Приложение к письму от ________№________
Материалы к парламентским слушаниям, проводимым Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 06.02.2014, по вопросам правового обеспечения государственной политики в области экологического развития Российской Федерации
В области государственного земельного надзора
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельхозиспользования на землях населенных пунктов.
Полномочия Россельхознадзора по осуществлению государственного земельного надзора определены п.5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689.
С 2008 года в сфере государственного земельного надзора осуществлено 233,6 тысяч проверок на площади более284,87млн. га (70,7% от поднадзорной площади). Выявлено120,7 тысячнарушений на площади 23,0млн. га. Привлечено к административной ответственности более 94,0 тысяч виновных лиц. Сумма наложенных штрафов составила более 409,5млн. руб., взыскано более304,0млн. руб. или74,2%от общей суммы наложенных штрафов.
Важным показателем эффективности осуществления Россельхознадзором государственного земельного надзора является работа по возмещению вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, с последующим приведением земель в состояние, пригодное к сельхозпроизводству.
За 2012–2013 годы выявлено более 3,7 тысяч случаев нарушения земельного законодательства с нанесением вреда почвам как объекту охраны окружающей среды на площади 19,0 тыс. га, расчетная сумма причиненного ущерба составила 19,6 млрд. рублей, из которых:
– в добровольном порядке возмещено 4,41 млрд. рублей;
– судами удовлетворены исковые заявлении на возмещение вреда на общую сумму 3,36 млрд. рублей;
– отказано судами в удовлетворении исков на сумму 523,3 млн. рублей;
– ряд материалов дел для подачи исковых заявлений в суд на возмещение вреда на сумму 11,3 млрд. рублей находится в работе.
Основные виды нарушений, связанные с нанесением вреда почвам, – это уничтожение плодородного слоя почвы в результате разлива нефтепродуктов, несанкционированное обращение с пестицидами и агрохимикатами, перекрытие поверхности почвы различными объектами, разработка карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых (песок, щебень, глина и т.п.), снятие и перемещение плодородного слоя почвы, а также несанкционированное размещение отходов производства и потребления.
Наибольшие суммы возмещенного в судебном порядке вреда отмечены в Камчатском крае (115,4 млн. рублей, взыскано с ОАО «Сибтрубопроводстрой»), в Удмуртской Республике (34,5 млн. рублей).
Таким образом, размер вреда, нанесенного почве противоправной деятельностью, исчисляется колоссальными суммами. Работа Россельхознадзора по возмещению вреда направлена на воспитание граждан справедливому отношению к земле как природному ресурсу, а также направлена на то, что ущерб, причиненной земле, не должен оставаться безнаказанным, поскольку 1 см плодородного слоя может формироваться до 100 лет, а уничтожить его можно в считанные минуты.
Несомненно, важным результатом деятельности Россельхознадзора как цели должного использования земель является вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот. Так, за 2008–2013 годы в результате исполнения выданных предписаний об устранении нарушений вовлечено в сельскохозяйственный оборот более 5,56 млн. га земель сельскохозяйственного назначения.
Надзор за использованием земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами на территории Российской Федерации является важным направлением. Зачастую земли, находящиеся в «руках» иностранных граждан, используются варварским способом: захламляются отходами производства; плодородный слой перемешивается с полиэтиленовой пленкой, а также снимается при строительстве хозяйственных сооружений; применяются пестициды, не имеющие государственной регистрации на территории Российской Федерации, или с нарушением регламентов их применения; не соблюдаются технологии проведения гидропланировки чеков для подготовки оросительных систем к посеву риса. В результате такого использования земли сельхозназначения требуют значительных как временных, так и финансовых затрат на восстановление их плодородных качеств или надолго, или навсегда выбывают из сельхозпроизводства. С 2008 года выявлено более 1,1 тыс. правонарушений, совершенных иностранными гражданами на общей площади около 24,0 тыс. га. Наибольшее число недобросовестных иностранных собственников и арендаторов земельных участков зафиксировано в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Но уже в 2013 году такие собственники и арендаторы зафиксированы в Московской и Ленинградской областях, Краснодарском крае, Астраханской области, Саратовской и Челябинской областях.
Одним из нарушений, наносящим вред окружающей среде и влекущим исключение площадей земель сельскохозяйственного назначения из оборота, является разработка карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Согласно Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) на глубину до пяти метров. Однако, зачастую такая деятельность приобретает угрожающие масштабы. С 2012 года на территории страны было выявлено 609 несанкционированных карьеров общей площадью 1,4 тыс. га. На нарушителей наложены штрафы на общую сумму 7,9 млн. рублей.
Несомненно, разработка карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых имеет большое значение в условиях сегодняшней России: расширяются крупные города, строятся объекты инфраструктуры, дороги, спортивные сооружения. Для обеспечения потребностей в строительстве необходимы песок, гравий, щебень. Однако, разработку карьеров необходимо вести санкционировано, имея соответствующую лицензию на добычу. И, конечно, добыча общераспространенных полезных ископаемых не должна организовываться на таких ценных земельных участках, как сельскохозяйственные угодья, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения, целевое использование которых должно быть связано только с сельскохозяйственным производством.
