетированных инновационных процессов:
1) Меры по повышению ответственности юридических и физических лиц за нарушение экологического законодательства (в т.ч. усиление контроля за соблюдением требований в области обеспечения экологической безопасности производственных процессов и инновационной продукции (услуг); укрепление системы прокурорского надзора и реагирования в сфере обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности; развитие материального поощрения общественного экологического контроля инновационной деятельности; иное);
2) Меры по увеличению заинтересованности юридических и физических лиц в развитии и участии в эколого-ориентированной инновационной деятельности (в т.ч. развитие системы добровольной сертификации и экологического страхования при осуществлении инновационной деятельности; предоставление налоговых льгот экономическим субъектам, осуществляющим эколого-ориентированную инновационную деятельность; развитие государственной поддержки экологической экспертизы инновационных проектов; иное).
Среди специальных мер, направленных на стимулирования инновационного развития в области рационального природопользования и экологической безопасности следует обозначить следующие:
1. Разработка приоритетов государственной инновационной, научно-технологической и промышленной политики, направленных на реализацию направлений экологизации экономики по направлениям: «экология человека», «экология производства», «экология бизнеса», «экология природной среды», запланированных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), с учетом региональной и отраслевой специфики экологических проблем.
1) повышения обоснованности планирования и прогнозирования объемов и номенклатуры государственных закупок с учетом региональной и отраслевой специфики экологических проблем и обеспечения их увязки с государственной экологической политикой РФ;
2) совершенствования механизма установления цен государственных контрактов на развитие эколого-ориентированной инновационной деятельности с учетом отраслевых и региональных приоритетов с целью стимулирования спроса на инновации в данной сфере;
3) совершенствования системы экологической экспертизы, экологического мониторинга, экологической сертификации государственных контрактов с учетом необходимости привлечения сертификационных центров и независимых профессиональных общественных организаций;
4) совершенствование механизма оценки эффективности исполнения государственных контрактов на основе критериев экологичности производственных процессов, продукции (услуг).
3. Совершенствование финансово-экономического обеспечения развития эколого-ориентированной инновационной деятельности:
1) Уточнение потребностей народного хозяйства в производстве инновационной экологической продукции (услуг) и развитии эколого-ориентированных производственных процессов с целью устранения диспропорций внерыночного финансирования, предполагающего бюджетное финансирование государственных научных учреждений и внутрипроизводственного финансирования научных исследований и разработок, и рыночного финансирования, предусматривающее свободное приобретения рыночных услуг на договорной основе как агентами рынка, так и государственными организациями и органами власти, приобретающими услуги научных организаций за счет бюджетных средств.
2) Совершенствование механизма внерыночного финансирования государственных закупок научно-технических услуг, предполагающего увеличение бюджетного финансирования части расходов государственных учреждений на развитие эколого-ориентированной инновационной деятельности; предоставление целевых субвенций на погашение кредиторской задолженности и установление налоговых льгот организациям, занимающимся эколого-ориентированной инновационной деятельностью; предоставление целевых бюджетных средств финансовым институтам (фондам развития, венчурным фондам, иным) для выдачи организациям, занимающимся эколого-ориентированной деятельностью, кредитов на льготных условиях; принятие на счет бюджета части расходов по содержанию объектов материальной инфраструктуры, используемой организациями, занимающимися эколого-ориентированной инновационной деятельностью.
3) Развитие механизма рыночного финансирования эколого-ориентированной инновационной деятельности, предусматривающее формирование рынка потребителей эколого-ориентированных инноваций с целью стимулирования платежеспособного спроса на инновации в данной сфере; создание специализированных организаций (фондов), предоставляющих льготные кредиты покупателям эколого-ориентированных инноваций; создание благоприятной атмосферы сотрудничества между научным сообществом и потенциальными потребителями эколого-ориентированных инноваций.
4. Развитие института независимой экологической экспертизы научной продукции, которая должна стать обязательным элементом конкурсного отбора проектов и исполнителей научных исследований и разработок.
