Тезисы выступления «Перспективы законодательного обеспечения экологического страхования Российской Федерации»
Яжлев И.К., начальник центра, доцент Института жилищно-коммунального комплекса МГСУ, исполнительный директор Ассоциации экологического страхования.
Уважаемые участники парламентских слушаний!
С точки зрения рационального природопользования и охраны окружающей среды вопрос внедрения экологического страхования давно назрел. Особенно в связи с вступлением нашей страны в ВТОи активизацией участия в международном разделении труда, расширением рыночных реформ и повышением негативного воздействия на окружающую среду, появлением новых экологических вызовов – климатические изменения, необходимость ликвидации накопленного экологического ущерба, компенсации трансграничного экологического вреда, хозяйственная деятельность вблизи на ООПТ и др., требуются новые подходы и механизмы для решения экологических проблем.
За последнее время произошли значительные изменения в развитии международного и национального гражданского, природоохранного законодательства, направленные на внедрение экономических методов регулирования в сфере охраны окружающей среды. Практически во всехстранах, крупнейших торгово-экономических партнерах Российской Федерации, была серьезно пересмотрена и ужесточена ответственность хозяйствующих субъектов за причинение вреда объектам окружающей среды (объекты животного и растительного мира, природные комплексы, поверхностные водные объекты, почвы).
В Европейском союзе в 2004 году была принята Директива 2004/35/СЕ «Об экологической ответственности в отношении предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде», устанавливающая ответственность загрязнителя за проведение предупредительных мероприятий и предоставление финансовых гарантий на случай причинения вреда окружающей среде, где страхование рассматривается как наиболее удобный и универсальный инструмент. В европейских странах экологическое страхование становится неотъемлемой частью экологического управления рисками на промышленных предприятиях, что позволяет регулировать ряд экологических проблем, связанных как с управлением на производстве, так и с ответственностью за загрязнение объектов окружающей среды. По оценкам экспертов, 90-95 % европейских промышленных предприятий страхуются от возможных экологических рисков. В США требования о финансовых гарантиях, в том числе страхового покрытия на случай нанесения вреда объектам окружающей среды, содержатся во всех основных природоохранных актах.
Такая же тенденция в развитии законодательства прослеживается и в государствах – участниках СНГ.3 декабря 2009 года Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ принят Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», гармонизированный с вышеуказанной Директивой. Экологическое законодательство ряда государств – участников СНГ содержат положения об экологическом страховании. В 2002 в Республике Азербайджан был принят «Закон об обязательном экологическом страховании»; в 2005 г. в Республике Казахстан принят закон «Об обязательном экологическом страховании»; Президент Туркменистана подписал постановление о введении с 1 марта 2013 года обязательного экологического страхования.
Рядом российских нормативно-правовых актов, в первую очередь Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», заложены основы для развития в Российской Федерации обязательного экологического страхования. Опыт реализации положений некоторых нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов Российской Федерации в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай нанесения такого вреда, таких как законы от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 29.11.1996г. № 147-ФЗ «О космической деятельности», от 30.04.1999г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» и других, подтверждает, что экологическое страхование может стать наиболее универсальным и перспективным инструментом обеспечения экологической безопасности и гарантированного возмещения вреда окружающей среде.
Здесь необходимо отметить, что целью введения механизма экологического страхования является в первую очередь защита интересов хозяйствующих субъектов в связи с их обязательствами по возмещению экологического вреда, причиненному негативным воздействием хозяйственной на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности, а также создание условий для предупреждения возникновения загрязнения окружающей среды и ликвидации его последствий.
С другой стороны страхование экологических рисков это действенный инструмент защиты интересов общества, в случае если хозяйствующий субъект не достаточно действенно осуществляет деятельность по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде, в случае банкротства предприятия, предъявления исков на возмещение, превышающих возможности предприятия, приостановки основной деятельности, что часто можно наблюдать в различных отраслях.
Последствия хозяйственной деятельности в Российской Федерации, связанные с нанесением вреда окружающей природной среде, носят все более острый характер. В этой связи растет необходимость создания финансовых механизмов предупреждения и гарантированного возмещения нанесенного ущерба. Другим обстоятельством является то, что по мере осуществления рыночных реформ в российской экономике набирает силу процесс применения в сфере охраны окружающей среды наряду с административными экономических методов регулирования, в том числе страхования экологических рисков.