Ежегодное снижение плодородия и загрязнение земель – это мировая тенденция, следствие нерационального интенсивного земледелия, поэтому контроль за сохранением плодородия почв, а также за своевременным выявлением загрязнения земель опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами является одной из важных задач Россельхознадзора. В период с 2009-2013 годы всего отобрано Россельхознадзором и проанализировано на агрохимические показатели более 74 тыс. почвенных образцов, на химико-токсикологические показатели – 73 тыс. образцов (это такие показатели, как остаточное количество пестицидов, соли тяжелых металлов, мышьяк, нефтепродукты, радионуклиды, нитраты, микробиология (бактерии группы кишечной палочки), снижение плодородия выявлено в 6,3 тысячах случаев на площади 76,7 тыс. га, а загрязнение – в 9,3 тысячах случаев на площади 49 тыс. га. Работу по выявлению загрязнения почв и контроль за сохранением плодородия почв территориальные управления Россельхознадзора проводят совместно с подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Любая деятельность может привести к снижению плодородия почв, их деградации и, как следствие, потере плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому контроль за сохранением плодородия почв, а также за своевременным выявлением загрязнения земель опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами направлен на своевременное выявление и пресечение негативного воздействия хозяйственной деятельности граждан (организаций) на землю. Нерациональное производство и потребление, отсутствие передовых технологий по утилизации отходов дали предпосылки к накоплению большого количества упаковочного материала, биологических и производственных отходов, что привело к увеличению количества стихийных несанкционированных свалок, в том числе и на землях сельскохозяйственного назначения. А свалки, в свою очередь, создают угрозу порчи земель. Так, за 2012–2013 годы Россельхознадзором выявленоболее 7 тыс. свалок, мест захламления отходами производства и потребления на площади около 12,5 тыс. га. По каждому выявленному факту захламления помимо штрафа нарушителю выдается предписание об устранении нарушения. В результате исполнения предписаний, выданных территориальными управлениями Россельхознадзора за указанный период, было ликвидировано более 6,5 тыс. свалок, площадь вовлеченных в сельскохозяйственный оборот земель составила около 8 тыс. га.
Вместе с тем, для эффективного осуществления контрольно-надзорных полномочий необходимо совершенствование земельного законодательства, существуют проблемы нормативно-правового регулирования в области государственного земельного надзора:
1. До вступления в силу изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 28.12.2009 № 380-ФЗ с 01.04.2010, Россельхознадзор в рамках своих полномочий осуществлял государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства в части использования земель по целевому назначению. Однако, с принятием указанного федерального закона такие функции возложены только на Росреестр. Но, как показал анализ деятельности территориальных управлений Россельхознадзора, до 63% всех выявленных нарушений земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения приходятся на статью 8.8 КоАП РФ.
В связи с этим, в целях обеспечения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и расширения вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственное производство, необходимо закрепить указанные функции за Россельхознадзором.
С 2010 года Россельхознадзор ведет активную работу с Минсельхозом России по внесению изменений в КоАП РФ в части закрепления за Россельхознадзором как органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 8.8 КоАП РФ в части земель сельскохозяйственного назначения (использование земельных участков не по целевому назначению).
С учетом такой работы был подготовлен законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий наделение органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях по части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Проект федерального закона принят в первом чтении Государственной Думой.
2. Россельхознадзором совместно с Минсельхозом России также ведется работа по внесению изменений в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в части наделения полномочиями Россельхознадзора в области мелиорации земель.
Эти изменения обусловлены следующим.
Ни в одном из положений о федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор в соответствие с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 №689 (далее - Положение о контроле), не закреплены полномочия в области мелиорации земель.
Таким органом целесообразно определить Россельхознадзор ввиду того, что он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли.
Вместе с тем, Россельхознадзором ведется работа по выявлению административных правонарушений на мелиорируемых землях при осуществлении государственного земельного надзора.
В настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации, учитывающий указанные изменения, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направлен в Минэкономразвития России.
3. Не внесены дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 450 «Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части, касающихся земельных участков сельскохозяйственного использования как в составе земель населённых пунктов.
В настоящее время в соответствии с указанным Положением Минсельхоз России осуществляет функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений в части, касающихся только земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, и отсутствие в КоАП РФ полномочий органов, осуществляющих государственный надзор за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, совершенных в отношении земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, также создает трудности по привлечению нарушителей к административной ответственности за совершение правонарушений на таких земельных участках.
4. В соответствии с подпункта а) пункта 5 Положения о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689, Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли. Однако, в настоящее время отсутствует утверждённый на федеральном уровне перечень указанных мероприятий, что осложняет эффективное осуществление Россельхознадзором государственного земельного надзора, в частности реализация части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одними из основных задач государственной политики в области экологического развития Российской Федерации являются совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности, направленное на сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, сохранение генетических ресурсов растений.
В настоящее время в сфере обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности сложилась следующая ситуация.
При ввозе на территорию страны продукции растительного происхождения, в т.ч. семенного и посадочного материала, отсутствуют:
– четкие специфические карантинные фитосанитарные требования в отношении конкретной продукции,
– система информирования запретов или ограничений на импорт продукции.
При этом мировой практикой (США, Канада, Австрия) предусмотрено наличие разрешительной системы на ввоз в страну подкарантинной продукции.
