Должны ли производители, импортеры товаров уплачивать экологический сбор применительно к твердым коммунальным отходам в случае обращения к юридическим лицам не обладающим статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами?
Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») отходы от использования товаров – готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
При этом под нормативом утилизации отходов от использования товаров понимается установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного утилизацию отходов от использования товаров в соответствии с нормативами утилизации обязаны обеспечивать исключительно:
На основании пункта 4 указанной статьи Федерального закона обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).
Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров.
На основании изложенного выполнение нормативов утилизации путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является одним из способов обеспечения выполнения нормативов утилизации.
При этом необходимо отметить, что выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров применительно к твердым коммунальным отходам обеспечивается производителем, импортером товаров либо оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором.
В соответствии со статьей 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 данного Федерального закона.
При этом в соответствии с п. 9 указанной статьи Федерального закона обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции данного Федерального закона) органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.
На основании изложенного, до наделения юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, производители, импортеры товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств лишены возможности обеспечивать самостоятельное выполнение нормативов утилизации путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором (применительно к твердым коммунальным отходам).
При этом возможность заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором является безусловным правом производителем, импортером товаров.
На основании изложенного в случае не наделения юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, производители, импортеры товаров вправе не выполнять нормативы утилизации применительно к твердым коммунальным отходам.
В данном случае экологический сбор не уплачивается.
https://www.ecours.ru/ru/