Тезисы доклада Ответственного секретаря Комиссии
Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г.Э.Орджоникидзе на парламентских слушаниях на тему: «Правовое обеспечение государственной политики в области экологического развития Российской Федерации»
Российская Федерация является участницей одной из старейших программ ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ), созданной в 1971 г. На сегодняшний день Программа МАБ в основном сосредоточена на деятельности Всемирной сети биосферных резерватов.
Биосферные резерваты представляют собой участки наземных или прибрежных экосистем, получившие международное признание и предназначенные для того, чтобы способствовать оптимальным взаимоотношениям человека и природы.
При этом принципиальное отличие биосферных резерватов от других категорий ООПТ состоит не только в их функциях, предполагающих обязательное сотрудничество с местным населением, но и в наличии четкой схемы зонирования, в идеале включающей в себя три компонента:
На сегодняшний день во Всемирную сеть входит 621 биосферный резерват в 117 странах, 41 из которых расположен на территории Российской Федерации.
Критерии создания и функционирования биосферных резерватов определены в Севильской стратегии, разработанной в 1995 г.
В 2008 г. по итогам 3-го Всемирного конгресса по биосферным резерватам был принят Мадридский план действий на период до 2013 г. Благодаря унифицированным индикаторам этот план позволяет оценить реальные достижения каждого биосферного резервата. В текущем году должны быть подведены итоги выполнения Мадридского плана, в том числе в части, касающейся соответствия каждого биосферного резервата утвержденным в Севильской стратегии критериям. В этой связи может последовать определенное сокращение числа биосферных резерватов ЮНЕСКО, в том числе и в нашей стране.
В ходе состоявшейся в мае 2013 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 25-й сессии руководящего органа Программы МАБ – Международного координационного совета – была одобрена т.н. «стратегия выхода» биосферных резерватов из Всемирной сети, состоящая из трех этапов и разработанная для исключения объектов, которые, в частности, не отвечают критериям Севильской стратегии.
Считаю важным отметить, что для выполнения биосферными резерватами своих функций и задач, особенно, в области международного сотрудничества, необходимо обеспечить соответствующую законодательную поддержку. Для определения оптимального механизма решения этой проблемы Российский комитет МАБ, возглавляемый академиком Ю.Ю.Дгебуадзе, предлагает организовать рабочее совещание с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей Минприроды России (письма Ю.Ю.Дгебуадзе в адрес заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Р.Р.Гизатулина от 8 апреля с.г., 22 июля с.г., 30 сентября с.г.).
При этом важно иметь в виду, что выработанный в результате таких консультаций механизм законодательной поддержки можно было бы распространить и на другие природные территории, получившие международное признание, такие как, например, Рамсарские водно-болотные угодья.
В пользу введения понятия биосферного резервата в национальное законодательство говорит также успешный опыт других стран, в том числе Белоруссии, которая приняла специальный закон о деятельности биосферных резерватов, что сейчас в значительной степени способствует развитию ее трансграничного сотрудничества с другими государствами.
Трансграничное сотрудничество на сегодняшний день является приоритетным направлением глобальной природоохранной и эколого-просветительской деятельности.
В своем выступлении на состоявшемся в ноябре прошлого года заседании Совета Безопасности Российской Федерации важность развития международного сотрудничества в области экологии и грамотного использования механизмов такого сотрудничества, в том числе, когда речь идет об экологических проблемах трансграничного характера, подчеркнул и Президент В.В.Путин.
При самой протяженной в мире границе, Российская Федерация на сегодняшний день не имеет ни одного зарегистрированного в ЮНЕСКО трансграничного биосферного резервата (ТБР).
Тем не менее, в нашей стране есть все предпосылки для создания трансграничных биосферных резерватов, в частности, речь идет о ТБР на границе с Китаем и Монголией (в Забайкалье), с Китаем, Монголией и Казахстаном (Алтай), с Белоруссией и Украиной (Неруссо-Деснянское Полесье). Кроме того, в этом году подготовлена заявка на создание в нашей стране 42-го БР – Дагестанского, который в перспективе сможет наладить успешное трансграничное сотрудничество с особо охраняемыми природными территориями Азербайджана. Повторюсь, что на сегодняшний день, при отсутствии законодательной поддержки, это представляется если не невозможным, то крайне затруднительным.
На наш взгляд, необходимо шире использовать потенциал Программы МАБ в нашей стране, которая, как я уже упоминал, имеет достаточно обширную сеть биосферных резерватов (41) и является участницей двух региональных сетей – Европейской и Восточно-Азиатской.
При этом в России заинтересованность регионов в активном участии в Программе МАБ весьма высока. В 2007 г. в г. Ханты-Мансийске состоялась Всероссийская конференция "Биосферные резерваты России в XXI веке. Вклад в устойчивое развитие и сохранение биологического и этнокультурного разнообразия России в контексте глобальных изменений". В 2010 г.в природном парке «Смоленское поозерье», входящим во Всемирную сеть БР ЮНЕСКО, состоялся семинар для стран СНГ и Балтии, посвященный проблеме национальных законодательств в области биосферных резерватов.
В 2014 г. в Республике Алтай планируется проведение крупного международного мероприятия – Конгресса по биосферным резерватам, посвященного, в том числе обмену лучшими практиками в области создания и управления биосферными резерватами, а также в области соответствующих национальных законодательств.
Для справки: в 2009 г. директору Большого Волжско-Камского БР Ю.А.Горшкову присуждена премия имени Мишеля Батисса за успехи в управлении комплексными биосферными резерватами;
В 2011 г. премию МАБ для молодых ученых получила сотрудница Центрально-Лесного БР Мария Пукинская;
В 2012 г. премию МАБ для молодых ученых получила сотрудница Кенозерского БР Александра Шатковская.
В свете вышеизложенного предлагаю включить в итоговые рекомендации слушаний следующие пункты:
1. проведение рабочей встречи с участием представителей Минприроды России и создание рабочей группы по определению механизма законодательной поддержки биосферных резерватов;
2. проведение в Республике Алтай Международного конгресса по биосферным резерватам.