Право каждой страны выдавать разрешения на импорт закреплено положениями Международной конвенции по карантину и защите растений и международных стандартов по фитосанитарным мерам, являющихся стандартами, руководствами и рекомендациями, признанными за основу фитосанитарных мер, применяемых членами Всемирной торговой организации в рамках Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер. В частности, такое право закреплено ISPM № 20 «Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта».
Указанная система в ходе переговорного процесса по вступлению России в ВТО была признана полностью соответствующей международному законодательству в области применения санитарных и фитосанитарных мер.
Прослеживание перемещения по территории страны импортной продукции невозможно.
Свободно перемещается импортный семенной и посадочный материал, картофель – которые являются наиболее опасными в фитосанитарном отношении.
Соответственно в настоящее время невозможно отслеживание путей распространения карантинных объектов, и, следовательно, применение эффективных мер по предотвращению заноса карантинных объектов или их ликвидации. В связи с чем, существует значительный риск заноса на территорию России и распространения по ее территории карантинных объектов, что в свою очередь нанесет значительный ущерб экономической, экологической и продовольственной безопасности страны, а также приведет к снижению экспортного потенциала страны.
По оценкам Российской академии сельскохозяйственных наук возможный совокупный ущерб от проникновения и распространения карантинных объектов по территории страны объектов с посадочным материалом составит от 400 млн. до 681 млрд. рублей.
Ежегодный экспорт зерна составляет более 19 млн. тонн, лесопродукции около 54 млн. м3.
Исключена практика применения Международных стандартов в качестве актов прямого действия в области карантина растений (поручения В.А.Зубкова и В.В.Путина).
В связи с вступлением России в ВТО указанное приведет к невозможности использования и соблюдения базовых принципов ВТО, а также базового соглашения по СФС мерам, т.к. Российская Федерация не сможет обеспечивать принцип эквивалентности к экспортируемой продукции в связи с невозможностью применения к ней норм, установленных положениями Международных стандартов, что поставит в неравные условия российскую продукцию при ее экспорте перед импортной продукцией, так как к ней в странах-импортерах будут применяться все требования Международных стандартов.
Международные стандарты разрабатываются для унификации и выработки единого подхода при международной торговли.
Например, Международным стандартом по фитосанитарным мерам № 20 «Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта» закреплено право выдавать разрешения на импорт растительной продукции, в России такая система отменена, таким образом российская продукция экспортируется на основании разрешений, а импортируется продукция в Россию без каких-либо разрешений на ввоз на территорию страны. разрешений.оссию без каких-либо разрешений на ввоз на территорию страны разрешений. я на основании разрешен
Рядом зарубежных стран введены фитосанитарные меры, предусмотренные Международным стандартом по фитосанитарным мерам №15 «Руководство по регулированию древесных упаковочных материалов в международной торговле», в связи с невозможностью применения Россией указанного стандарта в Российскую Федерацию поступило свыше 1400 нотификаций о нарушениях фитосанитарных требований стран-импортеров в древесном упаковочном и крепежном материале, экспортируемом из Российской Федерации.
Штрафные санкции за нарушения требований российского законодательства в сфере карантина растений являются весьма низкими и не соизмеримы с ущербом, причиняемым вследствие распространения карантинных объектов.
По данным ФГБУ «ВНИИКР» за последние 5 лет существовала реальная угроза проникновения на территорию страны как минимум 22 карантинных объектов, при этом экономический ущерб от их акклиматизации составил бы более 2 триллионов рублей.
Статьями КОАП РФ за нарушения в указанной сфере предусмотрено наложение административного штрафа от 300 рублей до 10 тысяч рублей.
Ежегодно по статьям 10,1; 10,2; 10.3КОАПа выявляется более 34,5 тыс. случаев нарушений, при этом сумма наложенных штрафов составила около 43 млн.руб. ( 1 390 тыс.долларов).
При этом, согласно закона Канады «О защите (карантине) растений» за нарушение правил и норм обеспечения карантина растений предусмотрена уголовная ответственность путем лишения свободы до 6 месяцев, а в отдельных случаях до 2-х лет, а административное наказание – от 250 тыс.долларов.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении подкарантинных объектов возможно только 1 раз в 3 (три) года.
Что в итоге может привести:
- к несоблюдению Российской Федерацией своих обязательств в области карантина растений, взятых в соответствии с Международной конвенцией по карантину и защите растений, и 23 международным договорам в области карантина;
- к невозможности применения срочных мер по предупреждению проникновения на территорию России карантинных организмов, усилению карантинного фитосанитарного контроля, что в свою очередь может обрушить возрождающееся сельское хозяйство страны, лесную отрасль, привести к экологической катастрофе.
В целях обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо создание четкой системы карантинного фитосанитарного контроля на всех этапах оборота продукции растительного происхождения с элементами разрешительной системы на ввоз в страну продукции растительного происхождения, прослеживания ее перемещения по территории страны и принятия мер при ее обороте.
В области надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами сложилась следующая ситуация:
– Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
– Росприроднадзор – федеральный государственный экологический надзор;
– Минсельхоз России осуществляет государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
– Россельхознадзор – надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами только в пределах полномочий ветеринарного надзора.