5. Разработка и внедрение системы стимулирования производства и потребления инноваций в сфере экологической безопасности и рационального природопользования.
Реализация данного предложения предусматривает:
1) Разработку мер ценового стимулирования эколого-ориентированного производства и потребления конкретных видов инновационной экологической продукции (услуг) с учетом отраслевых и иных приоритетов;
2) Разработку мер натурального стимулирования эколого-ориентированного производства и потребления конкретных видов инновационной экологической продукции (услуг) с учетом отраслевых и иных приоритетов (в т.ч. предоставление бесплатно дополнительных товаров, товаров по более низкой цене и проч.);
3) Разработку мер игрового стимулирования эколого-ориентированного производства и потребления конкретных видов инновационной экологической продукции (услуг) с учетом отраслевых и иных приоритетов (в т.ч. в рамках проведения конкурсов, викторин, торговых акций, церемоний, открытий и проч.);
4) Разработку мер стимулирования путем использования специализированных услуг в области эколого-ориентированного производства и потребления конкретных видов инновационной экологической продукции (услуг) с учетом отраслевых и иных приоритетов (в т.ч. предоставление возможности получения бесплатного образования или образования по более низкой цене, льготного кредита, получение бесплатных услуг по продвижению товаров на рынке, получение льгот при использовании мобильной связи и пр.).
6. Формирование и проведение кратко и среднесрочной государственной поддержки отечественных товаропроизводителей (в том числе на международном рынке), производящих конкурентоспособную инновационную эколого-ориентированную продукцию (услуги) и развивающих эколого-ориентированные производственные процессы.
Реализация данного предложения предусматривает:
1) Ориентацию таможенно-тарифной политики на поддержку отечественного производителя эколого-ориентированной инновационной продукции (услуг) и развития эколого-ориентированных инновационных процессов; 2) Ориентацию налоговой политики на поддержку отечественного производителя эколого-ориентированной инновационной продукции (услуг) и развития эколого-ориентированных инновационных процессов (меры по оптимизации системы налогообложения отечественного производителя наукоемкой эколого-ориентированной продукции (услуг), выдача беспроцентного кредита или отсрочки платежей в бюджет, проч.);
3) Ориентацию финансово-страховой и кредитной политики на поддержку отечественного производителя эколого-ориентированной инновационной продукции (услуг) и развития эколого-ориентированных инновационных процессов (поставка оборудования в форме товарного кредита, предоставляемого отечественным производителем; предоставление российским операторам и российским лизинговым компаниям целевых, связанных (товарных) кредитов на приобретение эколого-ориентированной инновационной продукции (услуг) определенных отечественных производителей; создание страхового агентства по защите рисков банков, выдающих кредиты на разработку и производство эколого-ориентированной инновационной продукции (услуг); создание лизинговых компаний с участием централизованно выделенных на федеральном и региональном уровнях государственных инвестиций, ориентированных на продвижение отечественной эколого-ориентированной инновационной продукции (услуг), проч.).
7. Развитие национальной интегрированной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого информационного пространства инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники (в т.ч. в сфере обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования) по направлению повышения спроса различных субъектов на инновации в сфере экологической безопасности и рационального природопользования.
Реализация данного предложения предусматривает:
1) Развитие единого национального банка данных производителей и потребителей инноваций по приоритетным и иным направлениям развития науки, технологий и техники;
2) Развитие интегрированной национальной библиотечно-информационной системы по инновационной деятельности, предполагающей обязательное сопровождение различных пользователей информацией об инновациях (технологических, организационных и иных) в сфере обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования на различных иерархических уровнях данной системы;
3) Создание национального корпоративного информационного портала по инновационной деятельности, предусматривающего обязательное общение и получение от соответствующих специалистов в режиме on-line информации об инновациях (технологических, организационных и иных) в сфере обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования всеми заинтересованными участниками различных организационно-правовых форм и форм собственности (разработчиками, производителями инноваций, покупателями и потребителями инноваций, представителями научно-образовательного сообщества, сотрудниками финансово-страхового сектора, законодателями и т.д.);
4) Создания системы кодификации инновационных технологий (в том числе в сфере обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования) в целях накопления, систематизации и организации широкого доступа к ним пользователей различных категорий, правоприменительного обеспечения инновационной деятельности и эффективного вовлечения их в активный хозяйственный оборот.
