Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Гигиенические аспекты обращения с отходами, образующимися при уничтожении химического оружия

Гигиенические аспекты обращения  с отходами, образующимися при уничтожении  химического оружия

 

Романов В.В., Леженин А.В., Зивенко О.М.

Федеральное медико-биологическое агентство

 

Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления – одна из наиболее острых эколого-гигиенических проблем.

Работы по уничтожению химического оружия и выводу из эксплуатации предприятий, ранее связанных с производством или оборотом токсичных веществ, в том числе бывших объектов по производству химического оружия   при их разрушении и объектов по уничтожению химического оружия в период конверсии, сопровождаются образованием огромного количества отходов, общая масса которых может превысить сотни тысяч  тонн.

Вопросы обеспечения безопасности при уничтожении химического оружия и утилизации отходов,  охраны здоровья людей и защиты окружающей среды, как приоритетные, определены в Конвенции от 13 января 1993 года «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» и законодательно закреплены в нормативных правовых актах Российской Федерации - в федеральном законе от 2 мая 1997 года № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»,   постановлении  Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305  «Об утверждении федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и др. 

Полномочия  Федерального медико-биологического агентства по медико-санитарному обеспечению процесса уничтожения химического оружия определены постановлением  Правительства Российской Федерации от 2 июля 2007 г. № 421                        «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти,  участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения».

В медико-санитарном сопровождении работ по  уничтожению  химического оружия занято 12 медицинских организаций ФМБА России, 6 территориальных органов,  2 научно-исследовательских института (ФГУП НИИ ГПЭЧ ФМБА России, г. Санкт-Петербург, ФГУП НИИ ГТП ФМБА России, г. Волгоград).

В районах размещения объектов функционируют территориальные органы и центры гигиены и эпидемиологии ФМБА России, в том числе созданные непосредственно на каждом из объектов промышленно-санитарные лаборатории ЦГиЭ ФМБА России, которые осуществляют постоянное мониторирование химической обстановки, надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия персонала и населения при выполнении работ по уничтожению химического оружия. 

Технологии, применяемые на объектах по уничтожению химического оружия, предусматривают образование значительного количества жидких и твердых отходов, подлежащих обезвреживанию от отравляющих веществ с целью их последующей утилизации либо захоронению на полигонах. Отходы объектов хранения и уничтожения химического оружия могут содержать в небольших количествах как сами отравляющие вещества, так и токсичные продукты их деструкции.

Объем отходов при использовании некоторых технологий превосходит в несколько раз объем уничтожаемого химического оружия: в 2,5 раз по иприту; в 7 раз по люизиту (В.А.Круглов, 2003); в 5 раз ФОВ (В.В.Захарычев, А.Л. Чимишкян, 2003), что предполагает, по самым скромным расчетам, 250-300 тыс. тонн отходов, полученных  только за счет уничтожения самих отравляющих веществ.

До настоящего времени остаются нерешенными  вопросы по дальнейшему использованию и переработке металлоотходов. На территории промплощадки объектов накоплено и складировано тысячи тонн корпусов боеприпасов и других металлоизделий.     Отходы, образующиеся в процессе уничтожения химического оружия, являются объектами, ограниченно оборотоспособными, и могут передаваться Правительством Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм в целях вовлечения указанных отходов в хозяйственный оборот в установленном порядке (статья  5  Федерального закона от 02 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»). До настоящего времени порядок   обеспечения безопасных условий передачи и переработки отходов и получения продукции, предназначенной для дальнейшего использования в хозяйственных целях, не установлен.

Целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия при захоронении отходов и эксплуатации полигонов является сохранение здоровья персонала, выполняющего работы по захоронению отходов объектов по уничтожению химического оружия, предотвращение поступления токсикантов в объекты окружающей среды, минимизация рисков воздействия отходов производства на население, проживающее в районах расположения полигонов.

Определение классов опасности по степени их токсичности позволяет устанавливать  и минимизировать вредное воздействие отходов на человека и его среду обитания. На все отходы   объектов по уничтожению и бывших объектов по производству химического оружия определены классы опасности в соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» и разработаны методики  для качественного и количественного контроля регламентированного содержания вредных веществ в отходах и подтверждения утверждённого класса опасности отходов. Экспертиза материалов по определению классов опасности отходов проводилась в научных организациях гигиенического профиля ФМБА России. Классы опасности отходов согласованы с территориальными органами ФМБА России, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор  за объектами по уничтожению химического оружия.  