В этих рамках Россельхознадзор вправе осуществлять контроль в этой области только при применении пестицидов в борьбе с внешними паразитами животных, дератизации животноводческих помещений (борьба с крысами и мышевидными грызунами, а также контроль кормов).
Таким образом, выпал целый блок функций в области надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами:
– надзор за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, правил и норм при их хранении;
– надзор за пресечением применения контрафактных, фальсифицированных, запрещенных к применению, не имеющих государственной регистрации, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов;
– контроль ввозимых на территорию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов и контроль за безопасностью пищевой продукции растительного происхождения (в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов).
Некоторые химические средства защиты растений в процессе длительного и бесконтрольного хранения могут образовывать более опасные химические соединения (в частности дитиокарбонаты), которые в процессе разложения приобретают характеристики по степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека аналогичные боевым отравляющим веществам.
Считаем, что в области надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами должна быть единая система контроля в целом от производства, применения и до безопасности готовой продукции.
В целях преодоления опасной ситуации ежегодно Россельхознадзор осуществлял около 30 тысяч проверок в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Выявлял около 10 тысяч, то есть 30% нарушений в этой области. Общая сумма ежегодных наложенных административных наказаний (штрафов) по статьям 8.3; 19.5; 20.25 КоАП РФ составляла до 25-30 миллионов рублей, устранялось в среднем 7,5 тысяч нарушений. Ежегодно Россельхознадзором проверялось около 12 -15 млн. тонн пищевой продукции растительного происхождения.
Положение в отечественном семеноводстве сельскохозяйственных растений в Российской Федерации также вызывает большую тревогу.
За последнее время активизировалась деятельность зарубежных компаний, направленная на ввоз и реализацию в Российской Федерации генетически модифицированных семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений. Допущенных к использованию (Госреестр), и ввоз которых в Россию статьей 33 Федерального закона «О семеноводстве» запрещён.
В Госреестре отсутствуют генетически модифицированные сорта сельхозрастений, поэтому они не подлежат ввозу в Россию и коммерческому использованию в стране.
Госреестр ежегодно формирует ФГБУ «Государственная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений» (Госсорткомиссия), находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Указанный Госреестр содержит 15154 зарегистрированных сорта (гибрида).
Ввоз и оборот в Российской Федерации импортных сортов и гибридов, не включенных в Госреестр, в свою очередь повышает риск производства и реализации некачественных, нерайонированных и фальсифицированных семян и посадочного материала, неизвестного происхождения, без документов на сортовые и посевные качества.
Указанное может привести к проникновению на поля страны, садовые и огородные участки в значительных объемах семян и посадочного материала импортных, не адаптированных к российским условиям сортов и гибридов растений, а также генетически модифицированных сортов и некондиционных семян. И как результат, неминуемо приведет к деградации естественных экологических систем, изменению и уничтожению генетического фонда растений, что в свою очередь будет способствовать снижению урожайности сельскохозяйственных культур и уровня экологической и продовольственной безопасности страны.
Информация о пестицидной нагрузке при производстве трансгенных растений
По информации российских учёных (А.С.Баранов, 2008), создание устойчивых к гербицидам сортов ГМ-растений увеличивает расходы химикатов и обостряет проблему химического загрязнения окружающей среды, а также приводит к уменьшению численности полезных насекомых.
Так, в период с 1998г. по 2006г. посевные площади под трансгенными растениями в мире увеличились с 27,8 до 100 млн. га, при этом объёмы продаж «Раундапа», выпускаемого транснациональной компанией «Монсанто», увеличились более чем в 7 раз.
В Аргентине, которая активно выращивает гербицидоустойчивые культуры, по сравнению с 1992 г. использование глифосата возросло в 60 раз (с 1 млн. до 60 млн. литров за сезон).
В США за 16-летний период выращивания трансгенных культур применение пестицидов возросло на 183 тыс. тонн, при этом использование гербицидов выросло на 239 тыс. тонн, а инсектицидов снизилось на 56 тыс. тонн.
Сорняки и вредители за 16 лет, прошедших с начала выращивания ГМ-культур, сумели выработать резистентность к гербицидам и токсинам, что привело к появлению «суперсорняков» и «супервредителей».
Исследования американских ученых доказали, что создание устойчивых к гербицидам сортов ГМ-растений только увеличивает расходы химикатов и обостряет проблему химического загрязнения окружающей среды.
Американские ученые отмечают, что устойчивость сорняков стала серьёзной проблемой для многих фермеров, возделывающих трансгенные культуры, и многим из них приходится ежегодно увеличивать внесение гербицидов на 25 %.
В настоящее время некоммерческая организация «Российский Зерновой Союз» (президент Злочевский А.Л.) активизировала деятельность по разработке и продвижению нормативных документов по обращению генетически модифицированных растений и продукции на территории Российской Федерации и Таможенного союза, и в этих целях разработала проект соглашения по этому вопросу.
Следует учитывать, что в случае внедрения в России генетически модифицированных сортов сельскохозяйственных растений, сельхозтоваропроизводители попадают в полную экономическую зависимость от компании – поставщика таких семян, так как эти семена не дают жизнеспособного потомства во втором поколении и покупать их придется ежегодно по ценам, устанавливаемым компанией.
