Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

О совершенствовании экономико-правового механизма охраны окружающей среды

Тезисы доклада Гейт Н.А. доцента Юридического факультета им М.М. Сперанского Ранхигс при Президенте Российской Федерации « О совершенствовании экономико-правового механизма охраны окружающей среды » на парламентских слушаниях по теме « Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации» 06.02.2013 г.

Следует отметить, что результативность природоохранной деятельности государства во многом зависит от эффективности применяемых в государственном регулировании охраны окружающей среды методов экономического стимулирования. Такие методы повышают действенность мер административного регулирования, способствуя формированию заинтересованности у субъектов экономической (хозяйственной) деятельности к снижению негативного воздействия на окружающую среду, стимулируя природопользователей к экологически ответственному поведению[1].

В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды называется в числе основных задач национальной государственной политики в области экологического развития, для решения которой запланировано использование, в том числе и стимулирующих механизмов.

В результате повышения технологической и экологической эффективности экономики к 2020 году предполагается снижение уровня экологического воздействия в 2 - 2,5 раза, что позволит выйти на современные показатели сохранения природы в развитых европейских странах[2]. При этом уровень экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) может возрасти до 1 - 1,5 процента валового внутреннего продукта 2007 года в 2020 году.

Спектр предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» методов экономического регулирования довольно широк, однако в практике природоохранного управления активное применение получил только один – установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Данный экономический инструмент в силу прямого указания в экологическом законодательстве на платность негативного воздействия на окружающую среду исполняет роль экономического стимула, направленного на ограничение негативного воздействия на окружающую среду.

Существенное значение в рамках экономико-правового механизма охраны окружающей среды в рамках обеспечения адресного финансирования мероприятий по охране окружающей среды как одного из приоритетных направлений деятельности государства в рамках государственных и целевых программ, реализация которых тоже должна быть жестко регламентирована с целью недопущения израсходования средств до окончания сроков реализации программы.В конце 2012 г. Правительство России утвердило Государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы[3]. В числе ожидаемых результатов реализации программы перечислены: стимулирующая модернизацию экономики на основе принципов «зеленого роста», развитие рынка экологического девелопмента, товаров и услуг.

В качестве направлений реформирования  так же может использоваться понижение или освобождение от платы за загрязнение, которое производиться по инициативе администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или обращению природопользователей в территориальные органы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации с предложениями по понижению размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или частичному освобождению от нее, с необходимыми обоснованиями и расчетами. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет возможность применения к таким участникам земельных отношений мер экономического стимулирования охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Повышению экономической заинтересованности у субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, в применении  наилучших доступных технологий также будет способствовать расширение экологически-ориентированных налоговых льгот, в частности льгот по налогу на имущество организаций в  отношении имущества, которое используется для реализации мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, применение повышающих  коэффициентов к норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых для осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду,  совершенствование правового института инвестиционного налогового кредита в части расширения перечня налогов, по которым такой кредит может предоставляться.Так, для стимулирования развития системы санитарной очистки на территории Нижегородской области ее объектам могут предоставляться льготы по экологическим платежам, по налогу на имущество, по местным налогам. Муниципальные органы власти вправе поощрять природоохранную деятельность на своей территории путем формирования муниципального заказа или выдачи соответствующих гарантий на приобретение продукции, выпущенной на экологически безопасных предприятиях либо с использованием вторичного сырья, либо на потребление услуг экологически безопасных предприятий по санитарной очистке[4].

Сегодня необходимо ужесточение механизма налогообложения деятельности, имеющей негативные последствия для человека и окружающей среды. Для этого незаменимо использование международного, зарубежного и регионального опыта финансово-экономических расчетов с учетом вклада стран, регионов и отраслей в обеспечение глобальной устойчивости биосферы ("долги за природу", углеродный кредит и других инициатив) в качестве наилучших из существующих практик в отдельных отраслях промышленности, субъектах российской Федерации и российской экономики в целом.

При внедрении механизмов «зеленой экономики» большое значение приобретает использование новых технологий для развития и модернизации приоритетных отраслей, включая растущую добычу нефтегазовых ресурсов, в том числе на шельфе, металлургии, лесной промышленности с переходом к глубокой переработке древесины, а также добычу и переработку водных биологических ресурсов. Указывая на региональные аспекты инновационного развития отметим ст. 3 Закона Республики Коми от 14.05.2005 N 42-РЗ  "О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Коми" сказано, что развитие переработки газа в жидкое моторное топливо. введение ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулирование производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей поощряется в республике.

Обеспечение экологической составляющей экономики является не только особым направлением деятельности бизнеса и экологической политики, но и общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. На наш взгляд, сегодня необходимо произвести оптимизацию платы за природопользование по различным отраслям экономики и регионам, оказывать содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, экологической сертификации выпускаемой продукции, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды.

В России традиционно государственное регулирование природопользованием и природоохранной деятельности осуществляется преимущественно методами административно-правового регулирования, меры экономического регулирования применяются в меньшей степени, но в свете развития интеграционных процессов, начала действия Соглашения о Таможенном Союзе, вступления России в ВТО их роль возрастает.

 

 



[1]Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации  от 30 .04. 2012 г.). //СПС КонсультантПлюс.

[2] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р  «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». //СПС КонсультантПлюс.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 N 2552-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы» //СПС КонсультантПлюс.

[4]Постановление Правительства Нижегородской области от 02.10.2008 N 431 "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 - 2014 годы".

Меню

Новости экологии