С учетом огромных масштабов образования токсичных отходов и чрезвычайно широкого их разнообразия по составу, видам и характеру возможного опасного действия на человека и различные объекты окружающей среды проблема обеспечения безопасности персонала и населения при обращении с отходами, образовавшимися при   деятельности объектов по уничтожению химического оружия, занимает важное место в системе социально-гигиенического мониторинга.

В  ФМБА России  с 2005 года осуществляется ведение единой  системы мониторинга при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия, включающей данные санитарно-гигиенического контроля  и автоматизированного персонального учета работников объектов по уничтожению химического оружия и населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий объектов по уничтожению химического оружия.      Система динамического наблюдения за состоянием здоровья  как отдельных групп населения, так и индивидуально каждого человека, а также за загрязнением объектов производственной и окружающей среды, создана с целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья персонала объектов и населения и воздействием факторов среды обитания, в том числе возможного влияния отравляющих веществ и продуктов их деструкции.

Всего за период с начала эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия  по настоящее время выполнено 3 606 903   лабораторных исследования,   случаев превышения гигиенических нормативов отравляющих веществ в окружающей среде не зарегистрировано. Химического загрязнения окружающей среды в связи с размещением отходов не выявлено.

Во всех регионах размещениях объектов по уничтожению химического оружия при обследовании населения не было выявлено заболеваний, развитие которых можно было связать с воздействием на организм отравляющих веществ.

Главным условием и критерием химической безопасности для персонала и окружающей среды при проведении работ на объектах по уничтожению химического оружия, в том числе при обращении и захоронении отходов, является соблюдение требований и положений, изложенных в нормативных и методических документах.  

Разработаны и введены в действие санитарные правила СП 2.2.1.2513-09 «Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия».

Для осуществления эффективного санитарно-эпидемиологического надзора при обращении с образующимися отходами на объектах по уничтожению химического оружия, в том числе и при выводе их из эксплуатации, ФМБА России разработано 14 гигиенических нормативов содержания отравляющих веществ в отходах после печей (термообезвреживания), металлических отходов, на поверхности обезвреженных корпусов боеприпасов и выведенного из эксплуатации технологического оборудования и материалов, предназначаемых для металлоперерабатывающих предприятий. 7 гигиенических нормативов утверждены и введены в действие, еще 7 ГН находятся на стадии утверждения.

ФМБА России разработаны  методические документы по оценке опасности отходов, осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора  за полигонами захоронения отходов объектов по уничтожению химического оружия, по организации санитарно-химического контроля за состоянием производственной и окружающей среды при выводе из эксплуатации  объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия и другие.

Таким образом, штатное функционирование объектов по уничтожению химического оружия предусматривает образование промышленных отходов, отличающихся   содержанием токсичных веществ.

Принятые технологии уничтожения химического оружия позволяют существенно снизить исходную токсичность материалов вплоть до IV класса опасности.

Разработанная система критериев безопасности, количественного содержания отравляющих веществ и продуктов их деструкции, классификация образующихся отходов, а так же подготовленные нормативные и методические документы по обращению с отходами от уничтожаемых отравляющих веществ позволяют  уменьшить опасность воздействия образующихся отходов на персонал  и население прилегающих территорий.

При этом требуют решения следующие вопросы:

Чрезвычайная токсичность и опасность уничтожаемых отравляющих веществ, новизна технических решений, принятых в процессе уничтожения их запасов, обусловливает необходимость осуществления должного федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью по обращению и захоронению отходов объектов по  уничтожению химического оружия, бывших объектов по производству химического оружия, и  мониторинга  производственной и окружающей среды, в т.ч.  полигонов захоронения отходов. Предусмотренная законодательством периодичность проведения плановых проверок объектов по уничтожению химического оружия  1 раз в 3 года является крайне недостаточной.

Следует установить порядок обеспечения безопасных условий передачи и переработки отходов (металлолом и т.д.), образующихся при уничтожении химического оружия и предназначенных для дальнейшего использования в хозяйственных целях, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».

            Следует предусмотреть проведение работ по восстановлению территорий размещения отходов  (полигонов захоронения отходов, образовавшихся при уничтожении химического оружия и ликвидации последствий деятельности) после завершения эксплуатации указанных объектов.   

Меню

Новости экологии