Вопрос государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов является весьма актуальным.
Отношения при осуществлении генно-инженерной деятельности регулируются Федеральным законом от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».
Статьей 7 указанного Закона установлены требования к системе безопасности в области генно-инженерной деятельности.
Вместе с тем, указанной статьей, по мнению Россельхознадзора, недостаточно урегулированы все аспекты генетической безопасности, в частности вопросы безопасности генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО), предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы – трансгенных растений и животных.
Актуальность указанного вопроса обусловлена принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2013 № 839 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы».
При бесконтрольном или случайном выпуске ГМО возникает риск негативного воздействия их на окружающую среду, что может отрицательно сказаться на её биоразнообразии и культивируемых человеком растениях и животных.
В связи с чем, необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», законодательно закрепив полномочия и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере контроля и надзора в области обеспечения генетической безопасности. При этом надлежит законодательно установить требования к введению в окружающую природную среду генно-инженерно-модифицированных организмов, к их оборотоспособности: производству, хранению, импорту-экспорту, транспортировке и реализации, обязать производителей и распространителей генетически модифицированных продуктов информировать потребителей о наличии в них ГМО путём нанесения на упаковочный материал соответствующей маркировки.
Следует внести дополнения в статью 30 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», устанавливающие, что оборот партий семян сельскохозяйственных растений осуществляется при наличии документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, при условии, что сорта (гибриды) семян сельскохозяйственных растений включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
До присоединения Российской Федерации к ВТО Россельхознадзор оформлял разрешения на ввоз кормов растительного происхождения и осуществлял контроль при ввозе кормов растительного происхождения (в т.ч. на предмет наличия зарегистрированных и незарегистрированных линий ГМО).
При этом, в рамках контроля за ввозом указанной продукции выявлено, что в 2011 году в Российскую Федерацию было ввезено 575 488 тонн кормов для животных растительного происхождения, из которых 405 720 тонн или 70 % – ГМО-содержащие, за 8 месяцев 2012 года ввезено 581 365 тонн таких кормов, из которых 217 066 тонн или 37 % – ГМО-содержащие корма.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)», которое вступило в силу после присоединения России к ВТО, в отношении предназначенных для Российской Федерации кормов растительного происхождения, в том числе и содержащих ГМО, таких как соевый шрот и кукуруза фуражная, ветеринарный контроль не осуществляется.
При ввозе указанной продукции на территорию Республики Казахстан и Республики Беларусь ветеринарный контроль осуществляется.
Учитывая потенциальную опасность ГМО-содержащей продукции, считаем необходимым осуществлять государственный контроль при ввозе кормов и кормовых добавок растительного происхождения на территорию Российской Федерации, а функции по осуществлению такого контроля возложить на Россельхознадзор.
Кроме того, в целях решения перечисленных проблем и защиты отечественного семеноводства необходимо совершенствование российского законодательства в этой сфере и, в первую очередь, следует:
– внести изменения в статью 33 Федерального закона «О семеноводстве», включив в нее положение, устанавливающее, что при обнаружении на территории Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, неизвестного происхождения, семян сортов, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, они подлежат уничтожению владельцем таких семян по предписанию (постановлению) должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в области семеноводства сельскохозяйственных растений;
– внести изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части введения принципа внезапности проверок, а также исключение положения о проведении плановой проверки один раз в три года;
– принять постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений» взамен устаревшего постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. № 1200;
– утвердить Административный регламент исполнения Россельхознадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений;
– предусмотреть кратное повышение размеров административной ответственности за нарушения требований российского законодательства в области семеноводства, а также установить уголовную ответственность лиц за ввоз в Российскую Федерацию и оборот фальсифицированных семян сельскохозяйственных растений, без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, семян неизвестного происхождения.
Предусмотренная в настоящее время статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность юридических лиц в виде штрафа за нарушение законодательства в области семеноводства сельскохозяйственных растений составляет от пяти до десяти тысяч рублей, должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей, граждан – от трёхсот до пятисот рублей - является недостаточной, так как не предупреждает в должной мере совершение новых административных правонарушений.
Справка
о полномочиях и деятельности Россельхознадзора в области надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами
Применение пестицидов и агрохимикатов является важнейшей составляющей технологии производства продукции растениеводства. В настоящее время в сельскохозяйственном производстве ежегодно применяется 64-65 тысяч тонн средств защиты растений (пестицидов) и более 2,16 миллионов тонн минеральных удобрений. Необходимость применения средств защиты растений и минеральных удобрений, в первую очередь, связано с производством продукции растениеводства и сохранением плодородия почвы.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 19 июля 1997г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (Федеральный закон от 18 июля 2011г. № 242-ФЗ) за Россельхознадзором сохранились функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов и по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами только в пределах полномочий ветеринарного надзора. В этих рамках Россельхознадзор вправе осуществлять контроль в этой области только при применении пестицидов в борьбе с внешними паразитами животных, дератизации животноводческих помещений (борьба с крысами и мышевидными грызунами, а также контроль кормов), Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзора, Росприроднадзор - федеральный государственный экологический надзора.
