Приложение
Предложения
к рекомендациям парламентских слушаний на тему "Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития
Российской Федерации"
В целях решения задач, обозначенных в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, и Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации, необходимо осуществить совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления по следующим направлениям.
1. Решение проблем установления норм накопления твердых бытовых отходов (далее – ТБО).
Обеспечение необходимого санитарно-эпидемиологического состояния территории субъектов Российской Федерации, организация эффективной работы по санитарной очистке невозможны без определения норм накопления ТБО.
В настоящее время Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не содержит определение понятия "нормы накопления отходов", и, соответственно, не определяет порядок их утверждения, а также орган, уполномоченный их утверждать.
Пунктом 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что органами местного самоуправления утверждаются нормы накопления ТБО. Однако согласно сложившейся практике арбитражных судов, большинство нормативных правовых актов органов местного самоуправления признаются не соответствующими действующему законодательству.
Предлагаем внести изменения в статью 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми к полномочиям субъекта Российской Федерации следует отнести утверждение норм накопления твердых бытовых отходов.
2. Решение проблем взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления.
На основании статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за размещение отходов взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности права размещать отходы в пределах допустимых нормативов. Плата определяется в целях возмещения ущерба окружающей среде и затрат на ее охрану и восстановление.
Плата за размещение отходов взимается с лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых отходы образуются, т.е. собственников отходов.
Однако, в результате сложившейся судебной практики, в том числе на территории Омской области, организации, не оказывающие услуги по размещению отходов, освобождаются от обязанности внесения платы. Данная обязанность возлагается на специализированные организации (владельцев, арендаторов полигонов), что влечет, соответственно, увеличение размеров тарифов на данные услуги, а также уменьшение поступлений от платы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Так, в общей структуре платы за негативное воздействие на окружающую среду плата за размещение отходов в 2011 году составила около 86%, в 2012 году – около 71 %. Прогноз 2013 года определен на уровне 62 %.
В дальнейшем потери консолидированного бюджета Омской области могут составить до трети от общего объема собираемых платежей за размещение отходов (в денежном выражении это от 20 до 30 миллионов рублей в год).
По нашему мнению, данная ситуация обусловлена наличием норм права, допускающих их неоднозначное толкование.
Необходимо внести изменения в статью 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", конкретизирующие обязанности по взиманию платы за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
3. Разграничение полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления.
До настоящего времени в законодательстве Российской Федерации установлено нерациональное распределение полномочий в области регулирования деятельности по обращению с отходами между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Статьей 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьями 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Практика правоприменения показала, что органы местного самоуправления не способны обеспечить полноценное исполнение возложенных полномочий по обращению с отходами. Объективными причинами сложившейся ситуации являются: недостаточность финансовых средств для реализации полномочий, ограниченные возможности по привлечению инвестиций, а также межмуниципальный характер решений по выбору способа утилизации образующихся отходов.
Предлагаем внести изменения в действующее законодательство в части отнесения:
1) к полномочиям субъектов Российской Федерации – организации межмуниципальной деятельности по использованию (утилизации), обезвреживанию и захоронению отходов производства и потребления;
2) к полномочиям органов местного самоуправления – организации сбора и транспортирования отходов производства и потребления, а также организации деятельности по использованию (утилизации), обезвреживанию и захоронению отходов производства и потребления на территории муниципальных образований.