В Российской Федерации в Совете Федерации ведется разработка законодательного обеспечения обязательного страхования экологических рисков. Членами экспертного совета при Комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию сформулированы основные подходы по созданию и развитию системы экологического страхования в Российской Федерации и с точки зрения внедрения обязательных видов и его развития в добровольной форме.
Экологическое страхование является природоохранным мероприятием, имеющим важное социально-экономическое значение. Под экологическим страхованием предлагается рассматривать систему различных видов страхования рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществляемых как в обязательной, так и добровольной формах. Такими видами могут быть:
страхование ответственности хозяйствующих субъектов за вред, причиненный загрязнением окружающей среды (в обязательной форме);
страхование ответственности природопользователей за ненадлежащее выполнение обязательств по договорам природопользования; страхование финансовых рисков природопользователей;
страхование природных ресурсов, на которые имеются право собственности; страхование имущества юридических и физических лиц от негативного воздействия загрязненной окружающей среды;
страхование физических лиц от несчастных случаев и болезней в связи с негативным воздействием загрязненной окружающей среды.
В системе экологического страхования предусматривается необходимость предупреждения возможного причинения вреда окружающей среде путем финансирования специальных предупредительных мероприятий.
Основными принципами экологического страхования являются:
гарантирование целевого использования страховых выплат;
обеспечение условий для предупреждения причинения вреда окружающей среде и уменьшения последствий страхового события;
обеспечение финансовой устойчивости страховых операций по обязательному страхованию;
поэтапный охват всех «экологически опасных» субъектов хозяйственной и иной деятельности;
обеспечение государственного контроля за проведением операций по обязательному экологическому страхованию.
Страховая защита должна включать в себя:
расходы на мероприятия по расчистке территории, которые необходимо произвести после страхового случая;
расходы на оценку затрат и составление сметы на проведение восстановительных работ;
расходы на восстановление природной среды в соответствии со сметой проведения восстановительных работ;
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате негативного воздействия загрязненной окружающей среды.
Перечень видов хозяйственной деятельности, подпадающих под обязательное экологического страхование следует гармонизировать с положениями проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий"
Напомню что, в целях оптимизации системы мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды законопроектом предлагается,исходяиз устанавливаемых Правительством Российской Федерации критериев, определить три категории объектов хозяйственной деятельности: экологически опасные объекты, объекты, оказывающие умеренное воздействие и объекты, оказывающие незначительное воздействие.
Предлагается предусмотреть обязательное страхование для первых двух категорий объектов.
Одновременно страхование экологических рисков выступает как инструмент стимулирования социально-экономического развития страны. Система страховых тарифов в экологическом страховании должна стать стимулирующим фактором в целях внедрения на предприятиях наилучших доступных технологий (НДТ) и проведения предупредительных природоохранных мероприятий. Дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, исходя из которой устанавливаются размер страховых взносов и размер страховых выплат при наступлении страхового случая должен также учитывать деятельность страхователя по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде.
С другой стороны страхование может стать действенным инструментом «гарантированной» модернизации производств, в случае если проект внедрения НДТ не вышел на заданные показатели.
Для создания условий для развития экологического страхования в добровольной форме необходимо:
популяризация этого вида страхования;
экономическое стимулирование страхователей и страховщиков (отнесение на себестоимость продукции и услуг расходов на страхование, отнесение создание страховыми организациями резерва предупредительных мероприятий на расходы);
развитие взаимного экологического страхования.
С другой стороны, следует отметить, что имеются предложения ограничиться внесением изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в части расширения его действия на отношения, возникающие вследствие причинения вреда природной среде. Но хотелось бы обратить внимание на разный характер рисков, регулируемых в законе, в случае внесения поправок и как следствие разное законодательное и методическое обеспечение. В первом случае это гражданское, отраслевое законодательство, во-втором природоохранное. Был опыт применения федерального закона21 июля 1997 года № 116-ФЗ«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», когда в рамках одного страхового полиса происходило урегулирование ущерба, причиненного жизни, здоровью, имуществу и окружающей среде. В соответствии с гражданским законодательством в первую очередь осуществлялись выплаты на покрытие вреда жизни, здоровью. Зачастую на объекты окружающей среды оставалась небольшая часть страховой суммы. Поэтому идет речь о выделении страхования экологической ответственности из страхования общегражданской ответственности.