Государственный надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в области сельского хозяйства в сфере защиты растений и обеспечения плодородия почв, как это осуществлял до 1 августа 2011 года Россельхознадзор, не осуществляется.
До вступления указанных поправок в действие Россельхознадзор эффективно осуществлял государственный надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, являющийся значительной составной частью национальной безопасности и общегосударственной системы обеспечения химической и продовольственной безопасности страны.
Вместе с тем, до 1 августа 2011года Россельхознадзор осуществлял надзор: за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов (дозы внесения, сроки обработок, в том числе до уборки урожая, ограничение применения в личных подсобных хозяйствах, ограничения применения авиационным методом, в зоне рыбохозяйственных водоемов), правил и норм при их хранении; за пресечением применения контрафактных, фальсифицированных, запрещенных к применению, не имеющих государственной регистрации, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов; контроль ввозимых на территорию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов и контроль за безопасностью пищевой продукции растительного происхождения (в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов).
В этих целях ранее ежегодно Россельхознадзор осуществлял около 30 тысяч проверок соблюдения юридическими, физическими и должностными лицами законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. При этом выявлялось около 10 тысяч, то есть 30% нарушений в этой области. Общая сумма ежегодных наложенных административных наказаний (штрафов) по статьям 8.3; 19.5; 20.25 КоАП РФ составляла до 25-30 миллионов рублей.
Ежегодно устранялось в среднем 7,5 тысяч нарушений. С целью пресечения незаконных действий лиц, осуществляющих деятельность в области обращения пестицидов и агрохимикатов, территориальными управлениями Россельхознадзора направлялись материалы в органы внутренних дел, прокуратуры, судебной власти, мировым судьям и в территориальные управления Федеральной службы судебных приставов (ежегодно порядка 1,5 тыс. материалов).
При осуществлении контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при хранении пестицидов и агрохимикатов (проверка баз, типовых теплиц, складов), в ходе проверок организаций – производителей пестицидов и агрохимикатов, организаций, занимающихся фасовкой пестицидов и агрохимикатов, юридических и физических лиц, их реализующих, выявлялось до 5 тысяч нарушений, в основном, статей 19, 23 и 3 («Хранение пестицидов и агрохимикатов», «Реализация пестицидов и агрохимикатов», «Оборотоспособность пестицидов и агрохимикатов»).
С целью осуществления контроля соблюдения способов, сроков и норм применения пестицидов и агрохимикатов в сельском, лесном и других хозяйствах, пресечения применения пестицидов в водоохранных зонах, пресечения применения пестицидов авиационным методом в санитарных охранных зонах рыбохозяйственных водоемов, населённых пунктов, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, заповедников, природных национальных парков и заказников, ежегодно проводилось около 10 тысяч проверок. В результате выявлялось свыше 3 тыс. нарушений ст. 22 («Применение пестицидов и агрохимикатов») Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109 – ФЗ, а также пунктов 9.2, 9.5, 9.8, 9.10 и других СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».
Для этих целей Россельхознадзор с 2004 года создал по всей стране сеть аналитических лабораторий, в которых ежегодно проводилось около 14 тысяч исследований, свыше 36 тысяч тонн препаратов с целью подтверждения соответствия партий пестицидов и агрохимикатов.
Россельхознадзором ежегодно предотвращался оборот:
около 3,5 тысяч тонн пестицидов и агрохимикатов, не имеющих государственной регистрации, более 100 тонн контрафактных пестицидов и агрохимикатов;
выявлено 136 несанкционированных захоронений запрещенных к применению, пришедших в негодность или запрещённых к применению пестицидов, в которых находится около 18 тысяч тонн химических веществ, в том числе - особо опасных, относящихся к стойким органическим загрязнителям, ртутьсодержащим и другим. В результате деятельности Россельхознадзора около 3 – 3,5 тыс. тонн таких пестицидов ежегодно вывозилось на полигоны для захоронения.
Спектр оказываемого вредного влияния пестицидов, особенно относящихся к 1 классу опасности, для здоровья человека очень широк: от нарушения жизнедеятельности в виде отравления до более отдалённых проявлений тератогенности, мутагенности, канцерогенности и других. Особенно большие объемы непригодных к применению и устаревших пестицидов накоплены в Алтайском и Приморском краях, в Брянской, Курганской, Амурской и Смоленской областях.
По оценкам специалистов, при длительном хранении некоторые пестициды в значительной степени теряют опасные свойства. Однако это не относится к стойким хлорорганическим соединениям, ртуть- и мышьяксодержащим препаратам. Более того, некоторые пестициды в процессе длительного хранения и разложения могут образовывать метаболиты, являющиеся по степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека более опасными веществами.
Значительное количество пестицидов и агрохимикатов хранятся в складах, находящихся в ветхом или полуразрушенном, аварийном состоянии, а то и просто под открытым небом. Токсичные вещества с дождевыми и талыми водами переносятся в окружающую среду. Это создаёт угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Всего Россельхознадзором установлено более 2 тысяч мест хранения непригодных и запрещенных пестицидов. Значительное количество пестицидов и агрохимикатов хранятся в складах, находящихся в ветхом или полуразрушенном, аварийном состоянии, а то и просто под открытым небом. Токсичные вещества с дождевыми и талыми водами переносятся в окружающую среду. Это создаёт угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
Так, в Алтайском крае на берегу горного озера Телецкое, включённого ЮНЕСКО в список природных объектов всемирного наследия, обнаружены два несанкционированных захоронения ДДТ. В местах рядом с захоронениями, концентрация ДДТ в почве в тысячи раз превышает допустимые нормы.
