Тезисы доклада на Парламентских слушаниях на тему
«Правовое обеспечение государственной политики
в области экологического развития Российской Федерации»
О нормативно-правовом развитии экологического строительства
в Российской Федерации
Проблема по нахождению разумного баланса между необходимостью экономического освоения территории и снижением ущерба окружающей среде существует во всем цивилизованным мире. И мировой опыт располагает сегодня целым набором проверенных инструментов по минимизации негативного воздействия в строительстве. «Зеленые» стандарты - наиболее эффективный из них. Это комплексный инструмент, который оптимально обеспечивает сокращение общего влияния объекта недвижимости на окружающую среду и человеческое здоровье, что достигается за счёт эффективного использования энергии, воды и других ресурсов, а также сокращения отходов, выбросов и других воздействий на природу.
Одновременно с подготовкой к проведению сочинской олимпиады в нашей стране началось и формирование отечественной нормативно-правовой базы в сфере экологического строительства. Под руководством Минприроды России в 2010 году был создан первый российский «зеленый» стандарт – «Система добровольной экологической сертификации объектов недвижимости - Зеленые стандарты», которая успешно была использована на некоторых олимпийских объектах, а уже в 2012 году - Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».
Сочинский опыт оказался чрезвычайно полезным для понимания того ресурса и возможностей, которые дают строителям «зеленые» стандарты. Но вместе с тем, мы прошли сложный путь от апробации наших документов до их адаптации в соответствии с необходимыми международными требованиями внедренческого уровня.
Тем не менее, говоря о дальнейшем развитии «зеленого» строительства в России, можно констатировать, что практическая реализация планов по экологизации строительной сферы и применению в ней «зеленых» стандартов в настоящее время осуществляется медленными темпами.
К сожалению, пока в нашей стране недостаточно сформирован спрос на «зеленое» строительство. Ситуация на рынке показывает, что вкладывать деньги в экологию и ресурсосбережение подавляющее число застройщиков пока еще не готовы. Очевидно, что представителям бизнеса необходимо четкое понимание экономической эффективности вложения средств во внедрение и применение современных «зеленых» строительных технологий и материалов. Представители строительного бизнеса, да и потребители, в полной мере еще не осознали всех преимуществ использования «зеленых» решений, и в первую очередь, экономических.
Уверен, что сегодня нужно кардинально пересмотреть подходы к нормированию в строительной сфере. Необходимо произвести переход от стратегии снижения расходов на строительство дома к стратегии снижения совокупной стоимости владения им, с учетом всех стадий жизненного цикла.
Применение повышенных экологических требований уже на стадии проектирования позволяет снизить энергоемкость объекта и соответственно уменьшить коммунальные расходы на 40 %. Кроме этого, снижение негативного воздействия на окружающую среду и уровня заболеваемости жителей сегодня также конвертируется в денежный эквивалент.
На мой взгляд, следует также скорректировать кредитно-денежную политику таким образом, что бы у кредитных учреждений появилась возможность широко использовать банковские инструменты для стимулирования инвесторов, вкладывающих средства в «зеленые» строительные проекты.
Вместе с тем, для повышения спроса на «зеленые» дома в среднесрочной перспективе, необходимо уже сегодня разрабатывать и реализовывать программы по формированию экологически ориентированного спроса и повышению экологической грамотности потребителей. Это будет подталкивать и девелоперов и застройщиков к активным действиям по экологизации своей продукции, по созданию современного, экологически безопасного и экономически выгодного жилья.
Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 год» предполагается большое количество мероприятий в различных отраслях экономики, предусматривающих применение «зеленых» стандартов строительства.
Кроме того, государственные компании разрабатывают свои корпоративные «зеленые» стандарты и начинают применять их в своей работе. Примером тому может служить опыт ГК «Олимпстрой», ГК «Автодор», Фонда «Сколково». Считаю, что в ближайшем будущем все компании с государственным участием будут иметь в своих организационных структурах подразделения по экологизации строительства, располагающими соответствующим персоналом и нормативной базой.
Есть сегодня и примеры того, как субъекты Российской Федерации приступили к работе по внедрению «зеленых» стандартов на региональном уровне. Это город Москва, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Московская, Ульяновская и Новосибирская область.
Точками роста «зеленого» строительства являются сегодня индустриальные и технопарки, а также крупные инфраструктурные проекты, такие как «Смарт-Сити Казань» и «Иннополис» в Республике Татарстан. Одним из заметных драйверов в этой области можно с уверенностью назвать Чемпионат мира по футболу 2018 года, при подготовке к которому все стадионы в обязательном порядке должны будут пройти экологическую сертификацию.
Говоря о перспективных возможностях применения в России «зеленых» стандартов и раскрытии всего их потенциала, представляется крайне полезным и экономически эффективным использовать эти инструменты в таких значимых проектах, как проектирование и строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), подготовка к саммитам ШОС и БРИКС,зимней Универсиаде 2019 года, а такжепри освоении Арктики и обеспечении инфраструктурой национальной морской транспортной магистрали «Северный морской путь».
С учетом вышеизложенного, в целях обеспечения благоприятных правовых условий для развития экологического строительства в Российской Федерации представляется необходимым применение на всем жизненном цикле объекта недвижимости «зеленых» стандартов. Для решения данной задачи считаю целесообразным реализацию следующих мер:
Разработать предложения по созданию условий для прохождения на обязательной основе экологической сертификации на соответствие «зеленым» стандартам объектов недвижимости, проектируемых, строящихся, эксплуатируемых и утилизируемых за счет средств госбюджета;
Разработать комплекс стимулирующих мер для хозяйствующих субъектов, в том числе налоговых, по увеличению объема строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации на соответствие «зеленым» стандартам;
Разработать предложения по созданию условий для проведения на обязательной основе экологической сертификации на соответствие «зеленым» стандартам объектов недвижимости при реализации крупных государственных инфраструктурных проектов;
Разработать предложения по обязательному применению «зеленых» стандартов при капитальном строительстве компаниями с государственным участием.
Рашид Исмаилов
Директор НП «Центр зеленых стандартов»,
Член Высшего экологического совета
Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.