Обращение к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.А. Чайке (по письму РПН от 25.05.16г. № РН-03-03-31/9771, отходы бурения)

Уважаемые клиенты и партнеры Центра правового обеспечения природопользования! 

Центром правового обеспечения природопользования (далее – Центр) подготовлено Обращение к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.А. Чайке (в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма от 25 мая 2016 года № РН-03-03-31/9771, содержащего правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающих препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности. 

В Обращении Генеральному Прокурору РФ предлагается принести протест на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 мая 2016 года № РН-03-03-31/9771, а также предостеречь данную федеральную службу о недопустимости нарушения закона путем издания писем, содержащих правовые позиции, противоречащие действующему законодательству и устанавливающие незаконные обязанности и ограничения в отношении субъектов хозяйственной деятельности. 

В связи с изложенным просим поддержать инициативу Центра, ознакомиться с Обращением и в срок до 22 июля 2016 года, обеспечить его подписание Вашей организацией.  

Подписание Обращения осуществляется руководителем организации или профильным заместителем руководителя прилагаемого к Обращению подписного листа. 

После подписания просим скан-копию подписного листа направить в Центр по электронной почте  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.   для формирования общего списка подписавших Обращение организаций. 

 С уважением, Кокотов Борис

Генеральный директор ООО "Центр правового обеспечения природопользования"

 

 

Обращение К Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю.А. Чайке

(в связи с изданием Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письма от 25 мая 2016 года № РН-03-03-31/9771 содержащего правовые позиции, не соответствующие действующему законодательству и создающих препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности) 

 

Уважаемый Юрий Яковлевич!

В соответствии с п. 6.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400) данная федеральная служба, в числе прочего вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Необходимо отметить, что 25 мая 2016 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования было издано письмо № РН-03-03-31/9771 (далее – Письмо).

В соответствии с данным Письмом Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в Письме от 25 мая 2016 года № РН-03-03-31/9771 разъяснила свою позицию по вопросам определения права собственности на отходы, образуемые при бурении скважин, о порядке нормирования данных отходов, а также по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов бурения.

В Письме Росприроднадзор пояснила, что в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующим субъектом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности, либо сведения об отходах, на которые им было приобретено право собственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

При этом в отношении отходов, образуемых в процессе бурения скважин, сведения представляются в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, осуществляющего буровые работы на основании соответствующей лицензии на пользование участком недр.

Росприроднадзор также считает, что представление сведений об отходах бурения в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, не имеющего лицензии на пользование недр, не осуществляющего буровые работы и принявшего их в собственность, будет являться недостоверной информацией.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона (в редакции, действующей с 1 января 2015 года) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

На основании ст. 136 указанного Федерального закона плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

На основании изложенного отходы, образующиеся в процессе оказания услуг, принадлежат собственнику материалов, из которых данные отходы были образованы..

При этом в договоре может быть предусмотрено условие о том, что отходы, образующиеся в процессе оказания услуг, принадлежат организации, оказывающей данные услуги.

В случае отсутствия такого условия, отходы, образующиеся в процессе оказания услуг, принадлежат собственнику материалов, из которых данные отходы были образованы.

При этом образователем отходов является лицо, приобретшее право собственности на отходы в результате их создания и которому принадлежит право собственности на сырье, материалы, в процессе использования которых были образованы данные отходы.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываютиндивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Таким образом, обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обращению за утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложены на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

С учетом изложенного установление правовой связи между наличием лицензии на недропользование и определением лица в качестве образователя отходов является неправомерным.

Позиция Росприроднадзора, изложенная в письме от 25 мая 2016 года № РН-03-03-31/9771 противоречит действующему законодательству, и возлагает на недропользователей незаконную обязанность предусматривать в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходы, образователями и собственниками которых они не являются.

Обращаем внимание Генерального прокурора Российской Федерации на то обстоятельство, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования продолжает использовать практику установления обязанностей и ограничений в отношении субъектов хозяйственной деятельности путем принятия разъяснительных писем.

При этом указанные письма доводятся до сведения территориальных органов Росприроднадзора, и воспринимаются последними в качестве руководства к действию, что, в свою очередь приводит к многочисленным нарушениям прав субъектов хозяйственной деятельности.

На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» просим:

1.Принести протест на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25 мая 2016 года № РН-03-03-31/9771;

2.Предостеречь Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о недопустимости нарушения закона путем издания писем, содержащих правовые позиции, противоречащие действующему законодательству и устанавливающие незаконные обязанности и ограничения в отношении субъектов хозяйственной деятельности.

С уважением,

подписи представителей организаций согласно приложенному списку.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 ПИСЬМО

от 25 мая 2016 г. N РН-03-03-31/9771 

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ 

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение по вопросам определения права собственности на отходы, образуемые при бурении скважин, о порядке нормирования данных отходов, а также по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов бурения и сообщает следующее.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Основания приобретения права собственности определены ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В силу ст. 210 Кодекса, бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы, так же как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, могут быть урегулированы хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.

Вместе с этим по вопросу разработки проектов НООЛР поясняем следующее.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 89-ФЗ устанавливаются применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

В соответствии с п. 2 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, проекты НООЛР содержат обоснование предлагаемого обращения со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.

Таким образом, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующим субъектом указываются только отходы, образующиеся непосредственно в процессе осуществляемой им деятельности, либо сведения об отходах, на которые им было приобретено право собственности в соответствии с Кодексом.

Однако в отношении отходов, образуемых в процессе бурения скважин, сведения представляются в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, осуществляющего буровые работы на основании соответствующей лицензии на пользование участком недр. Представление сведений об отходах бурения в составе проекта НООЛР хозяйствующего субъекта, не имеющего лицензии на пользование недр, не осуществляющего буровые работы и принявшего их в собственность, будет являться недостоверной информацией.

По вопросу платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов сообщаем, что в соответствии с п. 4 ст. 23 Закона N 89-ФЗ внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется хозяйствующими субъектами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

 Заместитель Руководителя

Р.Х.НИЗАМОВ

 

Меню

Новости экологии