Санкционированные захоронения в ряде случаев представляют собой не меньшую опасность. Так, на территории Курьинского района Алтайского края расположен полигон, где захоронено более 524 тонн пестицидов. Указанный полигон был законсервирован в 1983 году. На территории Ростовской области находится захоронение 1,5 тысяч тонн запрещённых или непригодных к использованию пестицидов, свезённых из Краснодарского, Ставропольского краев, Калмыкии, Ростовской области по решению Совмина РСФСР № 497-р от 16.04.1976 г. Это захоронение расположено в 30- километровой зоне от г. Ростова-на-Дону, в 1300 м от артезианской скважины, в близости от автомобильной дороги, не ограждено. Имеется свободный доступ для людей и животных. Часть шурфов обвалилась, просматривается нависание верхнего грунтового слоя над пустотами в местах захоронений. В Республике Тыва, в 20 км от г. Кызыл расположен полигон захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов, куда с 1970-1993 гг. в заглубленные траншеи в грунт было захоронено более 1000 тонн токсичных веществ. Меры по ликвидации этих экологически опасных объектов администрациями субъектов Российской Федерации не принимаются.
Непригодные или запрещенные к применению пестициды на территории Российской Федерации имеются почти повсеместно, вне зависимости от степени интенсивности ведения сельского хозяйства
Всего на территории страны выявлено 136 санкционированных и несанкционированных захоронений пришедших в негодность или запрещённых к применению пестицидов, в которых находится 17,5 тысяч тонн химических веществ, в том числе - особо опасных, относящихся к стойким органическим загрязнителям, ртутьсодержащим и другим.
Активная работа территориальных управлений Россельхознадзора в указанной сфере деятельности способствовала принятию в 43 субъектах Российской Федерации местных законодательных актов и программ по утилизации и уничтожению пестицидов, запрещенных или непригодных к применению. В 2010 году наиболее активно эта работа проводилась в следующих субъектах Российской Федерации: Воронежская область- 941,4 т., Саратовская область - 497 т., Краснодарский край - 266,3 т., Смоленская область- 256,6 т., Ставропольский край - 175 т., Тульская область - 143 т., Омская область - 99,1 т., Рязанская область - 97,8 т. Всего вывезено на захоронение и утилизировано в 2010 году более 3,2 тыс. тонн, а за период с 2006 по 2010 гг. вывезено на полигоны и захоронено более 18 тыс. т. таких пестицидов.
На протяжении последних лет относительная стабилизация в сельскохозяйственном производстве способствует росту российского рынка химических средств защиты растений и агрохимикатов, происходит увеличение обработанных пестицидами площадей (до 60 млн. гектаров – самые большие показатели за последние 15 лет).
Принимая во внимание тенденцию планомерного снижения применения химических средств защиты растений в Европе и ужесточающиеся требования к их свойствам, следует ожидать дальнейшего активного продвижения запрещенных в странах Евросоюза веществ на рынок и территорию Российской Федерации, увеличивающих долю контрафактных и фальсифицированных пестицидов, что, безусловно, негативно отразится на состоянии химической и продовольственной безопасности страны.
Часто пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и запрещенные к применению, хранятся на территории сельскохозяйственных предприятий в разрушенных или полуразрушенных складах, что может способствовать их возможному использованию в преступных целях.
Принимая во внимание потенциальную опасность химических средств защиты растений, нельзя исключить возможность их использования преступными элементами для совершения террористических и диверсионных акций.
Известный всем гексоген, используемый террористами, готовится на основе аммиачной селитры, являющейся в обычном виде удобрением. Некоторые хлорорганические, а также ртуть - и мышяксодержащие препараты не теряют свои токсические свойства даже при длительном хранении. Кроме того, некоторые химические средства защиты растений в процессе длительного и бесконтрольного хранения могут образовывать более опасные химические соединения (в частности дитиокарбонаты), которые в процессе разложения приобретают характеристики по степени воздействия на окружающую среду и здоровье человека аналогичные боевым отравляющим веществам.
Федеральной службе безопасности, МВД России, Россельхознадзором постоянно передавались данные о негативных фактах, связанных с хранением и использованием контрафактных, а также непригодных к применению химических средств защиты растений и агрохимикатах, представляющих потенциальную угрозу жизнедеятельности человека и окружающей природной среде.
Ежегодно Россельхознадзором проверялось около 12 -15 млн. тонн пищевой продукции растительного происхождения, в том числе около 80% отечественной продукции и до 20 % импортной продукции на остаточное содержание в ней пестицидов, наличие нитратов и нитритов.
Образцы отечественной продукции отбирались у сельхозтоваропроизводителей в период уборки урожая, хранения и на объектах оптовой торговли, в связи с тем, чтобы установить производителя конкретной партии продукции и принять к нему соответствующие меры.
