Администрация Рыбинского муниципального района
Ярославской области
отдел охраны окружающей среды
Начальник отдела, кандидат биологических наук Конов Владимир Валентинович
152903, Ярославская область, г.Рыбинск, ул.Братьев Орловых, д. 1а.
тел. (4855) 22-25-91, моб. 8-910-816-31-86, e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
О некоторых проблемах реализации полномочий местного самоуправления в области обращения с твердыми бытовыми отходами
Согласно ст.14, 15 и 16 закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» все полномочия по обращению с твердыми бытовыми отходами (сбор, вывоз, утилизация и переработка) возложены на местное самоуправление.
Очевидно, что местное самоуправление не в состоянии эффективно исполнять эти полномочия. В результате проблемы сбора и вывоза бытовых отходов на территории РФ из разряда экологических уже переходят в разряд социальных. Особенно остро эта проблема проявляется в сельской местности, где в конечном итоге оказываются все отходы (или на полигонах или, чаще всего, на несанкционированных свалках). Одной из причин сложившейся ситуации является несовершенство природоохранного законодательства.
Я хочу обратить внимание на один из пробелов в законодательстве.
Как известно, процесс обращения с отходами состоит из нескольких этапов – это сбор, транспортировка, переработка, обезвреживание и утилизация. Первым и самым важным этапом обращения с бытовыми отходами является сбор. Эффективность всех остальных этапов напрямую зависит от эффективности сбора.
Согласно ст.13 закона РФ № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, определяются органами местного самоуправления.
При исполнении органами местного самоуправления этой статьи закона № 89-ФЗ возникают серьезные проблемы:
1. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, имеет юридическую силу на очень ограниченной территории, что значительно снижает возможность его эффективной реализации;
2. Не существует механизма какого-либо контроля за исполнением физическими и юридическими лицами порядка сбора бытовых отходов, принятых на муниципальном уровне. Поэтому физические лица, в результате жизнедеятельности которых образуются бытовые отходы, не несут никакой ответственности за их конечное удаление экологически безопасным способом. Существующее регулирование данного вопроса на федеральном уровне неэффективно.
Если не принять значимые решения, ситуация в области обращения с отходами производства и потребления на территории Российской Федерации будет только осложняться.
Можно предложить несколько вариантов:
1. Порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды определять на региональном уровне и контролировать его исполнение на уровне государственных инспекторов;
2. Оставить принятие порядка сбора отходов на муниципальном уровне и обязательно разработать механизм контроля на муниципальном уровне.