В письме даются разъяснения по вопросу приема территориальными органами Росприроднадзора годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», а также отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - отчетность СМСП).
1. В соответствии с п. 7 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления первичных статистических данных в форме электронного документа, а также форматы предоставления данных в электронной форме, устанавливаются субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена.
Росприроднадзор указывает, что в случае предоставления природопользователями в территориальный орган Росприроднадзора статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) в электронном виде, подписанной квалифицированной электронной подписью, выпущенной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» любым аккредитованным Минкосвязью России удостоверяющим центром, дополнительного представления бумажной версии не требуется.
2. Росприроднадзор напоминает о том, что несвоевременное представление отчетности СМСП, а также сообщение неполных или неверных данных в отчетности СМСП рассматривается как сокрытие или искажение экологической информации и является основанием для привлечения к административной ответственности, установленной ст. 8.5 КоАП РФ.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 2 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью СМСП.
В связи с этим, непредставление отчетности СМСП в течение текущего года, и как следствие, отсутствие лимитов на размещение отходов, рассматривается как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет за собой привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Более того, у природопользователя, не представившего отчетность СМСП, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 25 декабря 2014 г. № АА-03-04-36/21179
О ПРИЕМЕ
СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО ФОРМЕ 2 ТП-ОТХОДЫ И ОТЧЕТОВ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях урегулирования вопросов, возникающих при приеме территориальными органами Росприроднадзора годовой формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", а также отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - отчетность СМСП), сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 (далее - Положение), первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления первичных статистических данных в форме электронного документа, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические средства, включая носители информации, каналы связи, средства защиты, а также форматы предоставления данных в электронной форме, устанавливаются субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена.
Вместе с этим, ранее в адрес территориальных органов Росприроднадзором было направлено письмо от 17.12.2014 № ОД-06-06-36/205505, согласно которому прием отчетности по форме 2-ТП (отходы) от природопользователей в электронном виде осуществляется, в том числе, с применением квалифицированной электронной подписи, выпущенной в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" любым аккредитованным Минкосвязью России удостоверяющим центром.
В этой связи, в случае представления природопользователями в территориальный орган Росприроднадзора статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) в электронном виде, подписанной квалифицированной электронной подписью, дополнительного представления бумажной версии не требуется.
Росприроднадзор обращает внимание, что приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", а также Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30, не предусмотрены основания для отказа уполномоченного органа в приеме отчетности, представляемой хозяйствующими субъектами.
Вместе с этим, согласно п. 6 Положения субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3-дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные.
Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 Положения, или необходимые пояснения.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, что непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Так, нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет за собой применение мер административного воздействия, предусмотренных статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Субъектом административной ответственности, предусмотренной в указанной статье, выступает должностное лицо, ответственное за представление статистической информации.
Согласно статье 23.53 Кодекса органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 13.19 КоАП РФ, является Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета и его территориальные органы.
Кроме того, надлежит иметь в виду, что ст. 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" устанавливает ответственность предприятий, учреждений, организаций и объединений по возмещению в установленном порядке органам статистики ущерба, возникшего в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, образует состав административного правонарушения, квалифицируемый по ст. 8.5 Кодекса.
Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц.
Таким образом, несвоевременное представление отчетности СМСП субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, а также сообщение неполных или неверных данных в отчетности СМСП связано с объектом посягательства, указанным в ст. 8.5 Кодекса.
В силу п. 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью СМСП.
Следовательно, лимитами на размещение отходов за прошедший год являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью СМСП, представленной в текущем году.
В этой связи, в случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства в целом не представили отчетность СМСП в течение текущего года, и как следствие, не имеют лимитов на размещение отходов, к ним также может применяться административная ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса.
При этом следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, определено, что масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов (в данном случае отчетности СМСП).
Временно исполняющий
обязанности Руководителя
А.М.АМИРХАНОВ