Тезисы рекомендаций к Парламентским слушаниям на тему: «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации»
Об исключении в законопроектах административных барьеров и излишних финансовых обременении для деятельности ТЭК (на примере отдельных проектов федеральных законов).
1. Проект федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет механизм взимания утилизационных сборов без учета затрат нефтегазовых компаний на утилизацию нефтесодержащих отходов и тех затрат, которые нефтегазовые компании уже вкладывают в применение новейших методов комплексной переработки нефтесодержащих отходов.
В связи с этим предлагается в законопроекте № 584399-5:
2. Проект федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает обязанность по проведению экологического аудита не только после реализации проектов восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, в целях независимого подтверждения факта выполненных работ, но и при их разработке (ч.3 ст.5 законопроекте).
Данная норма является излишней, поскольку природовосстановительные работы требуют оперативного реагирования в целях недопущения распространения загрязнения и должны проводиться в возможно короткие сроки. Требование законопроекта о проведении обязательного экологического аудита проектной документации на такие работы отложит сроки начала и завершения самих работ.
Предлагается в законопроекте «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключить из законопроекта требования о необходимости проведения экологического аудита на этапе разработки проектной документации и предусмотреть его проведение только для целей проверки факта выполненных работ в целях подтверждения восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
При принятии планов и программ в области комплексного развития континентального шельфа - развитие нормативно-правовой базы в рамках принятых изменений законодательства о континентальном шельфе, о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне, внесенных:
Федеральным законом от 30.12.2012 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
Федеральным законом от 07.05.2013 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Водный кодекс Российской Федерации».
Предлагается:
определить в законодательстве параметры финансового обеспечения при страховании гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде для объектов морской нефтегазодобычи;
исключить План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов из числа объектов Государственной экологической экспертизы (статья 22.2 ФЗ № 187–ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» );
определить процедуру и порядок компенсации ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам в результате строительства, реконструкции и эксплуатации в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, прилежащей зоне и прибрежных районах РФ сооружений, установок и других инфраструктурных объектов по добыче, переработке, хранению и транспортировке углеводородов сырья.
закрепить в законодательстве Российской Федерации правовое регулирование практики применения «нулевого сброса» загрязняющих веществ в области обращения с отходами и при сбросе сточных вод на шельфе арктических морей, в том числе, с учетом мировой практики правового регулирования обращения с отходами бурения на море.
закрепить в законодательстве Российской Федерации требования, направленные на создание и развитие инфраструктуры для освоения шельфа (портово-транспортные объекты, энергоснабжение, связь, навигационное, гидрометеорологическое и аварийно-спасательное обеспечение).