Выборочная проверка ввозимой на территорию Российской Федерации продукции осуществлялась только в пунктах пропуска через государственную границу и на таможенных терминалах (СВХ), то есть в местах её таможенного оформления, где по сопроводительным документам можно установить её отправителя .
В целях урегулирования проблемы поступления в Российскую Федерацию опасной продукции растительного происхождения Россельхознадзором с компетентными государственными органами более 30 стран заключены соглашения (меморандумы относительно безопасности продукции растительного происхождения, поставляемой в Российскую Федерацию (в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов)). Такой меморандум заключен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с Министерством сельского хозяйства и по делам деревень Турецкой Республикой (2 июля 2008г.). Все положения меморандумов направлены на выполнение требований российского законодательства в этой области.
Россельхознадзор в своей работе руководствовался Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации», Положением о проведении социально - гигиенического мониторинга, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. № 60, осуществлял надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, вел наблюдения в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов в пищевой продукции растительного происхождения, как заключительный этап контроля за соблюдением регламента применения средств защиты растений и агрохимикатов в целях обеспечения ведения Роспотребнадзором социально-гигиенического мониторинга. В Решении Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 также есть положение, что импортные пищевые продукты подлежат оценке на соответствие Единым санитарным требованиям до их ввоза на территорию государств - членов таможенного союза и должны иметь документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров).
Упразднение государственного контроля в указанной области (ранее контрольно-надзорные полномочия Россельхознадзора) привело к появлению на продовольственном рынке опасной пищевой продукции растительного происхождения, в первую очередь, импортной, контрафактных пестицидов и агрохимикатов, в том числе - особо опасных, относящихся к стойким органическим и ртутьсодержащим загрязнителям.
Из разных регионов страны от граждан и сотрудников федеральных служб поступает информация о незаконном ввозе, продаже и применение химических средств защиты растений. Увеличилось поступление опасной для человека пищевой продукции растительного происхождения особенно из-за рубежа: Польша, Молдавия, Турция.
От грамотного применения пестицидов и агрохимикатов зависит не только величина урожая, но и его безопасность, как для человека, так и животных, что в конечном итоге также относится к здоровью человека. Существенное значение имеет предотвращение загрязнения почвы и водоемов пестицидами и токсическими веществами (соли тяжелых металлов, радионуклиды) содержащиеся в минеральных удобрений. Заключающим этапом является проверка продукции растительного происхождения на ее безопасность для человека и животных путем лабораторных исследований на содержание пестицидов, нитратов и нитритов.
Производство, ввоз и оборот опасной сельскохозяйственной продукции на территории Российской Федерации может привести к необратимым экологическим последствиям, экономическому ущербу, нанести вред здоровью населения Российской Федерации. Указанные вопросы требуют безотлагательного решения.
Передача контроля за качеством и использованием пестицидов и агрохимикатов непрофильным ведомствам приведет к негативным последствиям для продовольственной безопасности страны, производству опасной продукции, загрязнению почв опасными токсикантами.
В мировой практике идет постоянное усиление контроля за использованием пестицидов и агрохимикатов.
В странах - членах Евросоюза контроль за безопасным обращением пестицидов осуществляют аналогичные Россельхознадзору службы, государственных инспекции, комитеты, подведомственные в основном Министерству сельского хозяйства.
В странах Латинской Америки:
Аргентина – Национальная служба здоровья животных и качества сельскохозяйственной продукции Аргентинской Республики (СЕНАСА);
Чили – Национальная служба по сельскому хозяйству и животноводству Республики Чили(SAG).
21 октября 2009 года Евросоюз принял Директиву по применению пестицидов.
Основные положения которой:
С 1 июля 2010 года Российская Федерация является членом Таможенного союза. В то время, как в Республике Беларусь надзорные функции осуществляет Совет по пестицидам и удобрениям Главной государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений (специализированная служба при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь), в Казахстане – Комитет Государственной инспекции в АПК Управления фитосанитарной безопасности Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в Российской Федерации контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в сельском хозяйстве с 1 августа 2011 года не ведется.
Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010г. № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» на территории Таможенного союза с 1 июля 2010г. введены «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», однако Россельхознадзор лишен полномочий проверять безопасность продукции растительного происхождения, подлинность и безопасность пестицидов и агрохимикатов, контролировать регламенты их применения.
Учитывая, что в настоящее время Россельхознадзор по всем указанным направления организовал эффективный государственный контроль, располагает сетью испытательных лабораторий (центров) по всей территории Российской Федерации, аккредитованных на проведение работ в указанном направлении, оснащенных современными оборудованием и приборами, имеющих высококвалифицированных специалистов, целесообразно сохранить за Россельхознадзором полномочия в указанной области.
В целях восстановления за федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области сельского хозяйства (функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса - Минсельхоз России, функции по контролю и надзору - Россельхознадзор), полномочий по государственному надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами необходимо внесение в Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» следующее изменение:
В статье 15. Государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами после слов «ветеринарного надзора» дополнительно записать слова «федерального государственного надзора в сфере защиты растении и обеспечения плодородия почв»
Внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации в этих целях не требуется.
Принимая во внимание, что нормативно-правовые акты, касающиеся осуществления контроля и надзора в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимкатами Комиссией Таможенного союза не принимались, предложений по внесению каких либо изменений в акты Таможенного союза не имеется.