Материалы подготовлены директором Мемориального Музея
В.И. Вернадского в ГЕОХИ РАН
Ивановской И.Н.
Из документа, утвержденного Президентом Российской Федерации 30 апреля
2012 г.: “ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”
“Пункт 20 При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:
……………………………………………..
ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в федеральные и региональные программы..”
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ПОЧЕМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ПРИЖИЛОСЬ В ШКОЛЕ?
Временем отсчета школьного экологического образования в России принято считать реформу 1984 года, которая помимо всеобщего среднего образования, одиннадцати лет обучения, провозгласила также необходимость особого природоохранного воспитания подрастающего поколения. [ 1 ]
Однако распад Советского Союза и последовавшие вслед за этим политические процессы, затронувшие все слои общества, привели к тому, что до конца 90-х годов существенных изменений во внедрении экологического образования в школе не наблюдалось.
В период с 1992 по 2002 годы в России начинаются активные дискуссии и реализации самых разнообразных подходов к экологическому образованию. В начальной школе возник новый курс “Окружающий мир”, состоящий из двух частей: “Естествознания” и “Обществоведения”. В основной школе отдельный курс экологии должен был изучаться в курсах биологии, географии и ОБЖ (Основ безопасности жизни). [ 2 ]
Преподавание экологии, как школьного предмета, стало точным “слепком” с другого школьного предмета - биологии. Экологическое образование не смогло выйти за рамки объяснительно-иллюстративной системы обучения и не смогло стать для учащихся руководством к действию.
Окончательно закрепил отсутствие экологии в школьном обучении документ, вышедший в 2004 году - “Федеральный компонент государственного стандарта общего образования”.[ 3 ] С этого момента экологическое образование, по сути, отсутствует как систематическое знание в школьной практике, а вся сообщаемая школьникам информация является получаемой стихийно, в ходе самостоятельного творчества отдельных учителей и талантливых учащихся.
К огромному сожалению, российским образовательным сообществом идеи и научное наследие академика Владимира Ивановича Вернадского о формировании экологически грамотных личностей подрастающего поколения оказались не достаточным образом изученным. Хотя Вернадский никогда специально не занимался проблемами развития программ школьного образования, его идеи стали основополагающими в организации процесса формирования интеллекта подрастающего поколения. Ибо интеллект может полностью сформироваться лишь при условии целостного восприятия мира, основанного на глубоком изучении основ наук о жизни на Земле.
Обладая высочайшими энциклопедическими знаниями, Вернадский использовал их для того, чтобы сложить целостную картину строения мира и сумел показать ее, опираясь на основные законы природы. Только целостное восприятие мира, основанное на всестороннем и полном изучении происходящих в нем процессов, на основе существующих законов природы, способно создать интеллектуально развитую личность.
А основы формирования личности закладываются уже на школьной скамье. И лишь при правильном сочетании теоретических и практических занятий по усвоению основ мироздания из маленького подрастающего человечка может сформироваться впоследствии целостная творческая личность. И такая личность будет способна самостоятельно думать, самостоятельно воспринимать окружающий мир и самостоятельно создавать интеллектуальный продукт.
Сегодня российская система образования попала в сферу влияния американских специалистов, активно внедряющих в России прикладную модель развития образования. Уже в середине 90-х годов прошлого столетия начался коренной слом существовавшей у нас в стране фундаментальной классической системы образования. К 1998 году под руководством американских советников была разработана “Программа модернизации российского образования”.
В свете данной “Программы” начался ускоренный переход на новую образовательную модель, которая в корне противоречит научным взглядам академика Вернадского. Началось движение в сторону упрощения содержания школьного образования. Из школьной программы были выброшены: знакомство с основными физическими законами, с законами развития Земли, с основами биохимии, с астрономией и так далее. А с 2001 года в нашей стране начался убийственный “эксперимент” по внедрению единого государственного экзамена – ЕГЭ, основанного на тестовых заданиях.
Подобного рода подход резко снизил весь уровень обучения и воспитания в старших классах школы и привел к резкому снижению уровня интеллектуального развития выпускников.
Именно поэтому сегодня, как никогда, оказались востребованными идеи и научное наследие академика Вернадского о целостном и всестороннем изучении мира. И труды Вернадского могут стать важнейшим звеном в изменении всей структуры и внутреннего содержания образования. [ 4 ]
ЛИТЕРАТУРА
профессиональной школы./ Постановление ВС СССР от 12 апреля 1984
года №13-Х1. М.: Политиздат, 1984, 32 с.
2. Скворцов П.М. Возможности экологического образования в условиях
перманентной модернизации образовательной системы. Материалы
научной конференции “Глобальные экологические процессы”. Москва
2 - 4 сентября, 2012 года./М. Изд-во “Academia”, 2012 г., с.403-406.
3.. Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования./ М., 2004, ч.1. 221 с., ч.2. 266 с.
Развитие современной системы образования в России./ ж.Ноосфера,
№3, 2013, с.160-163.