Развитие данного направления требует специализации административных и экономических механизмов стимулирования потенциальных пользователей национальной интегрированной информационно-коммуникационной инфраструктуры к постоянному обязательному участию в формирования интегрированного национального информационного пространства.
8. Повышение экологической грамотности и образованности в сфере экологии, рационального природопользования, управления экологической безопасностью в целях увеличения потребительского спроса различных субъектов на эколого-ориентированные продукцию и услуги, пробуждения интереса к предпринимательской деятельности в сфере развития экологического бизнеса по производству и предоставлению инновационной продукции (услуг), расширения участия в инновационной деятельности в сфере обеспечения экологической безопасностью и рационального природопользования.
Для реализации данного механизма необходимо:
1) Создание атмосферы нетерпимости относительно поголовной экологической неграмотности ЛПР, работающих в ключевых областях российской экономики;
2) Увеличение в ведущих университетах РФ числа госбюджетных мест в ведущих университетах РФ по направлениям подготовки в области экологии, рационального природопользования, управления экологической и экономической безопасностью;
3) Повышение стипендий у обучающихся по направлениям подготовки в области экологии, рационального природопользования, управления экологической безопасностью в целях повышения популярности данного направления;
4) Развитие системы льготных кредитов на получение образования в области экологии, рационального природопользования, управления экологической безопасностью с учетом особенностей контингента абитуриентов по указанному направлению;
5) Повышение заработной платы работников научно-образовательной сферы, осуществляющих деятельность по указанным приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники для увеличения престижа профессий по данным направлениям;
6) Развитие организационно-институциональной основы непрерывного образования в области экологии, рационального природопользования, управления рисками, экологической безопасностью в комплексе «детский сад-школа-колледж (техникум)-вуз-послевузовское образование»;
7) Создание механизма ускоренной подготовки кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) по направлениям природопользования, экологической безопасности, управление рисками и другим смежным направлениям, расширив аспирантуру и активизировав работу советов по присуждению ученых степеней в указанных направлениях;
8) Создание механизма обязательного повышения квалификации, переподготовки и других видов послевузовского образования по направлениям рационального природопользования, экологической безопасности, управление рисками и другим смежным направлениям, предполагающего формирование интереса к инновациям в указанной области;
9) Формирование экспертных образовательных сообществ в интересах эколого-ориентированного инновационного развития как в профильных УМО, так и при общественных организациях с целью проведения соответствующей экспертизы и коррекции основных образовательных программ подготовки специалистов для различных секторов национальной экономики;
10) Популяризация и пропаганда информации об инновациях в сфере экологической безопасности и рационального природопользования в СМИ, предполагающая создание новых специализированных на данном направлении передач, журналов, газет, а также обязательное включения соответствующих разделов в существующие информационные источники.
9. Разработка дополнительных нормативных актов к Федеральному закону 217-фз о малых инновационных предприятиях при вузах и других бюджетных организациях, направленных на повышение интереса научно-образовательного сообщества к разработкам, внедрению и продвижению инноваций в сфере экологической безопасности и рационального природопользования.
Переход на эколого-ориентированный путь развития является сложным и многофакторным процессом. Одной из главных целей государственной политики при переходе к «несырьевому» росту является создание правовых, социально-экономических, организационных и условий для развития эколого-ориентированных инновационных процессов. Это требует объединения усилий государственных органов управления всех уровней по направлению стимулирования эколого-ориентированного инновационного развития национальной экономики. Наряду с этим необходимо безотлагательное объединение усилий бизнеса, органов государственного и муниципального управления, науки и Высшей школы, общества по направлению развития эколого-ориентированных инновационных процессов в интересах устойчивого развития экономики.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ о малых инновационных предприятиях при вузах.