Приказ Росприроднадзора от 13 октября 2015 г. № 810 «Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов»
Данный Приказ разработан в целях реализации Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712, которыми предусмотрено указание компонентного состава отхода в процессе заполнения Паспорта отходов I - IV классов опасности.
На ФБУ «ФЦАО» возложена обязанность до 20 октября 2015 г. дополнить (разработать) федеральную государственную систему ПТК «Госконтроль» - модуль ГКО», включающую Перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее – Перечень).
Кроме того, территориальные органы Росприроднадзора обязаны руководствоваться Перечнем (посредством использования указанного модуля) при принятии решений о подтверждении класса опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов.
Так, компонентный состав и условия образования определены Перечнем в отношении 102 видов отходов, в том числе:
- смазочно-охлаждающие масла, отработанные при металлообработке;
- спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15 %);
- отходы минеральных масел компрессорных;
- угольные фильтры отработанных, загрязненных нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более);
- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства и др.
Публикация: Документ не опубликован.
Текст данного приказа предоставляется по запросу в Центр.
https://www.ecospecialist.ru
05.05.16г.
Каким образом должны быть отнесены отходы I - IV классов опасности к конкретному классу опасности при невозможности определения компонентного состава по результатам количественных химических анализов?
Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Важно отметить, что в соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не требуется.
Необходимо отметить, что Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности.
При этом порядок отнесения отходов V классов опасности к конкретному классу опасности не установлен.
На основании изложенного в случае, если в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц образуются отходы I - V классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица не обязаны осуществлять отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для последующего подтверждения такого отнесения.
При этом подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется исключительно в отношении отходов, не включенных в ФККО.
В соответствии с пунктом 1 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (утв. Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541) (далее – Порядок) данный нормативный правовой акт устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее – хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее – территориальные органы Росприроднадзора).
В соответствии с пунктом 3 Порядка класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
В соответствии с пунктом 4 указанного нормативного правового акта химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Необходимо отметить, что допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности в том числе:
1) копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), – в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;
2) копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, – в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;
3) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, – при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев;
4) копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), – при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;
В соответствии с пунктом 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
В соответствии с пунктом 1 Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 536) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:
В соответствии с пунктом 15 указанного нормативного правового акта для установления класса опасности отхода применяется:
При этом в случае, если на основании применения Критерия (1) (степень опасности отхода для окружающей среды (К)) получен V класс опасности, для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия (2) (кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует).
При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия (1) (степень опасности отхода для окружающей среды (К) и применения Критерия кратность (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует, устанавливается класс опасности отхода на основании кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода согласно Приложению № 5 к Критериям.
В соответствии с пунктом 4 Критериев степень опасности отхода для окружающей среды (K), значения которой по классам опасности отхода приведены № 1 к Критериям, определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход (далее – компоненты отхода), для окружающей среды (Ki):
K = K1 + K2 + ... + Km,
где K1, K2, ... Km – показатели степени опасности отдельных компонентов отхода для окружающей среды;
m – количество компонентов отхода.
Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, либо по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
На основании изложенного, в случае необходимости отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды и при невозможности определения компонентного состава по результатам количественных химических анализов, класс опасности должен быть определен по степени опасности отхода для окружающей среды с использованием сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
https://www.ecours.ru/ru/
10.03.16г. Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено Юридическое заключение по вопросу о применении Приказа Росприроднадзора от 13 октября 2015 г. № 810 для целей идентификации отходов и соотнесения их с видами отходов, содержащимися в ФККО и БДО.
Основные выводы заключения:
1.Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, с 1 января 2016 г. не требуется;
2.Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности, составить и утвердить паспорт, копия которого должна быть направлена в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности.
При этом направление вместе с копией паспорта документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, с 1 января 2016 г. не является обязательным;
3.Необходимо различать процедуру идентификации отхода и соотнесения его с видом отхода, содержащимся в ФККО и БДО, и процедуру установления химического и (или) компонентного состава вида отходов;
4.Для целей идентификации отхода и соотнесения его с видом отхода, содержащимся в ФККО и БДО, должен быть использован химический и (или) компонентный состав вида отходов, указанный в банке данных об отходах;
5.В случае отсутствия информации о химическом и (или) компонентном составе в процентах вида отходов в БДО хозяйствующие субъекты вправе для целей идентификации отхода и соотнесения его с видом отхода, содержащимся в ФККО и БДО, использовать любое процентное соотношение веществ, входящих в химический и (или) компонентный состав отходов;
6.Приказ Росприроднадзора от 13 октября 2015 г. № 810 «Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» (далее – Приказ № 810) был принят в целях оказания практической помощи территориальным органам Росприроднадзора при идентификации отходов и соотнесения их с видами отходов, содержащихся в ФККО и БДО в части компонентного состава и условия образования отходов.
При этом Приказ № 810 регулирует вопросы деятельности территориальных органов Росприроднадзора при осуществлении ими процедуры подтверждения отнесения отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов к классу опасности;
7.Приказ № 810 должен применяться с учетом ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и положений Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (утв. Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 г. № 541);
8.Установленный Приказом № 810 перечень среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не имеет самостоятельного правового значения и не может быть использован для целей идентификации отхода и соотнесения его с видом отхода, содержащимся в ФККО и БДО;
9.Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
При этом в случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
https://www.ecospecialist.ru
Ранее:
Юридическое заключение АСУ ЭКОЮРС по вопросу о правовых последствиях принятия Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Приказа от 13 октября 2015 г. № 810 «Об утверждении Перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов»
Основные выводы заключения:
1. Приказ Росприроднадзора от 13 октября 2015 г. № 810 не является нормативным правовым актом, и не влечет каких-либо правовых последствий.
На данный документ нельзя ссылаться при разрешении споров;
2. В настоящее время полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению процедуры подтверждения отнесения отнесение отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности не установлены.
При этом Приказ Росприроднадзора от 13 октября 2015 г. № 810 не может рассматриваться в качестве основания для осуществления указанной федеральной службой данных полномочий;
3. Участие ФБУ «ФЦО» в процедуре проверки правильности отнесения отходов к видам отходов, предусмотренных ФККО, не соответствует действующему законодательству.
При этом Росприроднадзор не был вправе возлагать указанные полномочия на ФБУ «ФЦО»;
4. В случае принятия организацией решения о направлении материалов, подтверждающих отнесение отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности в соответствующее территориальное управление Росприроднадзора, представленные документы должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 30 дней со дня их представления;
5. До принятия нормативного правового акта, определяющего процедуру подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности, хозяйствующие субъекты вправе по собственной инициативе начать процедуру паспортизации образующихся у них отходов в соответствии с требованиями Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712, без прохождения процедуры подтверждения отнесения отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности.
Для этого необходимо оформить паспорт отхода I - IV классов опасности по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 и направить его копию в соответствующее территориальное управление Росприроднадзора.
В качестве документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности достаточно приложить имеющиеся у организации материалы отнесения отхода к соответствующему классу опасности (в т.ч. действующие свидетельства и паспорта);
6. Возврат территориальными управлениями Росприроднадзора представленных документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, со ссылкой на несоответствие представленных материалов среднестатистическим значениям для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 13 октября 2015 г. № 810) не соответствует действующему законодательству, и может быть обжалован в установленном порядке в арбитражный суд;
7. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступающей в силу с 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не требуется.
При этом с 1 января 2015 г. Приказ Росприроднадзора от 13 октября 2015 г. № 810 будет противоречить ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
https://www.ecours.ru/ru/